Специфичность личностного развития умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучить специфику личностного развития умственно отсталых детей.

Предметом исследования является диагностика и работа с умственно отсталыми детьми.

Объектом исследования является умственно отсталые дети.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическое изучение синдрома умственной отсталости и факторов его возникновения.
2. Изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
3. Подбор и описание методики экспериментального исследования;
4. Анализ результатов эксперимента.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.

Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………5
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………………………10
Особенности формирования личности младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………16
Глава II Экспериментальное изучение проблемы.

Психолого-педагогическое изучение развития умственно отсталых детей………………………………………………………………….22
Разработка примерных путей личностного становления умственно отсталых детей………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 168.75 Кб (Скачать документ)

    Одной из личностных структур является характер. Это сложное образование, где  в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека, это стиль поведения личности. В характере отражаются воля, интересы, эмоциональный склад человека. Вследствие слабости деятельности коры головного мозга, недоразвития эмоционально-волевой сферы, интересов, убеждений характер умственно отсталых так же, как и другие структурные компоненты личности, отличается своеобразием. При этом надо отметить, что недоразвитие характера при умственной отсталости довольно частое, но не обязательное вторичное отклонение.

    Характер  проявляется и формируется в  системе отношений. Человек не только познает окружающий мир, но и определенным образом относится к нему. Личность человека находится в сфере влияния  различных отношений: к близким  людям, коллективу сверстников, обществу, самому себе, деятельности своей и  других людей. В силу органического  поражения мозга умственно отсталым недоступен высокий уровень обобщений. Они не способны, например, в процессе деятельности распределить внимание, предусмотреть последовательность действий; им трудно выделить главное и установить основные связи и признаки. Им свойственна склонность к стереотипным действиям.

    Системе отношений умственно отсталых школьников присущ ряд особенностей:

    а) сравнительно с нормой низкий уровень  активности отношений;

    б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических  свойств и процессов, пониженной потребности в общении, недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой  сферы;

    в) сравнительно элементарная мотивация  отношений;

    г) недостаточно осознанный характер отношений  и их регуляции;

    д) нарушение избирательности отношений.

    Несмотря  на все эти недостатки, следует  иметь в виду, что в процессе обучения и воспитания система отношений  умственно отсталых школьников в  значительной мере "корригируется.

    Необходимо  учитывать и то, что система  отношений внутри различных групп  умственно отсталых носит своеобразный характер. Так, например, дети-олигофрены с преобладанием процесса возбуждения некритичны, аффективны и импульсивны. Дети с преобладанием процесса торможения вялы, инертны и не испытывают сколько-нибудь значительной потребности в общении. Из курса общей психологии известно, что развитие личности обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. При этом, как уже отмечалось, определяющим в развитии личности является конкретная историческая среда, в которой она развивается. Названные стороны представляют определенное единство. Причем биологическое отражается в структуре личности, преломляясь в ее социально-психологических чертах. Известно, что к биологическим факторам можно отнести пол, эмбриональное развитие, изменение жизненных процессов в различные возрастные периоды и т. п. Определенное значение имеют состояние и свойства нервной системы, ее сила, пластичность, подвижность.

    Органическое  поражение центральной нервной  системы у умственно отсталых обусловливает слабость замыкательной  функции коры головного мозга, инертность нервных процессов, частое запредельное торможение и т. д. Психологически это  проявляется в обеднении сенсорно-перцептивного опыта ребенка: олигофрена, имеющего недоразвитие в степени дебильности.

    Другой  комплекс нарушений как бы надстраивается над описанными выше нарушениями  первичного порядка. Этот комплекс нарушений  обусловлен вторичными причинами. Дело в том, что ребенок с олигофренией в степени дебильности оказывается, как говорил Л. С. Выготский, "вывихнутым" из нормального общения со средой в силу своего дефектного атипичного развития. В результате этого "вывиха" нарушается и без того осложненное биологическим дефектом формирование высших форм деятельности, которые складываются только в процессе онтогенетического развития. Так, например, затрудняется формирование высших форм памяти, мышления, чувств, потребностей и т. п.

    Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что структурные компоненты личности ребенка с олигофренией в степени  дебильности те же, что и у нормальных детей. Однако существенная разница  состоит в том, что в своем  развитии эти компоненты не достигают того уровня, который имеет место в норме. Необходимо также напомнить, что в нашей стране все умственно отсталые лица получают во вспомогательной школе доступное им образование и подготовку к трудовой деятельности. В результате, как показывают некоторые специальные исследования, почти все выпускники вспомогательных школ довольно быстро трудоустраиваются, обеспечивают свои семьи, живут нормальной жизнью. Профессии, которыми они овладели, дают им возможность быть полезными членами общества и семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II  Экспериментальное изучение проблемы. 

  1. Психолого-педагогическое изучение развития умственно отсталых детей.

    Диагностика начинается уже с детского сада, где педагог-дефектолог, взаимодействуя с воспитателями, выявляет детей с отклонениями в умственном развитии и информирует об этом родителей. Диагностика продолжается и в процессе интегрированного обучения. Она направлена на изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей детей, их способностей, интересов, отношения к школе, учебе, поведения, круга общения, позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка. Чрезвычайно важно изучать социальный профиль семьи ребенка взаимоотношения родителей или родственников и детей, что позволит в дальнейшем прогнозировать влияние родных и близких на ребёнка.

    При отборе методик для психолого-педагогического исследования детей раннего возраста мы исходили из закономерностей развития нормально развивающихся детей и особенностей умственно отсталых. Естественно, что тактика проведения исследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка. Состояние ребенка оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому при работе с детьми, мы обращали внимание на общий фон настроения ребенка и создавали особые отношения доверия между ребенком и исследователем. Нами были проведены занятия для обследования детей раннего возраста в Детском саду №27 компенсирующего вида. Предложенные десять заданий рассчитаны на обследование детей 2 - 2,5 года, а также 2,5 - 3 лет. Данные задания представлены в виде таблицы, где отражены разграничения по возрасту. (табл. 1). 

Nзадания Наименование задания Возраст
    2-2,5 года 2,5-3 года
1
    Лови шарик
+ +
2
    Спрячь шарик:

    две коробочки

    три коробочки

+ +
3
    Разборка и складывание  матрешки:

    двухсоставная

    трехсоставная

+ +
4
    Разборка и складывание  пирамидки:

    из трех колец

    из четырех колец

+ +
5
    Парные картинки:

    две

    четыре

+ +
6
    Цветные кубики:

    два [красный, желтый (или белый)]

    четыре [красный, желтый (или белый, зеленый, синий]

+ +
7
    Разрезные картинки:

    из двух частей

    из трех частей

+ +
8
    Конструирование из палочек:

    "молоточек" (из двух палочек)

    "треугольник" (из трех палочек)

+ +
9
    Достань тележку:

    скользящая тесемка

    скользящая и  одна ложная

+ +
10
    Нарисуй:

    Дорожку

    Домик

+ +

Опыт  нашей работы по обследованию детей  раннего возраста с использованием представленных методик показывает, что различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере  познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на три группы.

(табл. 2).

Результаты  обследования детей 

с различным уровнем  умственного развития:


задания
Наименование  задания Первая  группа Вторая  группа Третья  группа
Оценка  в баллах
    1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
1 Лови шарик +         +         +  
2 Спрячь шарики +         +         +  
3 Разборка и  складывание матрешки   +         +         +
4 Разборка и  складывание пирамидки   +         +         +
5 Парные картинки +         +       +    
6 Цветные кубики +         +       +    
7 Разрезные картинки +         +       +    
8 Конструирование из палочек +         +       +    
9 Достань тележку +         +       +    
10 Нарисуй +         +     +      
Итого 12 баллов 22 балла 32 балла

    Первую  группу (10-12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование этих детей.

    Во  вторую группу (13-23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. 
Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

    Третью  группу (24-33) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Разработка  примерных путей

личностного становления умственно  отсталых детей.

    Детей первой группы необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо учить детей понимать цель действия; развивать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом перемещающегося предмета. Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия. 
При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражания действиям взрослого.

Информация о работе Специфичность личностного развития умственно отсталых детей