Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель работы – проанализировать образ современного учителя истории.
Задачи:
- рассмотреть теоретический аспект становления учительства в прошлом;
- описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;
- проанализировать образ учителя истории на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ…………………………..….5
1.1 Духовные традиции русского учительства……………………………..…..5
1.2 Отношение к учителю в прошлом……………………………………….…10
1.3 Образ учителя в художественной литературе……………………………..12
Вывод по 1 главе ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ……………….20
2.1 Требования общества к учителю истории…………………………………20
2.2 Профессиональные качества и имидж учителя истории………………….22
2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя……………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Начало XVIII века стало временем переоценки всех традиционных ценностей в отечественном образовании. Парадигма научного знания, интеллекта «потеснила» воспитательную составляющую образования, стержнем которой было духовное возрастание. Вместе с тем укорененность национальных традиций в просвещении, мировоззренческие позиции и духовное состояние учителя не позволили в тот период утвердиться методам воспитания «новой породы людей».
Духовное состояние педагога характеризовалось «любовью к своему делу и непрерывным духовным возрастанием.
Таким образом, следование народным традициям в образовании сохраняло его смыслы и содержание учительского труда.
Деятели просвещения XIX века выступали за неукоснительное сохранение основных целей воспитания, состоящих в духовном возвышении, возрастании «внутреннего человека». Классик русской литературы А.С. Пушкин призывал «защитить новое, возрастающее поколение … от влияния чужеземного».
В то же время продолжающееся усиление влияния западного образования, науки привело к появлению «многих печальных фактов». Проявившиеся в то время ошибки в воспитании целого поколения свидетельствовали об опасности «импорта» иноземных воспитательных концепций, чуждых национальным традициям, о чем предупреждали отечественные педагоги и ученые. «Педагогика, как медицина, одна и та же в своих высших основаниях, на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна педагогическая метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую…», – писал В. Ф. Одоевский, выступая за национальные основы образования в школе.
Их
сохранению, развитию и распространению
способствовала деятельность русского
педагога К.Д. Ушинского. В своих
педагогических трудах он обосновывал
необходимость сохранения традиции
отечественной школы, важной составляющей
которой являлась забота о духовном
развитии воспитанника. Это было возможно
при особом состояния учителя, определяющемся
ясностью его духовного зрения и мирным
устроением души. Поэтому «неумение педагога
сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть
его из списка воспитателей, поскольку
внушало детям не страх Божий, а страх
учительский, из которого рождались ложь,
притворство, хитрость, трусость, рабство,
слабость, ничтожество души, а не премудрость».
Настоящего учителя и учеников роднила
«особенная теплота и задушевность отношений»,
основой которой становились духовные
качества личности педагога: вера, любовь,
честность, открытость, мудрость, красота
души.
Классик русской педагогики в качестве
приоритетной определял религиозно-нравственную
(духовно-нравственную) задачу школы, движение
к достижению которой создавало надежную
основу для реализации «земных» задач.
Постижение «внутренней науки» духовного
совершенствования оставалось ведущим
требованием для воспитателя: «кто не
имеет религии и не чувствует в ней потребности,
не может воспитывать детей», – подчеркивал
К.Д. Ушинский. [2; с.31]
Педагогическое наследие первых десятилетий XX века сохранило лучшие идеи отечественной православной образовательной традиции. Смысл учительского труда, по словам В.В. Зеньковского, состоял в «раскрытии образа Божия в детях, раскрытии пути вечной жизни, приобщении к вечной жизни в жизни эмпирической». Такая целевая установка определяла образ учителя, в центре которого – любовь и вера: «Подойдите к дитяти с любовью, отдайтесь непосредственному чувству, и вы переживете всю реальность и всю неисследимость индивидуальности, поймете и то, что жизнь души есть тайна, поймете мистический характер педагогического воздействия» – писал русский философ и педагог В. В. Зеньковский.
«Великой
национальной задачей русского учителя»
назвал И.А. Ильин задачу пробуждения и
укрепления духовного начала в человеке.
Такая высокая задача, названная свт. Феофаном
(Затворником) «из всех святых дел самой
святой», устанавливала, что «воспитателями,
наставниками детей должно быть сословие
лиц чистейших, Богоизбранных и святых».
Идеальный образ русского учителя, задаваемый
словами святителя, является той высотой,
достичь которую должен стремиться педагог.
Вспомним: Святая Русь так зовется не потому,
что здесь все святые, а потому что русский
человек во все века стремился к уподоблению
Творцу. В отечественной традиции важнейшим
профессиональным качеством русского
учителя является любовь – к детям, к профессии,
к миру. Ее приумножение не могло быть
достигнуто без труда учителя над возрастанием
добродетелей и искоренением недостатков.
Русский
учитель.… Вглядываясь в образ,
который перед нами рисуют эти
слова в преломлении разных столетий,
мы обнаруживаем свет, тепло и добро.
В чем их источник? Как свидетельствует
история, отечественные педагогические
традиции понимания просвещения и роли
учителя восходят к христианским православным
истокам, залогом неиссякаемости которых
является Любовь. Именно она во все века
была основой образа русского учителя,
именно она была сутью воспитательного
труда педагога, во всей полноте выраженная
в Богодухновенных словах Апостола Павла:
«Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется,
все переносит. Любовь никогда не перестает…».
Полагаю, что обращение к сложившемуся
в отечественной традиции образу русского
учителя будет способствовать духовному
оздоровлению педагогической среды. Это
придаст учителю смелости духа, знания,
силы, чтобы вдохнуть в школьника желание
узнать про свое Отечество, про великих
людей прошлого и настоящего, представить
перед ним величайшие образцы отечественной
культуры. От обладания мировоззрением
и духом национального учителя зависит
движение не только белорусского образования,
но и белорусского общества к осмысленному
будущему.
1.2 Отношение к
учителю в прошлом
Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза нашего исследования: все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.
Вопросам динамики личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом в контексте исторической действительности посвятил свою работу «Всегда ли прав учитель?» В.И.Лещинский. Некоторых аспектов данных проблем касались известные педагоги А.С.Макаренко, Р.Амонашвили и др.
Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I, следивший за этой работой, не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.[1; с.19]
Должность
учителя представляла собой низкий
чин. В.И.Лещинский акцентирует
В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».
Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.
В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем.
Свободное общение и диспуты, совместная работа учкомов и администрации, даже некоторая подчас анархическая вольница среди учеников– всё это способствовало демократизации школьной жизни.
В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подготовкой которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы. [1; с. 27]
Тем не менее, главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.
В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…». Однако в этих условиях отмечается подъем сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.
Анализируя положение учителя в «застойный» и постперестроечный периоды, следует отметить наличие других тенденций. В книге «Всегда ли прав учитель?» перестроечная эпоха определяется как «эпоха каких-то странных игр, поддавков, обманов и самообманов». По всей вероятности, причина перемен заключается в подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.
Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.
Следует
отметить, что любое изменение в настроении
общества, его образе мыслей, вызванное
историческими условиями, в свою очередь,
проявляется в сфере образования. Учитель
также меняется в соответствии со временем,
а это влияет на его отношения с другими
людьми, прежде всего, с учениками.
1.3 Образ учителя в художественной литературе
Во все времена
Общие
стандарты взаимоотношений