Современная система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа

Описание

Цели: Изучить актуальные проблемы системы образования различных типов учебных заведений и учреждений;

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика образовательной системы в России
1.1 Центральное звено системы
1.2 Дошкольные образовательные учреждения
1.3 Высшая школа
1.4 Частные и альтенативные образовательные учреждения
1.5 Актуальные проблемы
Глава 2. Исследовательская часть
2.1Общая структура системы образования РФ.
2.2 Дошкольное образование
2.3 Среднее (школьное) образование
2.4 Среднее профессиональное образование
2.5 Высшее профессиональное образование
2.6 Общая характеристика перспектив системы образования России.
2.7 О проблемах развития Российской системы образования
2.8 Основные проблемы системы образования
2.9 Основные меры и направления в системе образования РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

   Студенты

   Всем  известно, что качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, с каждым годом снижается. Как  говорят сами преподаватели, «везде пустые лица». Что же, эту проблему не исправить ни за год, ни за два, а ведь какие-то шаги надо делать. Начнем с дисциплины.

   Во-первых, посещаемость. Если посещаемость студентом  лекций и семинаров хотя бы одного предмета низка (составляет, скажем, около 40% от общего числа часов, отведенных на предмет), то ставится вопрос об отчислении (если нет уважительной причины).  
Во-вторых, запрет совмещения учебы с работой. Допускается только производственная практика и работа в университете. В случае нарушения – прекращение выплаты стипендий (такое возможно только на бюджетных отделениях). Можно проработать и другие виды наказаний.  
Здесь надо оговориться, что подобный род наказания возможен будет только при больших стипендиях. Пока же государство стипендиями студентов не балует.  
В-третьих, соблюдение элементарных правил поведения в обществе. В случае оскорбления преподавателя, появления в нетрезвом виде, вульгарного поведения – отчисление.

   Это пишет  не тиран и не деспот. Важно понять, что смотреть «сквозь пальцы»  на подобные нарушение нельзя. Это  ведет к элементарному подрыву авторитета преподавателей. А если студент знает, что может сделать почти ВСЕ, что ему угодно, и при этом выйти сухим из воды, то ни о какой дисциплине не может быть и речи. Пример может быть заразителен для окружающих. Ложка дегтя способна испортить целую бочку меда! Об этом никогда не надо забывать.

   Как с  горечью отмечает г-н Фурсенко, только 15-20% студентов приходит в вуз за получением знаний.[4] С ним трудно не согласиться. Большинство учащихся пассивно. Стимулирование их активности заключено в самоуправлении. Силен тот вуз, где активен студенческий профком. В подобных студенческих организациях концентрируются наиболее активные представители молодежи. Профком должен отстаивать интересы студентов на макроуровне (на уровне всего вуза), организовывать развлекательные мероприятия, направленные на развитие сплоченности и т.п.

   Представляется  целесообразным создание внутри факультетов  «мини» профкомов. Ими вполне могут  стать старостаты. Старостаты должны повсеместно вводиться в университетах. Что же такое старостат? Старостат - это совещательный студенческий орган при деканате факультета. Членами старостата могут быть как сами старосты - их зачастую выбирают сами преподаватели - так и члены профкома, которые выбираются студентами. Раз в неделю либо в месяц (в зависимости от численности учащихся на факультете и насыщенности факультетской жизни) проходит созыв старостата, на котором держится совет между студентами-активистами и преподавателями. На повестке дня могут находиться вопросы общей успеваемости, посещаемости, организации научных и развлекательных мероприятий. Старостат должен совместно с деканатом определять политику, проводимую на факультете, так как, являясь представительным органом студенчества, члены старостата зачастую владеют более объективной информацией о творящемся в «сердце» факультета - его студентах.

   Огромную  роль должно играть взаимодействие между  преподавателями и студентами. Всяческое стимулирование и поощрение совместных работ, исследований должно стать нормой. Преподаватель не должен бегать за студентами — это студенты должны искать преподавателя. «Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе». Хотя желательно, чтобы и гора начинала двигаться. Менторские взаимоотношения послужат только взаимному обогащению знаниями и умениями.  

