Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить специфику детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «Семья», «Неполная семья», «Детско-родительские отношения».
2. Охарактеризовать детско-родительские отношения между матерью и сыном в полных и неполных семьях.
3. Организовать эмпирическое исследование по изучению специфики детско-родительских отношений между матерью и сыном в неполных семьях.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: методика «Тест-опросник родительского отношения» Варги А.Я. и Столина В.В.
3 Количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях и составления индивидуальных рекомендаций по воспитанию для матерей.
Также в исследовании приняли участие родители этих мальчиков. Им был предложен тест-опросник родительских отношений Варги А.Я. и Столина В.В. Тест-опросник родительского отношения (далее по тексту - ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Данный опросник был предложен всем участникам исследования: матерям из полных и неполных семей.
Испытуемым предлагалось выразить своё согласие либо несогласие с утверждениями теста-опросника (всего 61 утверждение). Опросник состоит из 5-ти шкал: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Все утверждения распределены по этим пяти шкалам. При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Структура опросника
1. Принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. Кооперация – шкала отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3.
Симбиоз - шкала отражает межличностную
дистанцию в общении с
4.
Авторитарная
5. Маленький неудачник – шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация
По
методике А.Я. Варга - В.В. Столина
были получены следующие результаты.
Преобладающий стиль
родительского отношения
Рис. 1. Преобладающий
стиль родительского отношения у матерей.
По преобладающему стилю родительского отношения у матерей было выявлено, что у 30,30 % матерей таким стилем является «Отвержение», у 27,27 % преобладающий стиль – «Симбиоз», у 21,21 % преобладающим стилем является «Гиперсоциализация», 12,12 % показали «Социальную желательность», а 9,10 % - «Инфантилизацию». (Рис. 1.).
По преобладающему
стилю родительского отношения
у матерей из полных семей результаты
распределились следующим образом (Рис.
2.).
Преобладающий стиль
родительского отношения
Рис. 2. Преобладающий
стиль родительского отношения
в полных семьях.
Итак, было выявлено, что по преобладающему стилю родительского отношения у матерей из полных и неполных семей выступает «Отвержение».
Сравнивая между собой две выборки: матерей из полных и неполных семей, у нас получились следующие результаты.
В полных семьях преобладал стиль «Симбиоз» 40 %, также по 26,7 % распределились стили «Социальная желательность» и «Гиперсоциализация», у 6,7 % преобладал стиль «Инфантилизация», стиль родительского отношения «Отвержение» не отмечен.
По преобладающему стилю
Преобладающий стиль
родительского отношения
Рис. 3. Преобладающий стиль родительского отношения
в неполных семьях.
В неполных
семьях преобладал стиль «Отвержение»
55,6 %, у 22,2 % - стиль «Гиперсоциализация»,
у 16,6 % стилем родительского отношения
выступал «Симбиоз», 5,6 % опрощенных преобладали
стилем «Инфантилизация», стиль родительского
отношения «Социальная желательность»
не был выявлен.
.
Полные семьи
Рис. 4. Сравнительный
анализ преобладающего стиля родительского
отношения у матерей из полных
и неполных семей
Сравнивая
между собой две выборки: матерей из полных
и неполных семей, у нас получились следующие
результаты (Рис. 4.). Стиль родительского
отношения «Отвержение» не является доминирующим
в первой выборке, в то время как у 55,6% испытуемых
второй выборки – матерей из неполных
семей доминирующим является именно этот
стиль. Стиль родительского отношения
«Гиперсоциализация» является преобладающим
у 22,2% опрошенных матерей из неполных семей
и у 26,7% опрошенных матерней из полных
семей. Стиль родительского отношения
«Социальная желательность» является
преобладающим у 26,7% в полных семьях, в
то время как во второй выборке этот стиль
не является доминирующим. Стиль родительского
отношения «Симбиоз» преобладал как у
40% полных семей, так и у 16,6% неполных семей.
Стиль родительского отношения «Инфантилизм»
преобладал в обеих выборках, у 6,7% полных
семей и у 5,6% неполных семей.
2.3.
Выводы по главе
2
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
1. Роль отца в воспитании ребёнка и в формировании стиля родительского отношения, в частности, в полных семьях прослеживается довольно отчётливо.
2. В неполных семьях сложно выделить роль отца, так как воспитанием ребёнка в таких семьях чаще занимается одна мама.
3. Преобладающим стилем родительского отношения матерей в данной выборке испытуемых является «Симбиоз» в полных семьях и «Отвержение» в неполных. Мамы с преобладающим типом «Симбиоз» ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей.
Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Если не пересмотреть некоторые позиции в воспитании в будущем, когда ребенок будет взрослее и начнет автономизироваться, могут возникнуть проблемы непонимания.
4. В родительском отношении матерей с преобладающим стилем «Отвержение» имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
5. Роль матери в воспитании сына и в формировании у него определённых черт прослеживается довольно чётко. При постоянном контакте с женщинами мальчик усваивает феминистические качества.
6.
Мальчик непосредственно
Данная работа посвящена проблеме детско-родительских отношений между матерью и сыном в полных и неполных семьях. В результате проведённого теоретического анализа научной литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
1. Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
2. Неполной мы называем семью, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. А полной, соответственно, мы считаем семью, которая состоит из обоих родителей и детей, либо двоих супругов.
3. Родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
По
итогам эмпирического исследования
можно сделать следующие
1. Роль отца в воспитании ребенка вообще и в формировании стиля родительского отношения, в частности, в полных семьях проявляется довольно отчетливо.
2. В неполных семьях сложно выделить роль отца, так как воспитанием ребенка в таких семьях чаще занимается одна мама, отец же зачастую предпочитает держаться в стороне от воспитания ребенка, в лучшем случае может помогать материально.
3. Преобладающим стилем родительского отношения матерей в данной выборке испытуемых является «Симбиоз» и «Отвержение».
4. Различия в родительском отношении матерей из полных и неполных семей выявлены, но нельзя сказать однозначно, зависит ли этот факт от наличия / отсутствия отца.
5.
Роль матери в воспитании сына и в формировании
у него определённых черт прослеживается
довольно отчётливо. При постоянном контакте
с женщинами мальчик усваивает феминистические
качества.
ЛИТЕРАТУРА