Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить специфику личностного развития умственно отсталых детей.
Предметом исследования является диагностика и работа с умственно отсталыми детьми.
Объектом исследования является умственно отсталые дети.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическое изучение синдрома умственной отсталости и факторов его возникновения.
2. Изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
3. Подбор и описание методики экспериментального исследования;
4. Анализ результатов эксперимента.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………5
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………………………10
Особенности формирования личности младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………16
Глава II Экспериментальное изучение проблемы.
Психолого-педагогическое изучение развития умственно отсталых детей………………………………………………………………….22
Разработка примерных путей личностного становления умственно отсталых детей………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………...33
В настоящее время установлено, что среди всех детей, страдающих таким отклонением в развитии, преобладают дети с генетическими формами умственной отсталости — 75%. Из них 74,5% возникает внутриутробно, 17,1% — в интернатальном периоде, т.е. во время родов, 8,4% случаев — в ранний период жизни ребенка. Все генетические формы умственной отсталости относятся к числу врожденных.
Все умственно отсталые дети существенно различаются по степени выраженности дефекта. В отечественной дефектологии их обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты.
Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Это бывает, например, в результате тяжелых травм головного мозга. Такие дети, как и все травмированные, страдают головными болями, временами — резкой потерей памяти, неуравновешенностью поведения. Эти особенности проявляются на фоне умственной отсталости, что усложняет общую картину состояния ребенка. Своеобразие этих детей состоит в том, что с возрастом их умственная отсталость становится все более резко выраженной. В отдельных случаях с помощью лекарственных средств и коррекционно-направленной педагогической работы удается задержать этот процесс, но положительное развитие ожидать не приходится.
Умственно отсталые — это весьма полиморфная группа, в которой преобладающее большинство составляют дети-олигофрены (от греческого oligos — малоумный).
У этих детей поражение мозговых систем возникает на ранних этапах развития: или во внутриутробном (пренатальном), или в постнатальном периоде, т.е. при рождении или в первые три года жизни ребенка, т.е. до полного становления речи. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями.
Дети олигофрены растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для
усвоения способов ориентировки в окружающем
мире, для наделения и фиксирования
ярко обозначенных свойств и простейших
отношений между предметами, для
понимания важности того ли иного
действия умственно отсталому
У умственно отсталых детей в большой, степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.
Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. Словарь детей беден. Значения слов недостаточно дифференцированы. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. Они неточно воспринимают указания взрослого и далеко не всегда действуют в соответствии с этими указаниями даже в тех случаях, когда хорошо их помнят.
Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.
Существенные отклонения имеются не только в познавательной деятельности, но и в личностных проявлениях умственно отсталых детей. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата.
Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке. Самооценка и уровень притязаний олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности.
Одним из основных направлений коррекционной работы с умственно отсталыми дошкольниками и младшими школьниками является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать ребенку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны быть ласковы со своим ребенком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем, требовательны и строги, когда это необходимо.
Очень важно для воспитания и социализации умственно отсталого ребенка развивать у него культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Надо хвалить малыша, когда он старается быть опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине утрачивается.
Умственно
отсталые дети не должны быть изолированы
от своих нормально развивающихся
сверстников. Общаясь с ними, они
расширяют свой социальный опыт, у них
появляется чувство товарищества, взаимопомощи,
доброжелательность. Общение с нормально
развивающимися детьми — это одна из ступеней
социальной адаптации ребенка с отклонениями
в развитии. Родителям следует это всячески
поощрять, за исключением общения с детьми
с асоциальным поведением. Следует заметить,
что для нормально развивающихся детей
общение с умственно отсталым ребенком
не принесет вреда. Напротив, оно будет
способствовать формированию доброго
отношения, желания помочь товарищу.
Под
развитой человеческой личностью обычно
подразумевают человека, который
обладает определенным мировоззрением,
осознает свое место в обществе,
свои жизненные цели, умеет самостоятельно
действовать для достижения этих
целей. Личностью человек становится
по мере того, как он начинает отдавать
себе отчет в том, что и для
чего он делает, и может руководить
своими действиями. В вопросах, относящихся
к формированию личности ребенка, советская
психология руководствуется марксистско-
Эти
взгляды ученых формировались под
влиянием марксистско-ленинского учения
о личности. Они формировались
также и в борьбе с лженаучными
представлениями некоторых
Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии, согласно мнению советских ученых, подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка
При правильном воспитании умственно отсталого ребенка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.
Однако
воспитывать этих детей, формировать
их личность в правильном направлении
довольно трудно, поскольку, как уже
говорилось, их развитие происходит в
условиях органического поражения
головного мозга и
Для правильного воспитания умственно отсталых детей будущему педагогу необходимо иметь представление о тех их особенностях, которые затрудняют формирование личности.
Ряд
особенностей умственно отсталых детей
обусловливается нарушением их высшей
нервной деятельности, недоразвитием
мышления, познавательной деятельности,
незрелостью эмоционально-
Направленность личности умственно отсталых детей включает систему мотивов, потребностей и интересов. В этой связи следует отметить, что из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Конкретно это выражается в преобладании элементарных органических потребностей . Недоразвитие высших культурных потребностей обусловливает своеобразие интересов и мотивационной сферы умственно отсталых детей.
Носящее
дифференцированный характер органическое
поражение головного мозга
Информация о работе Специфичность личностного развития умственно отсталых детей