Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить специфику личностного развития умственно отсталых детей.
Предметом исследования является диагностика и работа с умственно отсталыми детьми.
Объектом исследования является умственно отсталые дети.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическое изучение синдрома умственной отсталости и факторов его возникновения.
2. Изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
3. Подбор и описание методики экспериментального исследования;
4. Анализ результатов эксперимента.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………5
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………………………10
Особенности формирования личности младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………16
Глава II Экспериментальное изучение проблемы.
Психолого-педагогическое изучение развития умственно отсталых детей………………………………………………………………….22
Разработка примерных путей личностного становления умственно отсталых детей………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………...33
У
второй группы детей, получивших 13-23
балла, необходимо формировать способы
усвоения общественного опыта. Первым
условием при этом является формирование
сотрудничества ребенка со взрослым. Основой
такого сотрудничества является, с одной
стороны, эмоциональный контакт взрослого
с ребенком, а с другой - правильное определение
способа постановки перед ребенком образовательно-воспитательных
задач. Важно сформировать у детей способность
подражать действиям взрослого; умение
понимать и использовать жестовую инструкцию
и указательный жест; умение работать
по образцу и по словесной инструкции.
Особое место в коррекционной работе с
этими детьми должно занимать физическое
воспитание. Оно направлено на своевременное
развитие двигательных навыков, умений
и физических качеств; на развитие интереса
к различным доступным ребенку видам двигательной
деятельности.
При
этом внимание надо уделять совершенствованию
ручной моторики, развитию ведущей
руки, согласованности действий обеих
рук, а также развитию мелких движений
кистей рук.
Центральной задачей работы с этой группой
детей оказывается формирование ориентировочно-познавательной
деятельности: развитие практического
ориентирования на свойства и качества
предметов - формирование целенаправленных
проб, практического примеривания, а затем
и зрительного соотнесения. Главное при
этом помнить, что развитие восприятия
идет от способности различать предметы,
их свойства, отношения к их восприятию
на основе образа, а затем и к фиксации
образа в слове, т.е. к появлению образа-представления.
В дальнейшем коррекционная работа по
развитию ориентировочно-познавательной
деятельности должна быть направлена
на формирование взаимосвязи между основными
компонентами мыслительной деятельности:
действием, словом и образом.
Одним из основных направлений в работе
с этими детьми является развитие речи.
Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности
ребенка и на специальных занятиях, где
решаются специфические задачи: развитие
общения, познавательной и регулирующей
функций.
Кроме того, основной коррекционной задачей
в работе с этими детьми является формирование
игровой деятельности и предпосылок к
продуктивным видам деятельности (рисованию,
конструированию).
У детей надо сформировать интерес к дидактическим
и сюжетным игрушкам, игровые действия
с этими игрушками, умение играть рядом
со сверстниками, а в дальнейшем вместе.
Учитывая все вышесказанное, необходимо
помнить, что у всех этих детей надо формировать
правильное поведение с учетом определенной
ситуации, а также некоторые качества
личности каждого ребенка, где главное
внимание уделяется таким качествам, как
взаимопомощь и отзывчивость. Возможность
эта обеспечивается созданием положительного
микроклимата как в дошкольном учреждении,
так и в семье ребенка.
У
детей третьей группы, получивших 24-33
балла, необходимо уточнить первичные
нарушения. Независимо от первичного нарушения
у всех детей необходимо формировать активный
интерес к свойствам и качествам предметов,
развивать перцептивные действия (пробы,
примеривание). При этом надо развивать
продуктивные виды деятельности: лепку,
аппликацию, рисование, конструирование.
Важным направлением в коррекционной
работе с этими детьми является формирование
целостного представления об окружающей
действительности, о человеке и о взаимодействиях
между людьми, познакомить детей с деятельностью
человека. Важно подвести детей к пониманию
того, что поведение и деятельность человека
зависят от природных условий.
Во
всех случаях с этими детьми проводится
коррекционная работа по развитию речи.
В зависимости от первичного нарушения
создается своя специфическая система
включения речи ребенка в процесс
чувственного познания окружающей действительности.
Заключение
Таким
образом, умственная отсталость — это
качественные изменения всей психики,
всей личности в целом, явившиеся
результатом перенесенных органических
повреждений центральной
Умственно отсталые дети по их способности к обучению разделяют на три группы: дети-олигофрены, дети-имбецилы, дети-идиоты. В изменяющихся социально - экономических условиях особого внимания требует проблемы умственно отсталых детей. Любой ребёнок, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и обеспечивать себя в материальном отношении, быть полезным обществу.
Большой вклад в разработку проблемы психического развития умственно отсталого ребенка внес выдающийся советский ученый Л. С. Выготский. Согласно его точке зрения психика умственно отсталого ребенка социально обусловлена. Эту точку зрения разделяют и многие зарубежные психологи-исследователи. По их мнению, психика умственно отсталого содержит большой потенциал для развития.
В настоящее время наметилось три главных подхода к изучению умственно отсталых детей: биологический, клинический и аспект социальной реадаптации. Эти вопросы отражены в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей.
