Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить специфику личностного развития умственно отсталых детей.
Предметом исследования является диагностика и работа с умственно отсталыми детьми.
Объектом исследования является умственно отсталые дети.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическое изучение синдрома умственной отсталости и факторов его возникновения.
2. Изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
3. Подбор и описание методики экспериментального исследования;
4. Анализ результатов эксперимента.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………5
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………………………10
Особенности формирования личности младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………16
Глава II Экспериментальное изучение проблемы.
Психолого-педагогическое изучение развития умственно отсталых детей………………………………………………………………….22
Разработка примерных путей личностного становления умственно отсталых детей………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………...33
Одной из личностных структур является характер. Это сложное образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека, это стиль поведения личности. В характере отражаются воля, интересы, эмоциональный склад человека. Вследствие слабости деятельности коры головного мозга, недоразвития эмоционально-волевой сферы, интересов, убеждений характер умственно отсталых так же, как и другие структурные компоненты личности, отличается своеобразием. При этом надо отметить, что недоразвитие характера при умственной отсталости довольно частое, но не обязательное вторичное отклонение.
Характер
проявляется и формируется в
системе отношений. Человек не только
познает окружающий мир, но и определенным
образом относится к нему. Личность
человека находится в сфере влияния
различных отношений: к близким
людям, коллективу сверстников, обществу,
самому себе, деятельности своей и
других людей. В силу органического
поражения мозга умственно
Системе отношений умственно отсталых школьников присущ ряд особенностей:
а) сравнительно с нормой низкий уровень активности отношений;
б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических свойств и процессов, пониженной потребности в общении, недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
в) сравнительно элементарная мотивация отношений;
г) недостаточно осознанный характер отношений и их регуляции;
д) нарушение избирательности отношений.
Несмотря на все эти недостатки, следует иметь в виду, что в процессе обучения и воспитания система отношений умственно отсталых школьников в значительной мере "корригируется.
Необходимо учитывать и то, что система отношений внутри различных групп умственно отсталых носит своеобразный характер. Так, например, дети-олигофрены с преобладанием процесса возбуждения некритичны, аффективны и импульсивны. Дети с преобладанием процесса торможения вялы, инертны и не испытывают сколько-нибудь значительной потребности в общении. Из курса общей психологии известно, что развитие личности обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. При этом, как уже отмечалось, определяющим в развитии личности является конкретная историческая среда, в которой она развивается. Названные стороны представляют определенное единство. Причем биологическое отражается в структуре личности, преломляясь в ее социально-психологических чертах. Известно, что к биологическим факторам можно отнести пол, эмбриональное развитие, изменение жизненных процессов в различные возрастные периоды и т. п. Определенное значение имеют состояние и свойства нервной системы, ее сила, пластичность, подвижность.
Органическое
поражение центральной нервной
системы у умственно отсталых
обусловливает слабость замыкательной
функции коры головного мозга, инертность
нервных процессов, частое запредельное
торможение и т. д. Психологически это
проявляется в обеднении
Другой комплекс нарушений как бы надстраивается над описанными выше нарушениями первичного порядка. Этот комплекс нарушений обусловлен вторичными причинами. Дело в том, что ребенок с олигофренией в степени дебильности оказывается, как говорил Л. С. Выготский, "вывихнутым" из нормального общения со средой в силу своего дефектного атипичного развития. В результате этого "вывиха" нарушается и без того осложненное биологическим дефектом формирование высших форм деятельности, которые складываются только в процессе онтогенетического развития. Так, например, затрудняется формирование высших форм памяти, мышления, чувств, потребностей и т. п.
Таким
образом, следует еще раз подчеркнуть,
что структурные компоненты личности
ребенка с олигофренией в степени
дебильности те же, что и у нормальных
детей. Однако существенная разница
состоит в том, что в своем
развитии эти компоненты не достигают
того уровня, который имеет место в норме.
Необходимо также напомнить, что в нашей
стране все умственно отсталые лица получают
во вспомогательной школе доступное им
образование и подготовку к трудовой деятельности.
