Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель работы – проанализировать образ современного учителя истории.
Задачи:
- рассмотреть теоретический аспект становления учительства в прошлом;
- описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;
- проанализировать образ учителя истории на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ…………………………..….5
1.1 Духовные традиции русского учительства……………………………..…..5
1.2 Отношение к учителю в прошлом……………………………………….…10
1.3 Образ учителя в художественной литературе……………………………..12
Вывод по 1 главе ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ……………….20
2.1 Требования общества к учителю истории…………………………………20
2.2 Профессиональные качества и имидж учителя истории………………….22
2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя……………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ…………………………..….5
1.1 Духовные традиции
русского учительства…………………………
1.2 Отношение
к учителю в прошлом……………………………
1.3 Образ учителя в художественной литературе……………………………..12
Вывод по 1 главе
………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ……………….20
2.1 Требования
общества к учителю истории…………
2.2 Профессиональные
качества и имидж учителя
2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя……………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………35
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своём учителе, мысленно не раз возвращается в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей.
Учитель, как много лет назад, так и сегодня, - профессия уважаемая, требующая полной самоотдачи, постоянного личностного роста, безграничной любви и преданности своему делу. Это ремесло особенное, а работа – тонкая и ювелирная. Именно поэтому профессию учителя выбирают люди искренние, добрые, щедрые, терпеливые и понимающие.
Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь.
Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.
Есть разные учителя: умные и добрые, чуткие, неравнодушные, эмоциональные, деликатные, хорошо знающие предмет. Но свой идеал ученик формирует сам. В современном обществе существует неоднозначное отношение к профессии педагога, особенно в последние годы в средствах массовой информации часто можно прочитать достаточно острые полемические статьи, посвящённые этой теме.
В данной работе мы попытались показать, каким предстаёт учитель в прошлом, каким видят учителя современники.
Цель работы – проанализировать образ современного учителя истории.
Задачи:
-
рассмотреть теоретический
- описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;
-
проанализировать образ
Предмет изучения: современный образ
Объект изучения: учитель истории
Методы исследования: обзор художественной литературы; обзор материалов средств массовой информации по теме исследования; беседы с учащимися; анкетирование учащихся.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
УЧИТЕЛЯ
1.1
Духовные традиции русского
учительства
Не зная прошлого, невозможно построить будущее. Более того, без опоры на традиции невозможно позитивное развитие нашего отечественного образования.
Сегодня
ведущие ученые, деятели образования
признают, что «ориентация на западную
модель образования в реформировании
отечественной высшей и средней
школы – тяжкое преступление перед
будущим страны, ее национальной историей
и культурой». Любая страна мира имеет
собственную историю, собственную культуру
и собственные достижения, в контексте
которых и с учетом мирового опыта она
выстраивает путь развития, в том числе
и в сфере образования.
Ключевой фигурой белорусской школы, имеющей
богатейшие традиции и исторический опыт,
является учитель. [2; с.15]
Роль
русского учителя сложилась исторически.
Она состоит в том, что педагог
выступает реальным «духовным мостом»,
связывающим прошлое с будущим.
Учитель формирует не только систему знаний,
умений и навыков учащихся, но главное
– ценностное отношение к миру.
Система ценностей составляет основу
личности человека, основу его поведения
и способа взаимодействия с окружающим
миром. Ученые отмечают, что социокультурная
ситуация последних двух десятилетий
характеризуется утратой позитивного
отношения человека к миру, к жизни, к другим
людям. Формирование конструктивного
отношения к миру, раскрытие человеческих
добродетелей связаны с развитием духовно-нравственной
сферы личности. Вектор этого развития
определяется выбором идеала и своего
рода системы координат. Осуществить такой
выбор помогает учитель. Но здесь возникает
вопрос: а в какой системе координат живет
сам учитель? Вопрос не праздный. Ведь
именно личность учителя является определяющим
фактором в духовно-нравственном становлении
школьника. Такая работа требует от педагога
наличия опыта восприятия и понимания
другого человека, способности к состраданию,
сопереживанию, умения любить ученика
согласно заповеди «любить ближнего как
самого себя». Без развития духовно-нравственной
сферы личности самого учителя такие качества
не формируются.