   Заключение:

   Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно  теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.

     Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

   Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, сопрягая его с современными формами жизни культуры, мы выходим к проблеме отсутствия единой педагогической практики (традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное, религиозотерическое и т.д.) Сегодня в России можно выделить три основных тенденции в сфере образования: кризис классической модели, создание экспериментальных школ, альтернативных форм обучения, интеррация в мировую культуру: демократизация школы, установление связи с основными созревающими субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования. Третья тенденция - восстановление и развитие традиций русской школы. В России разработаны следующие философско-педагогические идеи: концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Л. Гальперин), идеи развивающего обучения (В. Давыдов, А. Занков), проблемное обучение (И. Лернер), школа "диалога культур" (В. Библер), методологизация содержания процесса обучения (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев).

   В современной ситуации когда закладываются  основы экономического поведения, когда  основной тезис жизни "на все есть цена", встает проблема формирования новой экономической культуры ребенка, которая призвана помочь ребенку войти в мир реалий.

   И в заключение хотелось бы поделиться своими впечатлениями от новой формы обучения - с помощью компьютера. Конечно, нельзя всё сводить к нему, - и количество часов, проведенных за экраном, не может служить критерием качества обучения, как это пытаются представить в некоторых частных школах. Но, несомненно одно - компьютер отличный помощник для организации индивидуального обучения. Ведь как только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Например, в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующий его курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет ту программу, которая в него заложена, и предоставляет огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать практически все органы чувств, используемых для  восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад - сейчас многие обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которые ребёнку трудно принять как необходимые ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно откладывать "на потом" решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа. Кстати, по принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое "дистанционное обучение" - когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое отсутствие слушателей последних может быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана, но в отличие от книги или телепередачи сохраняется обратная связь между преподавателем и учениками.

   Это - реальность сегодняшнего дня. Интересно, что нас (и наших детей) ждет в недалеком третьем тысячелетии? 

   «Человек  не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Ч.Диккенс.

     Таким образом, развитие и совершенствование  системы образования зависит от воли правительства России и администрации вузов. Кризис – время перемен. Именно в кризисы рождались гениальные идеи, свершались грандиозные преобразования.

      Многие бизнесмены и работодатели, отвечали на вопрос “Что вы хотите от школы?”, одиним и тем же ответом: “Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”. Это и понятно, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школа сумеет это делать очень хорошо, для информационного общества, каким становятся США и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.

      В качестве ведущих принципов государственной  политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др.

     Сейчас  вузы формируют политический, экономический  и культурный истеблишмент нации, и  от того, каким вырастит этот истеблишмент, зависит будущее страны. Так давайте уже задумаемся над этим будущим.  
 
 
 
 
 

Используемая  литература: 

   
  1. Phillip С. Slechty. “Schools for the 21st Century”. San Francisco, 1990.
  2. Онищук В.А. “Урок в современной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г.
  3. Арапов М.В., Загвоздкин, В.К. “Вольдорфские школы в России”, 2000г.
  4. Иллих И.Н. “Общество, отказавшееся от образования” 1971г.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика”. Москва, “Academa” 2000г.
  6. Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели.” Москва, “Наука”, 1997г.
  7. Журналы “Дошкольное воспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000г.
  8. Журналы “Вестник образования” № 9 1998г., № 14 2000г.
  9. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 — ФЗ.
  10. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // “Alma Mater (“Вестник высшей школы). – 2001. — № 9. — С. 17-21.
  11. Россия и страны мира / Статистический сборник..— М., Госкомстат России. — 2002.
  12. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. — М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.
  13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393
 

Ссылки  на источники с  сети Интернет:

   1.  http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11443ml?no_cache=1&cHash=0efa013355

   2.  http://www1.ege.edu.ru/images/stories/stat2008/2008/4.3.13.xls - здесь можно сравнить результаты ЕГЭ по различным предметам в 2005 г., 2006 г., 2008 г.)

   3.  http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d01/08-10.htm

   4.  http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11394.html?no_cache=1&cHash=c0d730f2fb

Информация о работе Современная система образования в России