Современный учитель истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать образ современного учителя истории.
Задачи:
- рассмотреть теоретический аспект становления учительства в прошлом;
- описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;
- проанализировать образ учителя истории на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ…………………………..….5
1.1 Духовные традиции русского учительства……………………………..…..5
1.2 Отношение к учителю в прошлом……………………………………….…10
1.3 Образ учителя в художественной литературе……………………………..12
Вывод по 1 главе ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ……………….20
2.1 Требования общества к учителю истории…………………………………20
2.2 Профессиональные качества и имидж учителя истории………………….22
2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя……………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

Современный учитель.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Успешность  работы педагога во многом зависит  от степени осознания природы  своего профессионально - личностного  влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия  этого влияния. С этим связана  необходимость профессионального  самоощущения как знака, прочитываемого окружающими.

     Пытаясь выстроить смысловой ряд, образующий семантическое поле термина "имидж", мы сразу обнаруживаем, что в русском  языке существует немало других слов, выражающих формы восприятия обществом  окружающих людей. Образ (в значении "вид", "облик") как "впечатление", или "наглядное представление", связанное с "ранее пережитым восприятием" или "воображаемое". От этого один шаг до "фантазий и домыслов" о сути человека, а от них - до кажущейся "мнимости" представления, родственной "мнению". Если собрать всё это воедино, мы оказываемся в пространстве другой реальности - символической, также являющейся органической частью человеческой культуры. Зачем же понадобилось вводить в уже существующий обширный лингвистический круг еще одно понятие "имидж"? Может быть, именно для того, чтобы более чётко обозначить необходимость гармонизации явления и сущности профессионального качества.

     Развивая  дальше это положение, определим  имидж как осознанное явление (выражение  вовне) сущности профессионального качества. Причем явление, принадлежащее символической реальности как цель и/или результат усилий, направленных на выявление определенных качеств субъекта и осознанную презентацию их целевой аудитории в условиях деловой или массовой коммуникации. Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью. Например, школьный учитель утром выходит к ученикам, которые хотят видеть в нем одно; днем к нему на открытый урок приходят методисты, коллеги и администрация, и каждый со своими ожиданиями, а вечером - родительское собрание, на котором предстоит испытание придирчивыми взглядами взрослых людей.

     Размышляя об отражении профессионального  качества в имидже, особо стоит  задуматься над его соответствием  преподаваемой предметной области. Речь идёт о соотнесении "образа учебного предмета" и индивидуально-личностного  стиля профессиональной деятельности учителя. В этом плане, очевидно, что словесник призван тщательно работать над культурой речи, красотой письма, манерой обращения с книгой. Преподаватель иностранного языка - не только над фонетикой, мелодикой, точностью произношения, но и над соответствием манеры общения, антуража, сопровождающих его появление в аудитории, культуре той или иной страны. Преподаватели физической культуры или валеологии - быть наглядными носителями здорового образа жизни. Школьный психолог не демонстрировать собственных комплексов в сфере межличностной коммуникации. В этом смысле трудно переоценить воспитательную значимость образа преподавателя или руководителя образования. Его имидж становится дополнительным технологическим средством включения механизмов подражания, заражения прелестью предмета, той или иной системой отношений между людьми, которые запечатлеваются порой в сознании (подсознании) человека на всю жизнь [3; c.157].

     Особо хочется подчеркнуть имиджевое  значение моделирования и контроля в сфере развития функциональных и межличностных отношений, характерных для профессии. Так руководитель образовательного учреждения, свысока общающийся с родителями учащихся, преподаватель, систематически опаздывающий на занятия в системе повышения квалификации, не дающий вставить слово коллегам в процессе групповой работы, уже в какой- то мере демонстрирует свой непрофессионализм именно через систему привычных для него отношений.

     Главное условие успешности педагогической деятельности – самоанализ. Постоянное теоретическое образование и практика – очевидные условия самоанализа. Результатом самоанализа становится проект обучающей деятельности. Иными словами, учитель планирует свое поведение на уроке, выбирает варианты общения с классом, прогнозирует возможные реакции учеников на собственные действия.

     Известный методист П.А. Баранов выделил следующие  важнейшие профессионально-педагогические умения учителя истории:

     1. определять уровень личностного  развития учащихся (сформированность  их личностных функций);

     2. ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;

     3. видоизменять формы проведения  урока, учебные задания и виды  дейтельности учеников с учетом  поставленных перед уроком личностно-развивающих  задач;

     4. использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории;

     5. побуждать школьников к осмыслению  философско-мировоззренческих выводов  на основе изучаемого материала;

     6. создавать педагогические ситуации  с методологическим, нравственно-эстетическим  содержанием;

     7. применять дискуссионные формы  обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при  изложении материала, поддерживая  тем самым высокий авторитет  исторических знаний, идей, принципов;

     8. планировать и проводить систему  уроков, на протяжении которых последовательно развертывается значимая для учащихся коллизия, ставится проблема, требующая коллективных усилий для ее решения;

     9. применять гуманитарно-ориентированные  образовательные технологии, при  которых востребовались бы личностные (гуманитарные качества) ученика, его стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность и внутреннюю мотивацию усвоения истории, попытаться истолковать исторические явления;

     10. усложнять формы работы, познавательно-проблемные  задания и требования к учащимся по мере развития их самостоятельности, креативности при изучении истории.

