Специфика детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить специфику детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «Семья», «Неполная семья», «Детско-родительские отношения».
2. Охарактеризовать детско-родительские отношения между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
3. Организовать эмпирическое исследование по изучению специфики детско-родительских отношений между матерью и сыном в неполных семьях.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: методика «Тест-опросник родительского отношения» Варги А.Я. и Столина В.В.
3 Количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях и составления индивидуальных рекомендаций по воспитанию для матерей.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА МАКСИМОВСКОЙ А. оконч. проверка.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

     Также в исследовании приняли участие  родители этих мальчиков. Им был предложен  тест-опросник родительских отношений  Варги А.Я. и Столина В.В. Тест-опросник родительского отношения (далее по тексту - ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Данный опросник был предложен всем участникам  исследования: матерям из полных и неполных семей.

     Испытуемым  предлагалось выразить своё согласие либо несогласие с утверждениями  теста-опросника (всего 61 утверждение). Опросник состоит из 5-ти шкал: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Все утверждения распределены по этим пяти шкалам. При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Структура опросника

     1. Принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

     2. Кооперация – шкала отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

     3. Симбиоз - шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой  шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.  Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

     4. Авторитарная гиперсоциализация  – шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

     5. Маленький неудачник – шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация

     По  методике А.Я. Варга - В.В. Столина были получены следующие результаты.  

               Преобладающий стиль

           родительского отношения 

Рис. 1. Преобладающий  стиль родительского отношения у матерей. 

По преобладающему стилю родительского отношения  у матерей было выявлено, что у 30,30 % матерей таким стилем является «Отвержение», у 27,27 % преобладающий стиль – «Симбиоз», у 21,21 % преобладающим стилем является «Гиперсоциализация», 12,12 % показали «Социальную желательность», а 9,10 % - «Инфантилизацию». (Рис. 1.).

По преобладающему стилю родительского отношения  у матерей из полных семей результаты распределились следующим образом (Рис. 2.). 

           Преобладающий стиль

        родительского отношения  

Рис. 2. Преобладающий  стиль родительского отношения  в полных семьях. 

Итак, было выявлено, что по преобладающему стилю  родительского отношения у матерей из полных и неполных семей выступает «Отвержение».

Сравнивая между собой две выборки: матерей  из полных и неполных семей, у нас  получились следующие результаты.

В полных семьях преобладал стиль «Симбиоз» 40 %, также по 26,7 % распределились стили «Социальная желательность» и «Гиперсоциализация», у 6,7 % преобладал стиль «Инфантилизация», стиль родительского отношения «Отвержение» не отмечен.

          По преобладающему стилю родительского  отношения у матерей из неполных  семей результаты распределились следующим образом (Рис. 3.). 

          Преобладающий стиль

       родительского отношения  

Рис. 3. Преобладающий  стиль родительского отношения 

                            в неполных семьях. 

В неполных семьях преобладал стиль «Отвержение» 55,6 %, у 22,2 % - стиль «Гиперсоциализация», у 16,6 %  стилем родительского отношения выступал «Симбиоз», 5,6 % опрощенных преобладали стилем «Инфантилизация», стиль родительского отношения «Социальная желательность» не был выявлен.    

.

             Полные семьи                                               Неполные семьи 

Рис. 4. Сравнительный  анализ преобладающего стиля родительского  отношения у матерей из полных и неполных семей 

Сравнивая между собой две выборки: матерей из полных и неполных семей, у нас получились следующие результаты (Рис. 4.). Стиль родительского отношения «Отвержение» не является доминирующим в первой выборке, в то время как у 55,6% испытуемых второй выборки – матерей из неполных семей доминирующим является именно этот стиль. Стиль родительского отношения «Гиперсоциализация» является преобладающим у 22,2% опрошенных матерей из неполных семей и у 26,7% опрошенных матерней из полных семей. Стиль родительского отношения «Социальная желательность» является преобладающим у 26,7% в полных семьях, в то время как во второй выборке этот стиль не является доминирующим. Стиль родительского отношения «Симбиоз» преобладал как у 40% полных семей, так и у 16,6% неполных семей. Стиль родительского отношения «Инфантилизм» преобладал в обеих выборках, у 6,7%  полных семей и у 5,6% неполных семей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Выводы по главе  2 

     Анализ  полученных данных позволил сделать  следующие выводы:

     1. Роль отца в воспитании ребёнка и в формировании стиля родительского отношения, в частности, в полных семьях прослеживается довольно отчётливо.

