Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить специфику детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «Семья», «Неполная семья», «Детско-родительские отношения».
2. Охарактеризовать детско-родительские отношения между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
3. Организовать эмпирическое исследование по изучению специфики детско-родительских отношений между матерью и сыном в неполных семьях.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: методика «Тест-опросник родительского отношения» Варги А.Я. и Столина В.В.
3 Количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях и составления индивидуальных рекомендаций по воспитанию для матерей.
Сегодня определённая часть мужчин характеризуется целым рядом индивидуальных и социально-психологических особенностей, совершенно не присущих им всего несколько десятилетий назад. К их числу относятся некоторые снижение волевой активности; снижение чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у сыновей и за их профессиональное (трудовое) определение; снижение уровня самодеятельного домашнего труда; относительное снижение затрат свободного времени на детей; повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, обидчивы, импульсивны и тщеславны); усиление интереса к своей внешности: одежде, причёске и т.д.; повышение у мужчин удельного веса развлекательных видов досуга, в ущерб самообразованию и творческому труду [16].
Московские социологи провели исследование, задачей которого было сравнительное определение интенсивности и содержательности контактов отца и матери с юношами – учащимися старших классов школы. Исследование показало, что матери намного чаще, чем отцы, беседуют с сыновьями о семейных делах, о прочитанных книгах, просмотренных фильмах, спектаклях, телевизионных передачах. Это касается даже политических и общественных событий, которые всегда относились к сфере мужских интересов.
Своеобразие отцовского воспитания заключается в передаче детям достоинств мужчины и в блокировании «женских» недостатков, а своеобразие материнского воспитания состоит в том, чтобы предохранить детей от наиболее типичных мужских недостатков, передав им лучшее, что есть в женской натуре. Мальчики, как правило, агрессивнее, непреклоннее, упрямее девочек [20].
Следует подчеркнуть, что от мальчиков ждут более «мужского» поведения, чем от девочек – «женского». Обычно это выражается фразами: «Веди себя, как мужчина!», «Не плачь, ты же мужчина!» и т.д. Такое отношение к мальчикам тоже не может не сужать стереотип их поведения в детстве.
Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет), по мнению детских психологов, является одним из важнейших этапов полового воспитания ребёнка. Значение этого периода для формирования мужского и женского сознания исключительно велико. Именно в эти годы у сегодняшних девочек и мальчиков под влиянием женщин дома и в детском саду нередко возникают различные реакции, неадекватные их полу. Особенно это касается мальчиков в условиях преимущественного женского семейного влияния. Благодаря постоянной опеке мамы и бабушки мальчик приобретает «женский» стиль поведения, который выражается в одежде, в манерах, в лексиконе. Иногда это влияние бывает настолько сильным, что ему не может противостоять даже групповое влияние мальчишек в детском саду или в школе.
Всё меньше и меньше материнских сил, времени, нервов тратится на то, чтобы сделать из сына Мужчину, Солдата и Гражданина, и всё больше усилий тратится на то, чтобы защитить его. Всё чаще и чаще слышатся слова матери, обращённые к сыну: «Тебе что, больше всех надо? Кто тебя просил вмешиваться? Не лезь, когда тебя не просят, ведь ты у меня один!». В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей некоторые матери готовы поступиться не только своими, но и сыновними нравственными ценностями. [сайт]
Мужчинами не рождаются, ими становятся. И во многом под влиянием матери. Если мать с самого раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, бережно лелеет каждый росток самостоятельности и инициативности – она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у сына желание, быть сильным и смелым, развивая способности рисковать, но рисковать разумно, а не пускаться очертя голову в сомнительные авантюры, мать формирует у сына мужской стиль поведения. Воспитывая в сыне доброту, чуткость и любознательность, она заслуживает для себя право оставаться другом в течение всей жизни.
Если матери приходится воспитывать сына одной, трудности и ошибки в воспитании неизбежны. В отсутствие отца в семье система отношений «мать – сын» значительно усложняется. Издержек материнского воспитания в подобных семьях много.
Одна из наиболее распространенных – чрезмерная опека матери над сыном. Казалось бы, мать всё делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания (которого он частично лишился в связи с уходом отца), окружить большей заботой, хочет повкуснее накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героически, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.
Не случайно, материнская гиперопека – одна из самых частых причин развития неврозов у мальчиков, так как в силу половых особенностей их нервная система подвергается особым испытаниям, особой ломке. И ещё одна негативная черта гиперопеки: у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Всё с мамой, с мамой да с мамой. Даже выбор друзей нередко определяет мать.
Такой
дефицит общения делает ребёнка
с самого раннего детства
Материнская гиперопека приводит к ещё одному, очень серьёзному психологическому осложнению во взаимодействиях между матерью и сыном. Дело в том, что любая деспотическая любовь требует ответных проявлений: слов, ласк, клятв и т.д. Любовь матери к сыну не является исключением. Сознательно или подсознательно она ждёт от ребёнка «платы» за своё жертвенное чувство. «Валюта» здесь котируется любая: и отличные оценки, и послушание, и обещание «не дружить с плохим мальчиком», и, конечно, сыновние ласки, благородные взгляды, жесты и слова [10].
Пока сын маленький, с этой ответной реакцией дело обстоит более или менее благополучно. Но время идёт, и сын начинает уставать от этой безудержной, безграничной материнской любви, уставать, прежде всего, потому, что надо на эту любовь постоянно отвечать. Да и другие привязанности начинают появляться, как бы ни ограничивала мать сферу общения сына. Жизнь берёт своё. Однако сказать прямо о своей усталости не так-то легко. И начинаются «ответы на любовь» через силу, помимо желания. Только по необходимости (чтобы иметь какую-то выгоду из этого) или по привычке. А это неизбежно ведёт к блокированию, задержке отрицательных чувств, эмоций и настроений – к состоянию, которое в психологии получило название фрустрации.