     Таким образом, учитель истории (профессионал) – это человек, способный выстроить  траекторию своего духовного, личностного  и профессионального роста, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности. Его долгом является воспитание гражданственности, уважения к прошлому, привитие нравственных принципов. Сегодня необходимы активная жизненная позиция, умение мыслить и излагать свои мысли [1; c.7]. 
 

     2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя  

     Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние  школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

     Об  этом качестве учителя, как одном  из важнейших, говорит Ф.Н. Гоноблин в своей книге «Очерки психологии советского учителя»: «предметом деятельности педагога являются живые люди с их сложнейшим многообразным и изменчивым психологическим миром». Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле.

     * Идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни.

     * Его высшая корысть – быть  востребованным, желать и уметь  отдаваться процессу, не ожидая  ничего взамен.

     * Это альтруизм в абсолютном  значении… 

     Потому  мы опустим в наших рассуждениях необходимость материальной базы, о  которой должно заботиться государство, а значит – министерство образования, его низшие подразделения, в том числе и директор, а также гражданское общество, в том числе спонсоры и меценаты. Дело учителя – учить, а дело общества – дать учителю достойные средства к существованию.

     Идеальный учитель никогда не самый яркий. Он вообще не должен быть ярким, ибо  он только передает через себя послание ученику. И послание это – не только сумма знаний, но в первую очередь  отношение к миру, к людям, к  стране, к жизни в коллективе. [6; с.62]

     Для школьной системы идеальный учитель  – это человек, который может  влиться в педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, будет смиренно заполнять все  документы, участвовать в необходимых  собраниях, проходить – опять-таки смиренно – все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия вышестоящих органов… У которого в классе не будет громких происшествий, а дети будут с удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него… В идеале, этот идеальный учитель замечает несколько учеников, которые могут глубоко освоить предмет и тренирует их для участия и хороших результатов в предметных олимпиадах.

     Через некоторое количество лет этот идеальный  учитель получит высшую категорию, и будет иметь право рассказать о своей «уникальной методике», о наработках… Но лучше снова не идти на конфликты и не высовываться. Уж лучше его выбирают, чем – он доказывает. В этой ситуации лучше бы всё-таки сказать правду: это не идеальный, а удобный учитель.

     Но  бесконфликтность, беспроблемность – не самый главный критерий социальной полезности. Удобности – да. Идеальный учитель не может быть вообще, он может быть для конкретного человека.

     Учитель – это такое существо, которое  в нужный момент дает толчок к развитию, это то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым. Почему в определении написано «существо»? Потому что воин может учиться у журавля и у сосны, у змеи и у кошки… И, проникая в суть, постигая своего «учителя», воин, т.е. живой человек, не спящий, а бодрствующий, постигающий, приобретает необходимое для жизни свойство. Идеальный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией настоящего учителя. Умение передать сумму знаний – это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться идеальным учителем.

     Идеальный учитель пробуждает в ребенке  ученика, а потом растит из него себе собеседника. Потому, если у родителя и учителя не совпадают координаты, учитель невольно отдаляет ребенка  от семейных идеалов. В этом трагедия, как учителя, так и родителей. В начальной школе идеальный учитель – это любимый учитель. В начальной школе – особенно, когда мы начали принимать детей в шесть лет – идеальный учитель – это добрый человек, обожающий детскую возню и шум, которому нравится возиться с этими детьми, и который будет в себе проверять, что нужно каждому ребенку, чтобы полюбить школу и освоить знания, чтобы хотеть учиться. Ведь именно такие развитые, хватающие информацию и желающие освоить мир дети нужны в средних классах школы.

     Заметьте  – у идеального учителя приоритеты в формировании ребенка идут именно в такой последовательности – сначала – мотивация, потом – средства, техническая часть. При этом идеальный учитель всегда отследит, когда та или другая ступень мотивации уже сформировалась, и надо открывать ребенку новые горизонты. Впрочем, идеальный учитель сделает и другое. Он влюбит учеников в свой класс. Он покажет ценность каждого ребенка. Он проявит его интересность и нужность, а значит – разовьет индивидуальные качества ученика. Что должно быть интересно учителю?

     Идеальному  учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен  учителю.

     Кто же такой современный учитель? В разные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: Мой учитель. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид. Явственно, что ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. Похожее исследование, проведенное в 1992 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту. Данные, полученные в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.

     Мы  провели подобное исследование. Результаты представлены в приложении данной работы.

Информация о работе Современный учитель истории