Современный учитель истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать образ современного учителя истории.
Задачи:
- рассмотреть теоретический аспект становления учительства в прошлом;
- описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;
- проанализировать образ учителя истории на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ…………………………..….5
1.1 Духовные традиции русского учительства……………………………..…..5
1.2 Отношение к учителю в прошлом……………………………………….…10
1.3 Образ учителя в художественной литературе……………………………..12
Вывод по 1 главе ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ……………….20
2.1 Требования общества к учителю истории…………………………………20
2.2 Профессиональные качества и имидж учителя истории………………….22
2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя……………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

Современный учитель.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Так, авторы указанных произведений отмечают, что в литературе появляется проблема потери авторитета по вине самого учителя.

     В постперестроечное время  учитель оказывается в сложных условиях: с одной стороны, к учителю предъявляются определенные требования со стороны учеников, их  родителей. Педагог постоянно должен помнить о личностных особенностях ребенка, строить свою деятельность в соответствии с его интересами и т.д.   С другой стороны,  к учителю предъявляются требования со стороны школьной администрации, определяющие  его стиль поведения.  Кроме того, отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик  сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть  в современном романе  «Географ глобус пропил» Алексея Иванова. В этом произведении главным героем является Служкин. Для нас этот образ интересен прежде всего тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности. Из-за отсутствия опыта работы в школе,  знания методического и психологического характера  он не может грамотно построить  отношения с учениками.

     В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца, центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель  фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он  воспитывает в учениках  чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.

     Литература  всегда являлась зеркалом жизни общества, в нём очень чётко можно  рассмотреть как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому во многих художественных произведениях мы всегда сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека. 

 

      Вывод по 1 главе

     Подводя итог данной главы, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается  в соответствии  с особенностями исторической действительности. На каждом этапе: доперестроечного, перестроечного и постперестроечного времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.

     Мы  пришли к следующим выводам:

  1. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.
  2. Каждое изменение  реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом  учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях. При этом можно выделить три основных периода, которые позволяют увидеть специфические черты анализируемого образа: доперестроечный, перестроечный и постперестроечный. Перестройка является точкой отсчета, поскольку кардинальные изменения в обществе произошли на данном этапе.

     В доперестроечный период учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе  данного этапа  в большинстве случаев оценивается как положительный.

     В перестроечный период происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой и т.д., что отражается на его отношениях с учениками. В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты.

     После перестройки ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется  художественный образ. Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого.  

 

      ГЛАВА 2. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗЕ 

     2.1 Требования общества  к учителю истории 

     Учитель в нашем обществе должен быть всегда защитником и пропагандистом традиционных ценностей белорусской культуры. Но часто на учительских конференциях обсуждаются лишь технологические приемы преподавания истории в школе, а надо говорить о смыслах школьного исторического образования. Поиск истины, жажда справедливости, вечное сомнение должны определять векторы дискуссии в школе и в обществе. Учитель, вопреки мнению некоторых экспертов, не должен подчиняться только трезвому расчету, холодному прагматизму, точно выверенным технологиям, ведь творческие искания, импровизация учителя формируют личность думающего ученика. [5; с.108]

     Конечно, можно не будоражить свою совесть  неразрешимыми вопросами, а взять  государственную учебную программу  и учебник, и добиваться усвоения учениками предложенных там знаний. И таких учителей много, и они по-своему честно выполняют свое профессиональное дело. Но в нашем демократическом обществе учитель истории должен стать неким современным Сократом, который задает государству и людям сложные вопросы и не боится суда истории: какова цель воспитания? в чем смысл обучения? способствует ли повышению уровня образованности введение централизованного тестирования? может ли воспитать свободную думающую личность не в полном объеме социально защищенный педагог? введение образовательных стандартов нового поколения не разрушит ли целостное и систематическое историческое и социально-гуманитарное образование? Перечень вопросов можно увеличивать до бесконечности. Задача школьного исторического и социально-гуманитарного образования – поиск духовных основ жизни человека и общества, поиск смысла человеческого существования. Необходимо создавать на уроке истории условия для самопознания ребенка, моделировать ситуацию нравственного выбора. На уроке истории надо идти вместе с учениками по дороге к истине, и в этом на этом пути все равны.

     Современный урок истории в школе – это  диалог ребенка с учителем, со своим  товарищем по классу, с текстом, с  миром человеческой культуры. Мы берем  на себя смелость подвергнуть сомнению объективность того, что стало  уже общепринятым, при этом сохраняя за собой право на ошибку. Мы не торопимся делать выводы, так как судить историческое прошлое с позиции современности рискованное и безнадежное дело. Но во время уроков учителю приходится, опираясь на слова Карла Ясперса из книги "Смысл и назначение истории», «вступать в неизбежную борьбу с историческим другим, но все время превращать борьбу в борьбу-любовь". Развивать у учащихся способности к диалогу – один из важнейших методов воспитания гуманитарно мыслящей личности.

