Специфичность личностного развития умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучить специфику личностного развития умственно отсталых детей.

Предметом исследования является диагностика и работа с умственно отсталыми детьми.

Объектом исследования является умственно отсталые дети.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическое изучение синдрома умственной отсталости и факторов его возникновения.
2. Изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
3. Подбор и описание методики экспериментального исследования;
4. Анализ результатов эксперимента.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.

Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………5
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………………………10
Особенности формирования личности младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………16
Глава II Экспериментальное изучение проблемы.

Психолого-педагогическое изучение развития умственно отсталых детей………………………………………………………………….22
Разработка примерных путей личностного становления умственно отсталых детей………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 168.75 Кб (Скачать документ)

Астраханский  Государственный Университет 

 
 

Кафедра педагогики и социальной работы 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Специфичность личностного развития

умственно отсталых детей» 
 
 
 
 

 
Выполнила студентка 

4 курса  заочного отделения СДПП:

Анохина Дарья 

 
г.Астрахань   2011г. 

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………..3 
Глава I Теоретическое изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.

  1. Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………5
  2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………………………10
  3. Особенности формирования личности младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………16

Глава II Экспериментальное изучение проблемы.

  1. Психолого-педагогическое изучение развития умственно отсталых детей………………………………………………………………….22
  2. Разработка примерных путей личностного становления умственно отсталых детей………………………………………………………26

Заключение …………………………………………………………………29 
Список литературы………………………………………………………...31 
Приложение………………………………………………………………...33
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    В последние годы в силу влияния негативных социально- экономических, экологических, генетических факторов возрастает число детей, рождающихся с отклонениями в развитии, с риском возникновения таких отклонений, все чаще процесс протекания беременности у матерей сопровождается различными осложнениями. 

    Влияние неблагоприятных факторов способно спровоцировать возникновение симптомов  умственной отсталости, как у новорожденных детей, так и недоразвитие мозговых структур у плода в период беременности матери. 

    Умственная  отсталость ребенка (олигофрения в  различной степени) может способствовать выпадению этого человека в дальнейшем из всей системы социальных отношений, порождает тяжелую ситуацию в  семье данного ребенка.  Вместе с тем, известно, что ребенок, которому поставили диагноз умственная отсталость (в особенности, легкая и средняя степень дебильности) имеет все шансы успешно адаптироваться к обществу. Необходимо лишь своевременно создать условия для гармоничного психического и личностного развития ребенка, сформировать адекватную самооценку.  Как показывают исследования П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Г.Рузской, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной, Е.О.Смирновой, В.Г.Утробиной и других авторов, система межличностных отношений является для ребенка зоной ближайшего развития личности. А для гармоничного развития личности умственно отсталому ребенку особенно важно входить в социум, быть активным участником межличностного взаимодействия. Однако, чересчур завышенная или заниженная самооценка, свойственная для умственно отсталого ребенка, зачастую мешает ему в выборе адекватных стратегий построения межличностного взаимодействия. В силу данных причин он бывает часто отвергаем сверстниками. 

    Таким образом, актуальной задачей является изучение особенностей личностного развития, самооценки и взаимодействия умственно отсталых школьников со сверстниками, выявление факторов, затрудняющих такое взаимодействие и поиск путей разрешения проблем. 

    Целью курсовой работы является изучить специфику  личностного развития  умственно  отсталых  детей.

    Предметом исследования является диагностика  и работа с умственно отсталыми  детьми.

    Объектом  исследования является умственно отсталые дети.

    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: 
1. Теоретическое изучение синдрома умственной отсталости и факторов его возникновения.  
2. Изучение специфики личностного развития  умственно отсталых  детей.  
3. Подбор и описание методики экспериментального исследования;  
4. Анализ  результатов эксперимента.
 
 
 
 
 
 

Глава I Теоретическое изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.

    1. Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.
 

    В дефектологии термином «умственная  отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического  поражения центральной нервной  системы.

    Умственная  отсталость — это качественные изменения  всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной  нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.

    Изучение  интеллектуального недоразвития имеет  длительную историю, в которой принято  выделять 3 периода. Первый период —  с середины прошлого до начала нынешнего  века, характеризовавшийся попытками  классификации интеллектуальной недостаточности. Второй период — с начала XX в. до окончания второй мировой войны  — период преимущественно описательный, который был ознаменован развитием  подходов к определению количественной оценки степени задержки развития психики. Третий период — с конца 40-х годов до настоящего времени — отличается интенсивным развитием исследований, направленных на изучение причин умственной отсталости. В этот период были уточнены многие биологические, главным образом генетические, факторы, приводящие к умственной отсталости, что позволило достичь и определенных успехов в ее профилактике.

    В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе широко использовался термин «слабоумный». Это определение достаточно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с нарушением интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем развитии. Другими словами, этот термин определял как бы количественное состояние интеллекта аномального ребенка по сравнению с нормально развивающимся сверстником. Под влиянием идей Л. С. Выготского и его психологической школы на смену этому понятию пришел термин умственно отсталый ребенок. Этот термин более полно отвечает взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития аномального ребенка. Умственная отсталость - это характеристика интеллекта аномального ребенка, уже не только и не столько количественная, сколько качественная, показывающая снижение темпа развития интеллекта у такого ребенка.

