Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить специфику детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «Семья», «Неполная семья», «Детско-родительские отношения».
2. Охарактеризовать детско-родительские отношения между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
3. Организовать эмпирическое исследование по изучению специфики детско-родительских отношений между матерью и сыном в неполных семьях.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: методика «Тест-опросник родительского отношения» Варги А.Я. и Столина В.В.
3 Количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях и составления индивидуальных рекомендаций по воспитанию для матерей.
Чем же различаются полные и неполные семьи? Полная семья объединяет два поколения, включая отца, мать и ребенка (детей). Сегодня это наиболее распространенная форма семьи в западном обществе. Дети из полных семей чаще указывают на позитивные родительские представления: уважение к детям, принятие их такими, какие они есть.
Неполная семья может образоваться по ряду причин: при расторжении брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.
Различают
следующие разновидности
- осиротевшая;
- внебрачная;
- разведенная;
- распавшаяся.
В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [11].
Осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Неполная разведенная семья - семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественное желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.
Внебрачная семья (мать-одиночка) - имеет свои особенности. В силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила, и др. причины.
Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений, что влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которому можно было бы подражать в будущем [9].
Конечно, если один из родителей отсутствует, ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [16].
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно.
Поэтому
большинство неполных семей испытывают
материально-бытовые трудности
Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и, наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву [20]. Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.
Одной из примет нашего времени давно стала феминизация, т.е. преобладание женщин во всех сферах, активно формирующих личность, и соответствующие последствия этого. Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору. [сайт]
Женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его. Женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах («мужская решительность», «мужская прямота», «мужское великодушие» и пр.), может быть мужественнее многих мужчин.
Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков. А между тем, как бы ни была мать достойна уважения своего сына, как бы ни радовался он тому, что похож на нее, все же идентифицировать себя он может только с мужчиной.
Мальчику необходим контакт с мужчиной - в разные возрастные периоды, а лучше - постоянно. И не только для идентификации. Если мать - источник жизни и жизнетворного тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. Дети долго не могут отличить силу физическую от психической, но отлично чувствуют последнюю и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен. Старший - мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, от непонятного грома, от злой собаки и т.д. [18].
Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что закладываете в своего ребенка полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками - и в один прекрасный день ваш мальчик просыпается настоящим мужчиной. Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере мужского внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни.
Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда. Каждая мировая культура сталкивалась с проблемой воспитания мальчишек и предлагала свои решения. Это только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упустили из виду необходимость создания реальной программы воспитания мальчиков.
Коротко о трех стадиях развития:
1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет - возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это «ее» мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период - передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, «зарядить» его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.
2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет - возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее). Цель воспитания в этот период - повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, - то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.
3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия – период, когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе - обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.
Важно понимать, что эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.
Стадии развития мальчиков подсказывают, что необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда мальчики достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья [17].
Есть устойчивое мнение, что «маменькин сынок» - это такой никчемный, забитый, всеми побиваемый мальчик, который вызывает скорее жалость и сочувствие. Да, маменькин сынок может быть и таким. Но совершенно не обязательно, что таким будет мальчик лишь потому, что он является маменькиным сынком, на это могли быть и совсем другие причины. А главное, что маменькиным сынком может оказаться сильный с виду и очень даже вроде бы самостоятельный мужчина.
Маменькин
сынок - это мальчик / мужчина, у которого
нарушены связи «мать – сын» в сторону
сильной зависимости от мамы. Зависимость
может формироваться как по типу полного
принятия мнения, сценариев, так и по типу
полного отвержения: «не так, как она сказала,
делала и т.д.».
Полное принятие - это указанные ниже типы
1 и 3. Они знают, как надо, и от этого живется
проще. Только кому? Полное непринятие
- тип 2. Они знают, как не должно быть, но
как нужно - никто не показал, и посмотреть
негде. Трудно всем.
1 тип - типичный для нашего представления мальчик / мужчина. «Держится за мамину юбку», все вопросы решает за него мама. Сначала она защищает его в школе от нападок сверстников, затем учит, как поступать с коллегами по работе. Обычно она знает каждый его шаг и руководит всеми его действиями, решениями. Такие мужчины, если и заводят семью, выбор супруги за него делает его мама.
2 тип - демонстративно «не держится за мамину юбку». Выказывает свою самостоятельность, независимость. Такие сыновья могут быть хорошими руководителями, реализовываться в профессии. Отношения с матерью обычно очень отстраненные. Ему все время приходится держать ее на дистанции, чтобы не ворвалась в его личностное пространство. Много энергии уходит на это. Отношения с женщинами строятся трудно. Часто не строятся совсем. Бессознательный страх, что и женщина будет также вторгаться в его пространство, гонит его прочь от этих отношений, не позволяя стать близкими. Если мужчина такого типа и строит отношения с женщиной, то прикрывается чем угодно: работой, хобби, зависимостями, чтобы не быть достаточно близким с ней. Хотя на самом деле он нуждается в заботе, внимании, понимании.
Этому
типу сложнее всего строить
3 тип - нашедший свою нишу между типом 1 и 2. Эти мужчины охотно строят отношения с женщинами. Они знают, как: по образу и подобию с мамиными. Женщина - это вторая мама для него. Она должна уметь делать то, что умеет мама.
К сожалению, сегодня слишком часто случается так, что подростки выходят в большой мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые так и не взрослеют [18].
Будет справедливо сказать, что многие проблемы, особенно связанные с поведением мальчиков, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и неприятности с законом (езда в пьяном виде, драки и прочее), проистекают из того, что мы не знали об особенностях мальчишеского развития и вовремя не обеспечили им необходимой помощи. Совсем иначе выглядит современный отец. Потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи и поэтому её главы привела к ослаблению, а то и к полной утрате специфических форм и методов мужского воспитания в семье. Этому способствовали и изменения, которые претерпели представители сильного пола.