В
ходе подготовки курсовой работы был проведен
анализ учебной и специальной литературы
по проблемам умственной отсталости. Рассмотрены
особенности личностного развития детей
дошкольного возраста с умственной отсталостью,
возрастные особенности, приведены психологические
характеристики. Разработан комплекс
методик психолого-педагогического обследования,
которое позволило выявить у детей раннего
возраста отклонения в умственном развитии
и помогло наметить пути коррекционной
работы с каждым из обследуемых групп
детей с учетом их индивидуальной структуры
нарушения.
Список
литературы
Приложение
Для
проведения обследования необходимо иметь
по два детских столика и
1. Лови шарик. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.
|
Оборудование:
желобок, шарик.
Проведение обследования. Психолог кладет
шарик на желобок и просит ребенка: "Лови
шарик!" Затем поворачивает желобок
и просит прокатить шарик по желобку: "Кати!"
Взрослый ловит шарик. Так повторяется
четыре раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик,
взрослый показывает ему два-три раза,
как это надо делать, т.е. обучение идет
по показу.
Оценка действий ребенка: Принятие задания,
понимание речевой инструкции, желание
сотрудничать (играть) со взрослым, отношение
к игре, результат, отношение к результату.
2. Спрячь шарик. Задание направлено
на выявление практического ориентирования
ребенка на величину, а также наличия у
ребенка соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине
коробочки четырехугольной формы одного
цвета с соответствующими крышками; два
(три) шарика, разных по величине, но одинаковых
по цвету.
|
Проведение
обследования. Перед ребенком кладутся
две (три) коробочки, разные по величине,
и крышки к ним, расположенные
на некотором расстоянии от коробочек.
Психолог кладет большой шарик в
большую коробочку, а маленький
шарик - в маленькую коробочку
и просит ребенка накрыть коробки
крышками, спрятать шарики. При этом
ребенку не объясняют, какую крышку
надо брать. Задача заключается в
том, чтобы ребенок догадался
сам, какой крышкой надо закрыть
соответствующую коробку.
Обучение. Если ребенок подбирает крышки
неверно, взрослый показывает и объясняет:
большой крышкой закрывает большую коробку,
а маленькой крышкой - маленькую коробку.
После обучения ребенку предлагают выполнить
задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания,
понимание речевой инструкции, способы
выполнения - ориентировка на величину,
обучаемость, наличие соотносящих действий,
отношение к своей деятельности, результат.
3.
Разборка и складывание
матрешки. Задание направлено на выявление
уровня развития практического ориентирования
ребенка на величину предметов, а также
наличия соотносящих действий, понимания
указательного жеста, умения подражать
действиям взрослого.
Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные)
матрешки.
|
Проведение
обследования. Психолог дает ребенку
двухсоставную матрешку и просит
ее раскрыть. Если ребенок не начинает
действовать, то взрослый раскрывает матрешку
и предлагает собрать ее. Если ребенок
не справляется самостоятельно, проводится
обучение.
Обучение. Психолог берет еще одну двухсоставную
матрешку, раскрывает ее, обращая внимание
ребенка на матрешку-вкладыш, просит его
сделать то же со своей матрешкой (раскрыть
ее). Далее взрослый, используя указательный
жест, просит ребенка спрятать маленькую
матрешку в большую. После обучения ребенку
предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания,
способы выполнения, обучаемость, отношение
к результату, понимание указательного
жеста, наличие соотносящих действий,
результат.
4.
Разборка и складывание
пирамидки.
Задание направлено на выявление уровня
развития у ребенка практического ориентирования
на величину, соотносящих действий, ведущей
руки, согласованности действий обеих
рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех)
колец.
|
Проведение
обследования. Психолог предлагает ребенку
разобрать пирамидку. Если ребенок
не действует, взрослый разбирает пирамидку
сам и предлагает ребенку собрать
ее.
Обучение. Если ребенок не начинает действовать,
взрослый начинает подавать ему кольца
по одному, каждый раз указывая жестом,
что кольца нужно надеть на стержень, затем
предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания,
учет величины колец, обучаемость, отношение
к деятельности, результат.
5.
Парные картинки. Задание направлено
на выявление уровня развития у ребенка
зрительного восприятия предметных картинок,
понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две (четыре) пары предметных
картинок.
|
Проведение
обследования. Перед ребенком кладут
две предметные картинки. Точно
такая же пара картинок находится в руках
взрослого. Психолог указательным жестом
соотносит их между собой, показывая при
этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые.
Затем взрослый закрывает свои картинки,
достает одну из них и, показывая ее ребенку,
просит показать такую же.
Обучение. Если ребенок не выполняет задания,
то ему показывают, как надо соотносить
парные картинки: "Такая у меня, такая
же у тебя", при этом используется указательный
жест.
Оценка действий ребенка: принятие задания
осуществление выбора, понимание жестовой
инструкции, обучаемость результат, отношение
к своей деятельности.
Информация о работе Специфичность личностного развития умственно отсталых детей