     2. В неполных семьях сложно выделить роль отца, так как воспитанием ребёнка в таких семьях чаще занимается одна мама.

     3. Преобладающим стилем родительского отношения матерей в данной выборке испытуемых является «Симбиоз» в полных семьях и «Отвержение» в неполных. Мамы с преобладающим типом «Симбиоз» ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей.

     Родитель  постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Если не пересмотреть некоторые позиции в воспитании в будущем, когда ребенок будет взрослее и начнет автономизироваться, могут возникнуть проблемы непонимания.

     4. В родительском отношении матерей с преобладающим стилем «Отвержение» имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

     5. Роль матери в воспитании сына и в формировании у него определённых черт прослеживается довольно чётко. При постоянном контакте с женщинами мальчик усваивает феминистические качества.

     6. Мальчик непосредственно должен  обращать внимание и подражать мужской модели воспитания и общения.

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Данная  работа посвящена проблеме детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях. В результате проведённого теоретического анализа научной литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:

    1. Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

    2. Неполной мы называем семью, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. А полной, соответственно, мы считаем семью, которая состоит из обоих родителей и детей, либо двоих супругов.

    3. Родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

    По  итогам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

    1. Роль отца в воспитании ребенка вообще и в формировании стиля родительского отношения, в частности, в полных семьях проявляется довольно отчетливо.

    2. В неполных семьях сложно выделить роль отца, так как воспитанием ребенка в таких семьях чаще занимается одна мама, отец же зачастую предпочитает держаться в стороне от воспитания ребенка, в лучшем случае может помогать материально.

    3. Преобладающим стилем родительского отношения матерей в данной выборке испытуемых является «Симбиоз» и «Отвержение».

    4. Различия в родительском отношении матерей из полных и неполных семей выявлены, но нельзя сказать однозначно, зависит ли этот факт от наличия / отсутствия отца.

    5. Роль матери в воспитании сына и в формировании у него определённых черт прослеживается довольно отчётливо. При постоянном контакте с женщинами мальчик усваивает феминистические качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Википедия (Интернет)
  2. Григорьева Е. Дети после развода [Текст] // Семья и школа, 1995. – 49 с.
  3. Дементьева, И. Психологическая адаптация детей после развода родителей. [Текст] // И. Дементьева Социальная педагогика, 2007. – 121с.
  4. Журнал «Вопросы психологии» [Текст] // май – июнь 2006. №3 – 115с.
  5. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений» [Текст] // М.: Педагогика, 1987г. – 66 с.
  6. Книга для чтения. Кн. 2. [Текст] // Сост.: И, С, Андреева, А.В. Гулыга. – М.: политиздат, 1991г. – 287 с.
  7. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия» - 43 с.
  8. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Пед. учеб. заведений – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия» - 187 с.
  9. Литвинова А.В. Родители и дети [Текст] // Роль образов родителей в         становлении  личности ребенка, 2004 г. – 68 с.
  10. Макаренко А.С. «О Воспитании» [Текст] // издательство политической литературы –М., 1988 г. – 161 с.
  11. Махов Ф.С. «Кого мы растим?» [Текст] // Беседы о материнстве и отцовском воспитании. – М.: Профиздат, 1989г.
  12. Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. [Текст] / Р.В. Овчарова – М.: Издательский центр «Академия», 2005г. – 115 с.
  13. Пархомовский Э. «Отец и сын» [Текст] // Издательство «знание» Москва, 1969 г. – 32 с.
  14. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редколлегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия.
  15. Психологический словарь [Текст] // Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007г.
  16. Сталькова И.Л. [Текст] // материнство. – М.: Знание, 1987г. – 51 с.
  17. Тархова Л. П. «Мальчик, мужчина, отец». [Текст] // М.: Знание, 1992.
  18. Ханхасаева И. Н. «Растёт дочка, растёт сын». [Текст] // М.: Педагогика 1991г. – 69 с.
  19. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. [Текст] // М., 1964 г. – 57 с.
  20. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «В семье сын и дочь». [Текст] // кн. Для учителя – 2е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985г.
  21. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. [Текст] / В.М. Целуйко – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 134 с.
  22. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. [Текст] // Воронеж, 1989г. – 21 с.

Информация о работе Специфика детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях