Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа
Цели: Изучить актуальные проблемы системы образования различных типов учебных заведений и учреждений;
Введение
Глава 1. Характеристика образовательной системы в России
1.1 Центральное звено системы
1.2 Дошкольные образовательные учреждения
1.3 Высшая школа
1.4 Частные и альтенативные образовательные учреждения
1.5 Актуальные проблемы
Глава 2. Исследовательская часть
2.1Общая структура системы образования РФ.
2.2 Дошкольное образование
2.3 Среднее (школьное) образование
2.4 Среднее профессиональное образование
2.5 Высшее профессиональное образование
2.6 Общая характеристика перспектив системы образования России.
2.7 О проблемах развития Российской системы образования
2.8 Основные проблемы системы образования
2.9 Основные меры и направления в системе образования РФ
Заключение
Список использованной литературы
• непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности);
• интеграция программных областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;
• рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
• обеспечение психологического комфорта, повышенное внимание к здоровью детей;
• уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
• сотрудничество между детьми и педагогами, предоставление детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
• “выращивание” универсальных или “сквозных” способностей (рефлексия, коммуникативность, самооценка, умение разрешать проблемные и межличностные ситуации и др.).
Таким образом, работа с целостным преемственным содержанием предполагает, с одной стороны, формирование базиса личностной культуры на этапах дошкольного и начального школьного возраста, а с другой стороны, “встраивание” этого содержания в обязательные требования государственных стандартов.
Еще рано говорить о результатах, но отдельные выводы уже можно сделать:
1. Благодаря комплексному подходу и системе в работе по оздоровлению и физическому воспитанию дошкольников и младших школьников, обеспечивается сохранность их здоровья, не усугубляются хронические заболевания, не наблюдается ухудшение зрения, отмечается низкая заболеваемость (в среднем 408 на 1000 детей).
2.
Выпускники прогимназии
В
последние годы получили широкое
распространение учебно-
Для
современной системы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 1997 г. их было 800 тыс. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется “шефство” взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казённых учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.
В
тяжёлые годы после второй мировой
войны в Европе осталось много детей-сирот.
В 1949 г. австриец Герман Гмайнер открыл
первую “детскую деревню” -
детский дом семейного типа. В настоящее
время по модели детского дома Г. Гмайнера
в 130 странах созданы учреждения для сирот.
Стратегия воспитания представляется
следующим образом: сначала излечить душу
и тело ребенка, потом развить и выучить
его, а после - помочь утвердиться в обществе
в соответствии с его возможностями и
силами. “Мать деревни” (официальное
название новой профессии) вместе с работой
выбирает и судьбу. Она живет с детьми,
воспитывает их и самостоятельно ведет
хозяйство. У нее 6-8 ребят, это названые
и родные братья и сестры. В деревне таких
домов обычно 10-12. Директор деревни не
столько контролирует, сколько помогает
и распределяет финансы. А в остальном
всё, как в семье. Дети ходят в обычную
школу, лечатся в обычной поликлинике.
В 1996 г. приняла своих воспитанников первая
российская детская деревня в подмосковном
Томилино. В Лаврове под Орлом, где работает
школа по подготовке “матерей”, открывается
вторая. Третья появится под Петербургом
в г. Пушкине.
1.3
Высшая школа
Согласно Закону РФ “Об образовании” новой является трактовка традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических Училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.
Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.
Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.
Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще - выбирали из одного).
Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас ст. : принятого в 1996 г. федерального Закона "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:
-
первая ступень: неполное
-
вторая ступень: базовое высшее
(бакалавриат) со сроком
- третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр" со сроком подготовки 6 лет;
А
теперь подробнее о бакалавре - кто
он. В действующей системе
Во-вторых - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть выбор - если решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации - магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра.
Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о выборе личной образовательной траектории. А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки:
1. Этот вид квалификации (в отличие от "дипломированного специалиста" принят по международной классификации и понятен работодателям во всём мире);
2. Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2,5 года;
3.
Всего через 4 года после поступления
можно приступить к
И еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля продолжает образование по программе третьего уровня - т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места).
И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Парадокс? - Нет, просто для так называемой офисной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.
Однако
подготовить
В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т. е. создании условий для получения новой или смежной специальности.
Всем
образовательным учреждениям
Информация о работе Современная система образования в России