Современный учитель истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать образ современного учителя истории.
Задачи:
- рассмотреть теоретический аспект становления учительства в прошлом;
- описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;
- проанализировать образ учителя истории на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ…………………………..….5
1.1 Духовные традиции русского учительства……………………………..…..5
1.2 Отношение к учителю в прошлом……………………………………….…10
1.3 Образ учителя в художественной литературе……………………………..12
Вывод по 1 главе ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ……………….20
2.1 Требования общества к учителю истории…………………………………20
2.2 Профессиональные качества и имидж учителя истории………………….22
2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя……………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

Современный учитель.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

 

      Вывод по 2 главе: 

     Современный учитель - это творческая, независимая, конкурентноспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность, человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Понятно, что Идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым для конкретного человека. И для каждого образ этот различен. Причём различается этот образ в разные периоды жизни отдельной личности. И всё же современный учитель – это такое существо, которое в нужный момент даёт толчок к развитию, это – то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым…

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Кроме родителей, на судьбу каждого ребенка сильно влияет личность педагога — человека, который призван учить и давать знания. И чаще всего именно он преподает главную науку жизни — науку быть человеком. Каким должен быть учитель, каково его предназначение? Учителю приходится быть не только предметником, но и консультантом, психологом, менеджером и даже администратором. Это человек, формирующий у детей социальную, нравственную готовность к жизни в обществе и профессиональной деятельности.

     Учитель не просто даёт знания по тому или иному  предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

     Воспоминания  бывших гимназистов XIХ  – начала ХХ вв. хранят образы педагогов, которым свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы. Главное, что отмечает художественная и мемуарная литература в работе "любимых учителей" – побуждение учащихся к саморегуляции поведения, к самосовершенствованию, возбуждение интереса к науке, воспитание доверительного и ответственного отношения к научному знанию.

     Всё начинается с учителя. Я считаю, рядом  с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

     Современные ученики ценят в учителе доброту, справедливость, понимание, профессиональные качества. Современному учителю близки интересы и проблемы учеников. Своим профессионализмом, талантом, мастерством, стремлением «сеять разумное, доброе, вечное» наши уважаемые педагоги  зажигают детские сердца. Каждый ученик - это частичка их щедрой души, любви и терпения!

     Учитель – это не просто профессия, это  судьба. Мы склоняемся перед мудростью  учителя, человечностью, высоким чувством долга и всегда благодарны ему  за сохранение веры в своё высокое  призвание и верность профессии. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

     1. Баранов, П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования / П. А. Баранов. – М.: ПИОШ, 2001. – 124 с.

     2. Вяземский, Е.Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденции / Е.Е. Вяземский // История. – 1997. – №26. – С. 54.

     3. Григорович Л.А., Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М.: Просвещение, 2001. – 244 с.

     4. Калюжный, А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2005. – № 2. – С. 64.

     5. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.

     6. Калюжный, А. А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // PR в образовании. – 2004. – №4.– 240 с.

     7. Калюжный, А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный // PR в образовании. – 2004. – № 3.– 186 с.

     8. Маленков, В.Н. Современный урок истории / В.Н. Маленков // История. – 1996. – №2. – С. 44.

     9. Чудновский, В.Э. Личностная модель труда учителя / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 34.

     10. Шоган, В.В. Новые технологии в историческом образовании/ В. В. Шоган. – Ростов н/Д. : Ростиздат, 2005. – 196 с. 
 
 

     Дополнительная  литература (к параграфу 1.3): 

     
  1. Астафьев  В.П. Фотография, на которой меня нет. - М., 1979
  2. Боборыкин П.Д. В путь-дорогу! Т. 1. - СПб., 1864.
  3. Быков В. Обелиск. – М., 1985
  4. Железников В. Чучело. – М., 2004
  5. Залыгин С. Повести Валентина Распутина. - М., 1976.
  6. Иванов В. Географ глобус пропил. – СПб., 2007
  7. Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла. – М., 1978
  8. Кассиль Л.А. Кондуит и  Швамбрания. - М., 1985.
  9. Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. - Л., 1990.
  10. Лиханов А.А. Благие намерения. Повести. М., «Молодая гвардия», 1981
  11. Распутин В. Собрание сочинений: в 3т. – М., 1994
  12. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. - Красноярск, 1984.
  13. Учитель в русской художественной литературе. - М., 1927.
  14. Чехов А.П. Человек в футляре. Повести и рассказы. - М., 1979.
  15. Чуковский К.И. Гимназия. Воспоминания детства. М. - Л., 1940.
 

 

      Приложение 

     Анкетирование учащихся на тему «Современный учитель истории» 

     В опросе приняли участие 19 десятиклассников ГУО «Средняя школа № 23 г. Могилева».

