Современные методы нравственного воспитания у старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка?

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в формирова-
нии личности ребенка………………………………………………….................5
1. Сущность процесса нравственного воспитания школьников…………..5
2. Педагогические основы нравственного воспитания……………………10
3. «Механизмы» нравственного воспитания………………………………14
Глава 2. Методы нравственного воспитания у старших школьников………19
2.1. Общая характеристика методов нравственного воспитания……………..19
2.2. Выбор методов нравственного воспитания……………………………….22
2.3. Методы нравственного воспитаниям у старших школьников…………...26
Заключение………………………………………………………………...........35
Список используемой литературы…………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Современные методы нравственного воспитания у старших школьников.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в формирова-

нии личности ребенка………………………………………………….................5

    1. Сущность процесса нравственного воспитания школьников…………..5
    2. Педагогические основы нравственного воспитания……………………10
    3. «Механизмы» нравственного воспитания………………………………14

Глава 2. Методы нравственного воспитания у старших школьников………19

2.1. Общая  характеристика методов нравственного воспитания……………..19

2.2. Выбор  методов нравственного воспитания……………………………….22

2.3. Методы  нравственного воспитаниям у  старших школьников…………...26

Заключение………………………………………………………………...........35

Список  используемой литературы…………………………………………...38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Проблема  нравственного воспитания в широком  смысле слова относится к числу  проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Дети являются гордостью  своих родителей. В них всё  им мило и дорого. Но не всегда они  задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. От утраты морали, совести, от наглости и хамства  общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности (2, с.36).

     Во  все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

       Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

       Во-вторых, в современном мире маленький  человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного  характера, которые (источники) ежедневно  обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

       В-третьих, само по себе образование не гарантирует  высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

       В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

       Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных  работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

    Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в  формировании личности ребенка.

     1.1. Сущность процесса  нравственного воспитания  школьников.

     В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль  (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом , классом , народом , обществом)».

     В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное  ученье, правила для воли, совести  человека». Он считал: «Нравственный  — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт  человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»(7, с.125).

     С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность  — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

     Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека».

     А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение  издревле установленному закону или обычаю».   «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь»(14, с.156).

     А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что  необходимо заниматься нравственным воспитанием  ребенка, учить «умению чувствовать человека».

     Василий Александрович  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту , выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

     Сухомлинский  считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

     Школа является основным звеном в системе  воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка  доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.

     Н.И. Болдырев отмечает, что специфической  особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить  в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий (4, с.188).

     Учителю принадлежит приоритетная роль в  воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

     Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

     Существенным  признаком процесса нравственного  воспитания является его концентрическое  построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

     Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

     Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет  на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

     На  нравственное формирование личности оказывают  воздействие многие социальные условия  и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

     Одна  из задач воспитания - правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

     Развитие  морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание  содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому (6, с.22).

     Необходимое звено в процессе нравственного  воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Информация о работе Современные методы нравственного воспитания у старших школьников