Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить специфику детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «Семья», «Неполная семья», «Детско-родительские отношения».
2. Охарактеризовать детско-родительские отношения между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
3. Организовать эмпирическое исследование по изучению специфики детско-родительских отношений между матерью и сыном в неполных семьях.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: методика «Тест-опросник родительского отношения» Варги А.Я. и Столина В.В.
3 Количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях и составления индивидуальных рекомендаций по воспитанию для матерей.
ВВЕДЕНИЕ
Мы знаем, что ребенку нужны оба - отец и мать. Маленький ребенок, у которого нет того или другого, настойчиво требует у оставшегося родителя найти ему недостающего. Человек - это существо, которое должно иметь отца и мать, по крайней мере, в душе, и которое по необходимости создает их самостоятельно.
Разумеется,
хороший настоящий отец по многим
статьям гораздо
Становится все больше детей, воспитывающихся в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь ребенка без отца существенно отличается от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую.
Впоследствии
такие условия жизни ребенка
будут отражаться на его личностном
развитии, его эмоциональном
Очевидно, что матери-одиночке гораздо труднее поддерживать нормальные отношения с сыном, такие же, как в полных семьях. Она одинока. Какой бы нормальной ни была ее психика, у нее будет тенденция сделать сына своим очень близким компаньоном, особенно если других детей у нее нет, и расточать все свое душевное тепло исключительно на него.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет
исследования – специфика детско-
Цель исследования - изучить специфику детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «Семья», «Неполная семья», «Детско-родительские отношения».
2.
Охарактеризовать детско-
3.
Организовать эмпирическое
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: методика «Тест-опросник родительского отношения» Варги А.Я. и Столина В.В.
3 Количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях и составления индивидуальных рекомендаций по воспитанию для матерей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ
МАТЕРЬЮ И СЫНОМ
В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Анализ понятий «Семья», «Неполная семья»,
«Детско-родительские
отношения»
Почти все мы выросли в семьях, хотя и не всегда – в полных. Казалось бы, все должны знать, что это такое – семья. На самом деле, почти никто не знает, что такое семья. И именно это не позволяет людям создавать прочные, счастливые семьи.
О том, насколько важна семья в жизни каждого человека, говорили ещё древние мыслители. Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, преступление. Аристотель считал, что семья – это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Именно от Аристотеля берёт своё начало мысль о том, что семья – неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают проблемы общества, а с другой – семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни [21].
Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве [1].
Семья – это первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения [14].
Существует множество определений понятия «Семья», которые в чём-то похожи, но каждый автор делает акцент на тех аспектах, которые считает важными. Приведем наиболее интересные, выделяя в них важные, на наш взгляд, моменты.
Семья
- исторически конкретная система
взаимоотношений между
Семья – это совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трёх видов отношений: отношения кровного родства (брат – брат, брат – сестра и т.п.), отношения порождения (родители – дети), отношения свойства (муж – жена) [7].
Семья – соответствующая нормам и ценностям данного общества социальная группа, объединённая формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: муж – жена, родители – дети, дети – дети [15].
Объединяет все эти определения то, что семья – это группа людей, объединённая разнообразными отношениями между супругами, родителями, детьми.
С юридической точки зрения, семья - это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью [15].
Н.Д. Шимин определяет семью следующим образом: «Семья - это специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, обусловленная экономическим строем общества, основанная на браке или родстве, включая всю совокупность отношений (между мужем и женой, родителями и детьми, между различными поколениями), складывающихся на базе совместной разносторонней деятельности ее членов, в которой реализуются как потребности общества (в физическом и духовном воспроизводстве человеческой личности, в обеспечении нормальной совместной жизнедеятельности людей в сфере личной жизни), так и потребности индивида (в интимных связях, в семейном, личном счастье) [22].
Любая семья создаётся с целью удовлетворения каких-то значимых для её членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определённых потребностей её членов, называется функцией семьи [3].
Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд ее функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья – это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, функции семьи по отношению к обществу, функции семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье [5].
Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как:
- социальные (по отношению к обществу);
- индивидуальные (по отношению к личности).
Функции
семьи тесно связаны с
Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами её жизнедеятельности и важнейшими потребностями. Основные функции современной семьи представлены в Таблице 1.
Основные функции современной семьи
Сфера
семейной
деятельности |
Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода |
Воспитательная | Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Сфера
первичного социального контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Сфера
духовного общения |
Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление
определенного социального |
Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье, и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [12].
Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [13].
Во все времена семья находится в центре внимания общественности. Семья - это основа общества, его крепость и стабильность. Нормальная семья та, где оба родителя занимаются воспитанием своих детей, поэтому особое внимание уделяется в нашем обществе неполным семьям, в которых нарушен баланс равномерного участия матери и отца в становлении подрастающей личности. Неполная семья является одним из основных социально-демографических типов современной семьи [10].
По
официальному определению, неполная семья
– это малая группа с частичными
неполными связями, где нет традиционной
системы отношений мать – отец
– ребёнок. Более простым языком,
неполная семья та, которая состоит
из одного родителя с одним или несколькими
несовершеннолетними детьми [8].
1.2. Детско-родительские отношения между матерью и сыном
в
полных и неполных
семьях
Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко «хромают» в межличностном общении - как со своим, так и с противоположным полом [2].