     Ребятам была предложена следующая анкета. 

     Уважаемые ребята!

     Ответьте, пожалуйста, на вопросы  анкеты. Ответы позволят нам определить образ  современного учителя  истории в вашем  понимании.

     1. Какого пола должен быть учитель истории?

     2. Предпочтительно какого возраста  должен быть ваш учитель истории?

     - 25-30 лет

     - 30 – 40 лет

     - за 40 лет

     3. Каким должен быть внешний  вид вашего учителя?

     4. Какими профессиональными качествами  обязан обладать учитель истории?

     - чуткость к педагогическим новациям 

     - глубокое знание своего предмета  и умение увлечь им детей

     - широкая эрудиция во всех областях  науки и культуры

     - способность найти индивидуальный  подход к каждому ученику

     - кредо "научить детей учиться"

     - любовь к детям

     5. А какими человеческими качествами  должен обладать учитель?

     - способность подчинять учеников  своей воле

     - требовательность

     - рассудительность

     - строгость

     - доброта

     - ум

     - порядочность 

     - умение прощать.

     6. Какими политическими взглядами должен обладать учитель истории?

     - разделять политические взгляды  нынешней власти;

     - быть оппозиционером;

     - быть вне политики.

     7. Какую литературу должен любить  учитель истории?

     8. Должен ли учитель истории  увлекаться музыкой?

     9. Должен ли учитель истории сам заниматься спортом? 

     Вот результаты анкетирования.

     По  поводу пола идеального учителя голоса распределились так: для 11 ребят это мужчина, для 6 - женщина, 2 сочли, что пол не имеет значения.

     Вопрос  насчет возраста вызвал разброс мнений. Большинство (12 человек) уверены, что лучше всего учителю быть в возрасте 25-30 лет. На втором месте возрастная категория между 30 и 40 годами (5 опрошенных). Два ученика отдали свои голоса зрелым людям, перешагнувшим 40-летний рубеж.

     Оказывается, школьникам далеко не безразличен внешний вид педагогов. Большинство (10 респондентов) одело бы идеального учителя в строгий классический костюм. Впрочем, есть и немало сторонников учителей-модников (8 ребят). Полное равнодушие учителя к своему внешнему виду вызвало положительные эмоции лишь у 1 учащегося.

     Среди профессиональных качеств (предлагалось назвать несколько) на первом месте оказалось глубокое знание своего предмета и умение увлечь им детей (13), за ним - способность найти индивидуальный подход к каждому ученику (10) и любовь к детям (15). Широкая эрудиция во всех областях науки и культуры заслужила 11 голосов, а кредо "научить детей учиться" - 13. Любопытно, что участники опроса дружно проигнорировали пункт анкеты "чуткость к педагогическим новациям".

     Главными  человеческими качествами идеального учителя признаны доброта (14), ум (9), порядочность (11), рассудительность (8), требовательность (4), умение прощать (16). Гораздо меньше голосов - за строгость (2) и способность подчинять учеников своей воле (1).

     В вопросе о политических пристрастиях подавляющее большинство (15) за то, чтобы идеальный учитель истории был вне политики. Симпатии к учителям-оппозиционерам проявили 2 опрошенных, а педагог, согласный со всем, что делает власть, получил 2 голосов.

     Какую литературу должен любить идеальный учитель? Русскую и зарубежную классику - убеждены 9 школьников. Педагог, зачитывающийся поэзией Серебряного века, нашел единомышленников в лице 5 опрошенных. 5 голосов отдано поклонникам детективов.

     Без умения петь и играть на музыкальных  инструментах невозможно представить себе идеального учителя истории - таково мнение 3 школьников. При этом весьма похвальна информированность педагога в области "рока". Отсутствие у учителя голоса и слуха готовы простить или даже считают достоинством 11 опрошенных. Того, кто слушает лишь классическую музыку, приветствуют 5 ребят.

     Должен  ли идеальный учитель сам активно  заниматься спортом? На этот вопрос 18 учеников дали положительный ответ. А проявление полного равнодушия к спорту и своей физической форме допускает всего 1 опрошенный.

     Итак, вот портрет идеального учителя истории. Это мужчина 25-30 лет, с доброжелательным, открытым и веселым нравом. В одежде предпочитает строгий классический костюм, подчеркивающий отличную физическую форму. Он глубоко знает свой предмет, умеет увлечь весь класс, имеет индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, он добрый, умный и порядочный человек, предпочитающий оставаться вне политики. Он любит читать русскую и зарубежную классику, недурно поет, играет на гитаре.

Информация о работе Современный учитель истории