Специфичность личностного развития умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучить специфику личностного развития умственно отсталых детей.

Предметом исследования является диагностика и работа с умственно отсталыми детьми.

Объектом исследования является умственно отсталые дети.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическое изучение синдрома умственной отсталости и факторов его возникновения.
2. Изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.
3. Подбор и описание методики экспериментального исследования;
4. Анализ результатов эксперимента.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое изучение специфики личностного развития умственно отсталых детей.

Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………5
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………………………10
Особенности формирования личности младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………16
Глава II Экспериментальное изучение проблемы.

Психолого-педагогическое изучение развития умственно отсталых детей………………………………………………………………….22
Разработка примерных путей личностного становления умственно отсталых детей………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 168.75 Кб (Скачать документ)

    6. Цветные кубики. Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета. 
Оборудование: цветные кубики - два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).

    

    Проведение  обследования. Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится  в руке взрослого: "Возьми кубик  такой, как у меня". Затем педагог  просит показать: "Покажи, где красный, а теперь, где желтый". Далее  предлагают ребенку по очереди назвать  цвет каждого кубика: "Назови, какого цвета этот кубик". 
Обучение. Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. 
После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. 
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета; фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

    7. Разрезные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. 
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана 
на две (три) части.

    

    Проведение  обследования. Психолог показывает ребенку  две или три части разрезанной  картинки и просит сложить целую  картинку: "Сделай целую картинку". 
Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. 
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.

    8. Конструирование  из палочек ("молоточек"  или "домик"). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу. 
Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

    

    Проведение  обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру "молоточек" или "домик" и просят его сделать  так же: "Построй, как у меня". 
Обучение. Если ребенок по показу не может создать "молоточек", экспериментатор просит выполнить задание по подражанию: "Смотри и делай, как я". Затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу. 
Оценка действий ребенка: принятие задания, характер действия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, результат, отношение к результату.

    9. Достань тележку  (скользящая тесемка). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку). 
Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае - рядом со скользящей тесемкой - ложная.

    

    Проведение  обследования. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой  на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить  оба конца тесемки и подтянул тележку. 
Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка. 
Оценка действий ребенка. Если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.

    10. Нарисуй (дорожку  или домик). Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.

    

    Оборудование: карандаш, бумага. 
Проведение обследования. Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: "Нарисуй дорожку", "Нарисуй домик". 
Обучение не проводится. 
Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат. 
Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции. 
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

    ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    1. Лови шарик. 
1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.). 
2 балла - ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически. 
3 балла - ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный. 
4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

    2. Спрячь шарики. 
1 балл - ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял. 
2 балла - ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет. 
3 балла - ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет. 
4 балла - ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

    3. Разборка и складывание  матрешки. 
1 балл - ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д. 
2 балла - ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет. 
3 балла - ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая Инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку. 
4 балла - ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

    4. Разборка и складывание  пирамидки. 
1 балл - ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п. 
2 балла - ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука: нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен. 
3 балла - ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат. 
4 балла - ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

    5. Парные картинки. 
1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д. 
2 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет. 
3 балла - ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут. 
4 балла - ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

    6. Цветные кубики. 
1 балл - ребенок не различает цвета даже после обучения. 
2 балла - ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату. 
3 балла - ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату. 
4 балла - ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

    7. Разрезные картинки. 
1 балл - ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом. 
2 балла - ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может. 
3 балла - ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный. 
4 балла - ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

    8. Конструирование из палочек. 
1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату. 
2 балла - ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен. 
3 балла - ребенок правильно понимает задание, но строит "молоточек" только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате. 
4 балла - ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

    9. Достань тележку. 
1 балл - ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели. 
2 балла - ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания. 
3 балла - ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий. 
4 балла - ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

    10. Нарисуй. 
1 балл - ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя адекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет. 
2 балла - у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук. 
3 балла - ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук. 
4 балла - ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

Информация о работе Специфичность личностного развития умственно отсталых детей