В результате, как показывают некоторые
специальные исследования, почти все выпускники
вспомогательных школ довольно быстро
трудоустраиваются, обеспечивают свои
семьи, живут нормальной жизнью. Профессии,
которыми они овладели, дают им возможность
быть полезными членами общества и семьи.
Глава
II Экспериментальное
изучение проблемы.
Диагностика начинается уже с детского сада, где педагог-дефектолог, взаимодействуя с воспитателями, выявляет детей с отклонениями в умственном развитии и информирует об этом родителей. Диагностика продолжается и в процессе интегрированного обучения. Она направлена на изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей детей, их способностей, интересов, отношения к школе, учебе, поведения, круга общения, позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка. Чрезвычайно важно изучать социальный профиль семьи ребенка взаимоотношения родителей или родственников и детей, что позволит в дальнейшем прогнозировать влияние родных и близких на ребёнка.
При
отборе методик для психолого-педагогического
исследования детей раннего возраста
мы исходили из закономерностей развития
нормально развивающихся детей и особенностей
умственно отсталых. Естественно, что
тактика проведения исследования во многом
определяется возрастом и состоянием
ребенка. Состояние ребенка оказывает
заметное влияние на его продуктивность
при обследовании. Поэтому при работе
с детьми, мы обращали внимание на общий
фон настроения ребенка и создавали особые
отношения доверия между ребенком и исследователем.
Нами были проведены занятия для обследования
детей раннего возраста в Детском саду
№27 компенсирующего вида. Предложенные
десять заданий рассчитаны на обследование
детей 2 - 2,5 года, а также 2,5 - 3 лет. Данные
задания представлены в виде таблицы,
где отражены разграничения по возрасту.
(табл. 1).
|
Опыт нашей работы по обследованию детей раннего возраста с использованием представленных методик показывает, что различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на три группы.
(табл. 2).
Результаты обследования детей
с различным уровнем умственного развития:
|
Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование этих детей.
Во
вторую группу (13-23 балла) входят дети,
которые самостоятельно не могут выполнить
задание. Они с трудом вступают в контакт
со взрослыми, действуют без учета свойств
предметов. В характере их действий отмечается
стремление достигнуть определенного
искомого результата, поэтому для них
характерными оказываются хаотические
действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения
задания. В условиях обучения, когда взрослый
просит выполнить задание по подражанию,
многие из них справляются. Однако после
обучения самостоятельно выполнить задание
дети этой группы не могут, что свидетельствует
о том, что принцип действия остался ими
не осознан. При этом они безразличны к
результату своей деятельности.
Анализ данных детей этой группы позволяет
говорить о необходимости использования
других методов изучения (обследования
психоневролога и др.).
Третью
группу (24-33) составляют дети, которые
заинтересованно сотрудничают со взрослыми.
Они сразу же принимают задания, понимают
условия этих заданий и стремятся к их
выполнению. Однако самостоятельно во
многих случаях они не могут найти адекватный
способ выполнения и часто обращаются
за помощью к взрослому. После показа способа
выполнения задания педагогом многие
из них могут самостоятельно справиться
с заданием, проявив большую заинтересованность
в результате своей деятельности.
личностного становления умственно отсталых детей.
Детей
первой группы необходимо учить понимать
элементарную инструкцию, выполнять действие
в соответствии с речевой инструкцией,
состоящей из одного слова, обозначающего
действие. При этом надо учить детей понимать
цель действия; развивать у них действия
хватания двумя руками, одной рукой; развивать
внимание, фиксацию взгляда, прослеживание
взглядом перемещающегося предмета. Кроме
того, с этими детьми необходимо проводить
физические упражнения, ориентированные
на развитие всех основных движений, а
также общеразвивающие упражнения, направленные
на укрепление мышц спины, координацию
движений, развитие равновесия.
При обучении детей этой группы основными
методами являются совместные действия
ребенка со взрослым, подражания действиям
взрослого.
Информация о работе Специфичность личностного развития умственно отсталых детей