Такое блокирование можно сравнить с паровым котлом, давление в котором начинает подниматься. Нужен «выпуск пара», то есть выход скопившихся плохих настроений. Нередко это происходит в виде конфликта: сын бросает матери, как песок в глаза, упреки и невысказанные обиды. Она – в шоке. Истерика. Слёзы. «Разрядившись», сын просит прощения. Его, конечно, прощают, и вновь в этой небольшой парной семье воцаряется идиллия до очередной вспышки, которая не заставит себя долго ждать [23].
Бывает и так, что мама решает слепить из сына идеального (с её точки зрения) мужчину, и для выполнения этой грандиозной задачи намечает жесткую программу действий: английский язык, музыка, танцы, фигурное катание и т.д. Мама принимает во всём этом самое деятельное участие, стараясь приблизить своего мальчика к образу «идеала-идола», который она создала в своём воображении. Но сам будущий «идеал» относится чаще всего к этому иначе. Ему хочется быть таким, как все, хочется бегать, прыгать, играть в футбол или хоккей, а не на фортепьяно.
Нередко любовный деспотизм матери («мой, только мой») приводит к деспотической власти сына над матерью. Уже в раннем детстве он начинает «эксплуатировать» её в личных корыстных целях, используя и материнскую любовь, и страхи, и самопожертвование.
Бывают и другие случаи, когда мама, приближая к себе сына и стараясь сделать его по своему подобию, наносит ему непоправимый нравственный ущерб. Речь идёт о развенчивании отца, ушедшего из семьи.
Не считаясь с тем, что у ребёнка за годы совместной жизни с отцом сложился определённый образ, сформировались определённые добрые чувства к нему, мать после разрыва пытается резко изменить этот стереотип. Всё хорошее и доброе забыто. Отец – предатель и развратник. Ребёнок посвящен во все смертные грехи отца, вместе с мамой ненавидит «ту женщину», которая разбила их семью, по всякому поводу и без повода говорит об отцовском лицемерии, его жестокости и безнравственности.
Постоянно выслушиваемые критические и грубые отзывы об отце подтачивают веру мальчика в себя как мужчину, как заслуживающего уважения человека. Но это ещё не все потери. Меняя своё отношение к отцу, ребёнок, в силу недостатка своего жизненного опыта, легко переносит частное, индивидуальное на общее, повседневное. Образ вероломного, подлого, эгоистичного отца приобретает собирательное значение. А тут уж совсем недалеко до ненависти ко всем окружающим, проявлениям которой является так называемая возвратная жестокость, направленная не только на бросившего их отца, но и на других людей: одноклассников, соседей и даже посторонних [18].
1.3. Выводы по главе 1
Под семьёй мы понимаем группу людей, объединённых разнообразными отношениями между супругами, родителями, детьми. С юридической точки зрения, семья - это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.
По брачному состоянию различают полные семьи и неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя (чаще всего матери) с детьми. Неполной мы называем семью, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. А полной, соответственно, мы считаем семью, которая состоит из обоих родителей и детей либо двоих супругов.
Вслед за Варгой А.Я. и Столиным В.В., мы придерживаемся мнения, что детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимая характера и личности ребёнка, его поступков.
Анализ специфики детско-родительских отношений в полных и неполных семьях позволяет нам сделать следующие выводы:
- если в семье один из родителей отсутствует, ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола;
- дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению;
- наблюдается феминизация, т.е. преобладание женщин во всех сферах жизни, активно формирующих личность, и соответственное последствие этого;
- мальчику необходим контакт с мужчиной;
- материнская гиперопека приводит к очень серьёзному психологическому осложнению во взаимодействиях между матерью и сыном;
-
нельзя говорить о том, какая роль важнее:
материнская или отцовская. Они разные.
Роль отца отличается от роли матери и
по функциям, и по структуре. Для гармоничного
развития ребёнка одинаково важны, как
отец, так и мать.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАТЕРЬЮ
И
СЫНОМ В ПОЛНЫХ
И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 5» г. Усть-Илимска Иркутской области. В исследовании приняло участие 15 мальчиков из полных семей и 18 мальчиков из неполных семей. Возраст респондентов составлял от 11-ти до 13-ти лет.
В ходе исследования нами был разработан классный час на тему «Мама милая моя». Сначала классный час проводился у мальчиков из неполных семей, далее у мальчиков из полных семей. Цель данного мероприятия заключалась в формировании добрых, нежных чувств, уважения к мамам; привитие желания творить добро, радовать своих мам, помогать им; развитие творческих способностей (презентация «Мама»). Сценарий классного часа представлен в Приложении I.
По итогам классного часа была проведена рефлексия с целью выявления особенностей восприятия образа матери детьми из полных и неполных семей. Ребята написали отзывы о мероприятии, о чём говорили, понравилось ли им занятие, как нужно относиться к маме и многое другое. Проводя данное мероприятие, можно было чётко увидеть, как мальчики реагировали на восприятие образа мамы. Например, ребята из полных семей были расположены к занятию, легко шли на контакт, рассуждали, высказывали своё мнение, рассказывали личные примеры из жизни, без труда рисовали образ мамы. Мальчики из неполных семей, напротив, вели себя развязано, неохотно шли на разговор о маме, воспринимали всё остро. Вспыльчиво реагировали на то или иное обстоятельство. Отказывались рисовать маму, без определённых причин. Хотелось бы отметить, что при прочтении рассказа о папе, мальчики, из неполных семей, воспитывающиеся без отца, довольно рассудительно и с интересом отвечали на наши вопросы. На наш взгляд, это говорит о дефиците общения, как с папой, так и с мужским полом.