Следует отметить, что в ныне действующих образовательных документах воспитание является приоритетным направлением в деятельности учителя, от которого ожидают умение воспитывать духовность и нравственность в своих учениках. Сделаем акцент: такие умения должны формироваться не по букве закона, а по духу. Это обусловлено тем, что реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Сегодня для её решения нам необходимо осмыслить отечественные просветительские традиции, поскольку учителя призваны сохранять цели и смыслы нашего образования, которые складывались в течение его исторического развития. В чем же они заключаются?
Этимологический
анализ понятия «образование»
С
этих позиций образование понимается
как процесс восхождения
Употребление понятия «образ» в смысле «подобие, икона» обращает нас к тому педагогическому наследию, которое наиболее полно раскрывает и сущность отечественного образования, и «вычерчивает» образ русского учителя.
В ряду важнейших педагогических сочинений, посвященных исследованию образования как процесса восхождения к Образу, особое место занимают труды русских философов и педагогов, духовных наставников, Учителей Церкви. В их трудах содержатся идеи о становлении, формировании и развитии личности как образа Божия.
Первым этапом становления русского учительства является период христианского просвещения Руси после ее крещения. В это время оформились первые представления о педагоге, смыслах его труда и требования к его профессионально-личностным качествам, среди которых определяющее значение имели духовно-нравственные. Смыслом деятельности первых учителей было духовное развитие воспитанников, формирование у них христианских добродетелей.
Такое содержание не только требовало определенного типа учительского труда, но и означало, что сам наставник, призванный решать эту задачу, должен не теоретически, не словами, а своими поступками, своим опытом, чувствами свидетельствовать о добродетельной жизни. Глубоко духовное содержание образовательной практики определяло роль наставника как помощника, со-работника Творца в развитии у воспитанников сострадания, милосердия, любви к ближнему и Творцу, почитания старших, добросердечности и других качеств, приближающих человека к подобию Божиему и содействующих раскрытию в ребенке образа Творца. Для первых учителей педагогика была «детовождением» ко Христу.
Такие качества как любовь, душевная теплота, мягкость, радость, долготерпение, кротость во взаимоотношениях характеризовали духовное состояние учителя. Оно выражалось во «внутренней устроенности», целостности, ясности христианских идеалов и следовании им. Доброта, любовь к ближнему, смирение, защита законной власти органично вошли в число важнейших качеств учителя. Развитие этих качеств у педагога помогало ему вести воспитанников по пути добродетельной жизни. В то же время педагогу следовало неустанно заботиться об искоренении своих недостатков, среди которых, по словам Владимира Мономаха, леность, грубость, лживость считались самыми недостойными.
На первом этапе становления русского учительства и отечественного образования личностные качества педагога, которые характеризовали его духовное состояние, рассматривались как необходимое условие успеха и эффективности педагогического служения.
В оформляющемся образе русского учителя признавалась особая роль таких качеств, как любовь, милосердие, терпение, ответственность и др., которые, являясь духовными, приобретали значение профессиональных качеств учителя. [2; с.25]
Следует отметить, что глубина и устойчивость представлений об учителе и содержании его труда в историческом времени определяется прежде всего преемственностью в осмыслении сущности учительского труда и требований к личности педагога. Утверждение православия стержнем русской культуры обусловило и формирование русского типа образованности. Он определялся государственными и общественными интересами, сфокусировавшими свое внимание на «духовное, мирское и семейное устроение», которое было невозможно без воспитания в духовной общности.
В
XIII–XV вв. в содержании деятельности
учителя центральное место
В XVI веке представления об учителе, о его внутреннем, духовном состоянии конкретизируются. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся документов. Так, в «Уставе Луцкой школы» зафиксированы такие требования к учителю: он должен «быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворен, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собой образец благих дел». Данный перечень характеризует не сферу предметной подготовки учителя, а духовно-нравственные качества личности педагога.
На дальнейшее развитие отечественного образования оказало свое влияние развитие научного знания в XVII веке. Оно обусловило расширение круга «внешних» наук в отечественном образовании, но благодаря пониманию образовательных смыслов русским учителем, особому состоянию его внутреннего мира, основанному на христианских добродетелях, ведущей функцией образования оставалась передача социокультурного наследия.