     Урок  истории должен быть формой исследовательской деятельности учеников и их учителя, и, может быть, тогда не напишет о нас наш ученик: "на уроках этих господ мы или дремали, или рисовали  какой-нибудь вздор, иногда собственные их карикатурные портреты, а потом к экзаменам выучивали кое-что в долбяжку без плода и пользы для будущего". Эти слова взяты из дневника будущего императора Николая I. Ну, разве они не актуальны сегодня в педагогической деятельности современного учителя?

     Учителя истории, должны думать о том, как ребенок, изучая прошлое, чувствует сегодняшний день на уроке истории. В то же время обязаны думать о том, что ему пригодится в будущем. Ученик же живет сегодняшней жизнью, а мы думаем о его будущем. От этого проистекает трудно разрешимое противоречие между учителем и учеником. Возможно ли его вообще разрешить?

     Некоторые аналитики в области образования  говорят и пишут, что переход  от модели школы образования, от модели знаний к модели построения школы  компетенций поможет подготовить  поколение свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Но можно ли быть критически мыслящим и стать при этом обеспеченным? И еще уверенным в себе и успешным? Такие примеры трудно подыскать. [3; с.44]

     Многие  школы в основу своего развития кладут педагогику успеха. А педагоги в этих школах считают, что на уроках должны быть главными действующими лицами успешные счастливые люди, чтобы философия успеха становилась жизненным мировоззрением учеников. Но, вспоминая исторических личностей прошлого, можно задать вопрос: Александр Невский, Андрей Рублев, Петр Первый, Багратион, Николай Пирогов, Булат Окуджава – были ли они успешными людьми? И да, и нет. Их путь к успеху шел через страдания и борьбу. Образ человека всегда будет неполон без опыта преодоления преград. Вот пушкинские строчки: "я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"? В слове "страдание" корень "страда", не мучение, а тяжелая работа. Эту работу и должны осваивать ученики на уроках, должны учиться учению и общению.

     Важно в преподавании истории всесторонне раскрывать сущность патриотизма. Как правило, в реальной практике школьного исторического образования часто сводится к военному патриотическому воспитанию и при этом в тени остается мирный аспект патриотизма, повседневная гражданственность, стремления к преувеличению достоинства Отечества. На уроках истории следует обращать внимание на такие особенности белорусского патриотизма, как историческая преемственность, миротворчество, духовная наполненность, открытость к диалогу с другими культурами и традициями.  Учитель истории в школе и обществе всегда стоит на перекрестке ценностей и его основная задача стать "регулировщиком безопасного движения" детей и взрослых. Мы должны сделать все, чтобы не было мировоззренческих столкновений с "тяжелыми последствиями".

     Драматическая история личности должна быть в центре урока, раскрыта на страницах школьного  учебника истории, где по-прежнему доминирует история государства. А где же человек с его радостями и  горестями, без которых не будет  живой, человеческой истории? "Личность – есть боль, - писал Николай Бердяев, - можно избежать боли, отказавшись от личности, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли". И человек слишком часто это делает. Быть личностью, быть свободным есть не легкость, но трудность, бремя, которое человек должен нести. Эту мысль, на мой взгляд, должен нести на урок современный учитель истории.

     Но  есть ли время на уроке истории  на обсуждения таких проблем? Нет. Объем  исторического материала, который  ученик должен усвоить с 5 по 9 класс,  так велик, что время на толкование и интерпретацию исторического знания нет. Концентрический метод изучения истории в школе, уничтожил живое историческое знание. У ученика не накапливается опыт личностного переживания судьбам людей, судьбам народов прошлого и настоящего. А ведь мысль, как живое состояние ума, должна быть главной ценностью любой истории, а она не может быть безлична.

     Огромная роль учителя истории в нашем обществе  - воспитывать в себе и своих учениках гражданскую ответственность за наше общее прошлое и настоящее, которую свободно и добровольно принимает на себя каждый человек. Но определенной части нашего общества кажется, что многие страницы нашей истории, особенно ХХ века, можно и нужно преодолеть.  Но прошлое непреодолимо – в нем могут быть гири, тянущие нас назад, так и распрямляющие пружины, толкающие общество в будущее. Учитель истории в нашем обществе вынужден становиться мировым судьей между прошлым и будущим. Ответственность является той нравственной связующей линией, которая позволит человечеству выжить в условиях быстро меняющегося мира. [9; с.34] 
 

     2.2 Профессиональные качества и имидж учителя истории 

     В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

     Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

     Внешний вид преподавателя, безусловно, может  создать рабочее или нерабочее  настроение на уроке, способствовать или  препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

     Профессиональная  деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и  т.д.

     Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

     Внутренняя  составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Информация о работе Современный учитель истории