    Немецкий  психиатр Эмиль Крепелин впервые предложил классификацию психических расстройств, исходя из нозологического (клинического) подхода, а олигофрении - исходя из возможностей обучения детей. Заслуга Э. Крепелина в том, что он объединил все известные к тому времени клинические симптомы врожденного и раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения», а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для определения степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.

    В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы. Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы - малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду и обучению. Предложенная

    Э. Крепелином классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день.

    Большой вклад в разработку проблемы психического развития умственно отсталого ребенка  внес выдающийся советский ученый Л. С. Выготский. Согласно его точке зрения психика умственно отсталого ребенка социально обусловлена. Он подчеркивал, что высшие психические функции — высшие формы памяти, мышления, характера являются продуктом социального развития, а не биологического созревания. Неправильное воспитание ребенка в семье, методы воспитания, рассчитанные на здоровых детей, могут явиться источником грубых, вторичных осложнений, дефектов. Поэтому необходимо предупреждать вторичные характерологические и псевдокомпенсаторные образования уже в дошкольном возрасте.

    А.Д. Виноградова приводит критику некоторых  концепций зарубежных дефектологов (П. Моор, Нормани Эллис, А. Д. Кларк, К. Колер и др.). Они отрицают возможность развивающего обучения умственно отсталого ребенка. Эти дефектологи возводят в абсолют испытываемые умственно отсталыми детьми затруднения в процессе усвоения знаний, умений, навыков, норм поведения. Тем самым они неправомерно отрицают возможность их обучения, воспитания и социальной адаптации.

    Современные зарубежные дефектологи (Э. Хейсерман, Р. Заззо, Дж. Уортис и др.) разделяют мнение российских ученых о том, что умственно отсталые дети обладают значительными потенциальными возможностями психического развития.

    По  мнению Л.С. Выготского, основным принципом при изучении умственно отсталого ребенка является положение, что всякий дефект создает стимулы для компенсации. Поэтому динамическое изучение отсталого ребенка не может ограничиться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных процессов в развитии и поведении ребенка.

    Исследования, проведённые коллективом психологов (Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, М.П. Феофанова) под руководством Л.В. Занкова были направлены на изучение личности аномального ребёнка в целом. Формирование личности прослеживается в процессе овладения ребёнком знаниями, в зависимости от педагогического воздействия, которые использует ребёнок в коллективе, работающем под руководством воспитателя.

    Развитие  дошкольников прослеживается в их своеобразии  и служит улучшению практики воспитания и обучения аномальных детей. Большое  внимание вопросу о взаимоотношении  обучения и развития уделяется в  исследованиях, проводимых под руководством Л.В. Занкова.

    Вопросы развития умственно отсталого ребёнка  рассмотрены в работах И.М. Соловьёва, Т.М. Дульнева, М.И. Феофанова, В.Г. Петровой, В.И. Пинского.

    В настоящее время наметилось три  главных подхода к изучению умственно  отсталых детей: биологический, клинический  и аспект социальной реадаптации. Эти вопросы отражены в ряде работ отечественных психологов-исследователей (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф. Шалимов, В.М. Явин и др.)

    В настоящее время многие практикующие специалисты, педагоги, психологи, занимаются разработкой эффективного подхода  к организации обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников. В то же время, необходимо отметить, что на фоне изучения развития личности умственного отсталого ребенка в целом, особенности психокогнетивных процессов - памяти и внимания еще мало изучены. В этой области можно отметить работы Л. В. Занкова, И. М. Соловьева, М. М. Нудельмана, Б. И. Пинского, А. И. Липкиной, Г. М. Дульнева, Х.С. Замского и др.

    Важность  и огромное значение изучения проблемы психокогнетивного развития аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности – значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков познавательной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Психолого-педагогическая характеристика умственно  отсталых детей младшего школьного возраста.

     Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской  популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное  органическое поражение коры головного  мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и  эмоционально-волевой сферы ребенка.

     Причины поражения коры головного мозга  ребенка могут быть различны. Это  зависит от того патогенного (вредоносного) фактора, который вызвал поражение. К таким факторам обычно относят: кислородную недостаточность мозга (в периоды внутриутробного развития, родов или после рождения), травмы мозга (родовые, внутричерепные кровоизлияния), воспаления мозга или мозговых оболочек, различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные  препараты, употреблявшиеся матерью  во время беременности, хронический  алкоголизм родителей или их наркомания, особенно матери, некоторые эндокринные  заболевания, хромосомные нарушения, наследственные заболевания без  хромосомных нарушений и др. Определенную роль играют радиация и все ухудшающиеся экологические условия.

Информация о работе Специфичность личностного развития умственно отсталых детей