Специфика детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить специфику детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «Семья», «Неполная семья», «Детско-родительские отношения».
2. Охарактеризовать детско-родительские отношения между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
3. Организовать эмпирическое исследование по изучению специфики детско-родительских отношений между матерью и сыном в неполных семьях.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: методика «Тест-опросник родительского отношения» Варги А.Я. и Столина В.В.
3 Количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях и составления индивидуальных рекомендаций по воспитанию для матерей.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА МАКСИМОВСКОЙ А. оконч. проверка.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

                                                         Мать не может быть еще и отцом,

                                              но она, для пользы ребенка,  
                                                                может лепить устойчивый образ отца.

                                                                                                            Д.В. Колёсов 

     Мы  знаем, что ребенку нужны оба - отец и мать. Маленький ребенок, у  которого нет того или другого, настойчиво требует у оставшегося родителя найти ему недостающего. Человек - это существо, которое должно иметь отца и мать, по крайней мере, в душе, и которое по необходимости создает их самостоятельно.

     Разумеется, хороший настоящий отец по многим статьям гораздо предпочтительнее, чем идеальный образ. Но если настоящего отца нет, то задача матери состоит не в том, чтобы пытаться его заменить, и даже не обязательно в том, чтобы подыскать нового супруга, а в том, чтобы создать атмосферу, в которой ребенок мог бы создать себе образ отца в собственном воображении.

     Становится  все больше детей, воспитывающихся  в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь ребенка без  отца существенно отличается от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую.

     Впоследствии  такие условия жизни ребенка  будут отражаться на его личностном развитии, его эмоциональном самочувствии, отношении к окружающим людям и самооценке. Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко «хромают» в межличностном общении - как со своим, так и с противоположным полом.

       Очевидно, что матери-одиночке гораздо труднее поддерживать нормальные отношения с сыном, такие же, как в полных семьях. Она одинока. Какой бы нормальной ни была ее психика, у нее будет тенденция сделать сына своим очень близким компаньоном, особенно если других детей у нее нет, и расточать все свое душевное тепло исключительно на него.

      Объект  исследования – детско-родительские отношения.

     Предмет исследования – специфика детско-родительских отношений между матерью и  сыном в полных и неполных семьях.

     Цель  исследования - изучить специфику  детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях.

     В соответствии с поставленной целью  были сформулированы следующие задачи:

     1. Уточнить содержание понятий  «Семья», «Неполная семья», «Детско-родительские  отношения».

     2. Охарактеризовать детско-родительские отношения между матерью и сыном в полных и неполных семьях.

     3. Организовать эмпирическое исследование  по изучению специфики детско-родительских  отношений между матерью и  сыном в неполных семьях.

     Методы  и методики исследования:

     1. Теоретический анализ литературы.

     2. Тестирование: методика «Тест-опросник родительского отношения» Варги А.Я. и Столина В.В.

     3 Количественно-качественный анализ.

     4. Сравнительный анализ.

     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях и составления индивидуальных рекомендаций по воспитанию для матерей.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУ МАТЕРЬЮ И СЫНОМ  В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 

1.1. Анализ понятий  «Семья», «Неполная  семья»,

«Детско-родительские отношения» 

     Почти все мы выросли в семьях, хотя и не всегда – в полных. Казалось бы, все должны знать, что это такое  – семья. На самом деле, почти никто не знает, что такое семья. И именно это не позволяет людям создавать прочные, счастливые семьи.

     О том, насколько важна семья в  жизни каждого человека, говорили ещё древние мыслители. Древнегреческий  философ Платон, например, считал, что  каждый мужчина обязан жениться. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, преступление. Аристотель считал, что семья – это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Именно от Аристотеля берёт своё начало мысль о том, что семья – неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают проблемы общества, а с другой – семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни [21].

     Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве [1].

     Семья – это первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря  которой он приобщается к ценностям  культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного  поведения [14].

     Существует  множество определений понятия «Семья», которые в чём-то похожи, но каждый автор делает акцент на тех аспектах, которые считает важными. Приведем наиболее интересные, выделяя в них важные, на наш взгляд, моменты.

     Семья - исторически конкретная система  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [19].

     Семья – это совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трёх видов отношений: отношения кровного родства (брат – брат, брат – сестра и т.п.), отношения порождения (родители – дети), отношения свойства (муж  – жена) [7].

     Семья – соответствующая нормам и ценностям данного общества социальная группа, объединённая формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: муж – жена, родители – дети, дети – дети [15].

     Объединяет  все эти определения то, что  семья – это группа людей, объединённая разнообразными отношениями между супругами, родителями, детьми.

     С юридической точки зрения, семья - это объединение, как правило, совместно  проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью [15].

     Н.Д. Шимин определяет семью следующим  образом: «Семья - это специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, обусловленная экономическим строем общества, основанная на браке или родстве, включая всю совокупность отношений (между мужем и женой, родителями и детьми, между различными поколениями), складывающихся на базе совместной разносторонней деятельности ее членов, в которой реализуются как потребности общества (в физическом и духовном воспроизводстве человеческой личности, в обеспечении нормальной совместной жизнедеятельности людей в сфере личной жизни), так и потребности индивида (в интимных связях, в семейном, личном счастье) [22].

     Любая семья создаётся с целью удовлетворения каких-то значимых для её членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определённых потребностей её членов, называется функцией семьи [3].

     Семья как социальный институт органически  связана с обществом, и поэтому  ряд ее функций непосредственно  вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья – это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, функции семьи по отношению к обществу, функции семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье [5].

     Исходя  из этого, функции семьи можно рассматривать как:

     - социальные (по отношению к обществу);

     - индивидуальные (по отношению к  личности).

     Функции семьи тесно связаны с потребностями  обществами в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций, их иерархия [4].

     Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами её жизнедеятельности и важнейшими потребностями. Основные функции современной семьи представлены в Таблице 1.

 

                                                                                                                   Таблица 1

Основные  функции современной семьи

Сфера семейной

деятельности

Общественные  функции Индивидуальные  функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение  потребностей в детях, в продолжении  рода
Воспитательная Социализация  подрастающего поколения. Поддержание  культурной непрерывности общества. Удовлетворение  потребностей в родительстве, контактах  с детьми, их воспитании, самореализации в детях
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического  здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых  услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи  от других
Сфера

первичного

социального

контроля

Моральная регламентация  поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей Формирование  и поддержание правовых и моральных  санкций за недопустимое поведение  и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
Сфера

духовного

общения

Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Предоставление  определенного социального статуса  членам семьи. Воспроизводство социальной культуры Удовлетворение  потребностей в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального  досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение  потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение  сексуальных потребностей
 

     Бытуют  самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье, и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [12].

     Несомненно, каждая из этих точек зрения может  быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [13].

     Во  все времена семья находится  в центре внимания общественности. Семья - это основа общества, его  крепость и стабильность. Нормальная семья та, где оба родителя занимаются воспитанием своих детей, поэтому особое внимание уделяется в нашем обществе неполным семьям, в которых нарушен баланс равномерного участия матери и отца в становлении подрастающей личности. Неполная семья является  одним из основных социально-демографических типов современной семьи [10].

     По  официальному определению, неполная семья  – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребёнок. Более простым языком, неполная семья та, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [8]. 
 
 
 

1.2. Детско-родительские  отношения между  матерью и сыном

в полных и неполных семьях 

     Существует  распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко «хромают» в межличностном общении - как со своим, так и с противоположным полом [2].

Информация о работе Специфика детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях