Современная система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа

Описание

Цели: Изучить актуальные проблемы системы образования различных типов учебных заведений и учреждений;

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика образовательной системы в России
1.1 Центральное звено системы
1.2 Дошкольные образовательные учреждения
1.3 Высшая школа
1.4 Частные и альтенативные образовательные учреждения
1.5 Актуальные проблемы
Глава 2. Исследовательская часть
2.1Общая структура системы образования РФ.
2.2 Дошкольное образование
2.3 Среднее (школьное) образование
2.4 Среднее профессиональное образование
2.5 Высшее профессиональное образование
2.6 Общая характеристика перспектив системы образования России.
2.7 О проблемах развития Российской системы образования
2.8 Основные проблемы системы образования
2.9 Основные меры и направления в системе образования РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      ГОУ ВПО «Якутский государственный  университет имени М.К. Аммосва»

      Автодорожный  факультет

      Кафедра «Машиноведение» 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Курсовая  работа

      по  предмету: Общая и профессиональная педагогика

      на  тему: «Современная система образования в России» 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                      Выполнил:

                      студент гр. ПО-08

                      Бабиков А.Л.

                      Проверила:

                      доцент, к.п.н.

                      Егорова Р.И. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       

      Якутск  – 2010 

      Содержание: 
       

Введение 

Глава 1. Характеристика образовательной  системы  в России

    1.1 Центральное звено системы

    1.2 Дошкольные образовательные учреждения

    1.3 Высшая школа

    1.4 Частные и альтенативные образовательные учреждения

    1.5  Актуальные проблемы  

Глава 2. Исследовательская часть

    2.1Общая структура системы образования РФ.  
    2.2 Дошкольное образование  
    2.3 Среднее (школьное) образование  
    2.4 Среднее профессиональное образование  
    2.5 Высшее профессиональное образование

    2.6 Общая характеристика перспектив системы образования России.

    2.7 О проблемах развития Российской системы образования  
    2.8 Основные проблемы системы образования  
    2.9 Основные меры и направления в системе образования РФ
     

Заключение 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение

Актуальность:

      Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?

      Какую роль должна играть школа и какой  она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

        Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное  значение.

      Определение стратегических направлений развития систем образования волнует практически всё мировое сообщество. В книге “Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования” американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос “Что вы хотите от школы?” получал, как правило, один и тот же ответ: “Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”.  

Объект:

    Объектами исследования является системы образования в  России.

Предмет:

    Актуальные  проблемы современной системы образования;

Цели:

    Изучить актуальные проблемы системы образования различных типов учебных заведений и учреждений;

Задачи:

  1. Ываым
  2. Вуа свыс
  3. ваываыв
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1

   Характеристика  образовательной  системы

   в России. 

   Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами:

   - думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);

   - обладать творческим мышлением;

   - обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

   По глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

   Таким образом, выпускник современной  школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

   - гибко адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

   - самостоятельно критически мыслить,  уметь видеть возникающие в  реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

   - грамотно работать с информацией  (уметь собирать необходимые для  решения определенной проблемы  факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

   - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

   - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

   Таким образом, главное, стратегическое направление  развития системы образования находится  в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

   Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

   К образовательным учреждениям относятся:

   - дошкольные;

   - общеобразовательные;

   - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

   - профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

   - учреждения дополнительного образования;

   -другие  учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

   Образовательные учреждения могут быть платными и  бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

   Деятельность  государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. 
 

1.1 Центральное звено  системы образования

   Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

   Главные задачи общеобразовательных учебных  учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

   В целом, особенно в математике и физике, сохраняется программная основа, сложившаяся в течение многих десятилетий и ставшая традиционной. Именно эта основа обеспечивает признанно высокий уровень российской системы естественнонаучного образования, о чем я уже упоминала. Традиционность образования имеет много достоинств. В любой радио- или телепередаче, в любой публичной лекции, в любом печатном издании, если они обращены к массовому слушателю, зрителю или читателю, можно заранее рассчитывать на определенный уровень их образовательной подготовки, полученной в школе. Выверенные веками образовательные стандарты вполне могут донести до своих учеников даже учителя средних способностей, по уровню развития и интересов мало чем отличающиеся от рядового обывателя.

   В старших лицейских или гимназических  классах, как правило, вводится лекционно-семинарская система, с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и слушателями, естественно, слабее, чем контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорный материал, где важно поддерживать цельность изложения. Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения.

Информация о работе Современная система образования в России