Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:55, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические основы проблемы функциональной дислалии и стертой дизартрии, охарактеризовать особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста при данных нарушениях.
Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и минимальных дизартрических расстройствах имеют различную степень выраженности.
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I . Теоретические основы изучения проблемы нарушений
звукопроизношения у детей дошкольного возраста…………………….….7
1.1. Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе……….…7
1.2. Понятие «функциональная дислалия». Нарушения
звукопроизношения у детей с дислалией…………………………………13
1.3. Понятие «стертая дизартрия». Проблема изучения стертой
дизартрии в специальной литературе…………………………………..…21
1.4. Особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников
со стертой дизартрией…………...................................................................29
Глава II. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с функциональной дислалией и стертой дизартрией………..…38
Заключение………………………………………………………………..…….45
Список литературы…………………
Московский
социально-гуманитарный
институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Логопедия
на тему: «Сравнительная характеристика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
с функциональной
дислалией и стертой
дизартрией»
Научный руководитель: к.пед.н. Осиповская
Марина Петровна
Филиал в г. Набережные Челны
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I . Теоретические основы изучения проблемы нарушений
звукопроизношения у детей дошкольного возраста…………………….….7
1.1. Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе……….…7
1.2. Понятие «функциональная дислалия». Нарушения
звукопроизношения у детей с дислалией…………………………………13
1.3. Понятие «стертая дизартрия». Проблема изучения стертой
дизартрии в специальной
1.4. Особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников
со стертой дизартрией…………................
Глава II. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста
с функциональной
дислалией и стертой
дизартрией………..…38
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность. Распространенными речевыми нарушениями среди детей дошкольного возраста являются функциональная дислалия и стертая дизартрия. Анализ практики показал, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако при детальном изучении между ними встречаются различия. Впервые на это обратил внимание Г. Гутцман, который отметил признаки малых дизартрических расстройств, проявляющихся в «смытости, стертости артикуляции», и что коррекция звукопроизношения в отличие от дислалии при стертых формах дизартрии вызывает определенные трудности.
Изучение дислалии ведется с 30-х годов XIX столетия. За это время накопилось большое количество научного и методического материала по диагностике и коррекции нарушений звукопроизношения при дислалии. Многие авторы считали своим долгом внести лепту в изучение данного нарушения: М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, О.В. Правдина, Ф.Ф. Рау, С.С. Ляпидевский, Р.Е. Левина, О.А. Токарева, А.Н. Гвоздев и др.
К функциональной дислалии принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы.
Наиболее легкие (так называемые стертые) и поэтому нераспознанные случаи дизартрий, алалий, афазий часто ошибочно относят к дислалии. Последнее объясняется тем, что установить принципиальную разницу между органическими и функциональными явлениями очень трудно, так как органические изменения тканей могут быть настолько незначительными, что, с одной стороны, они проявляются лишь функционально, а с другой — далеко не всегда могут быть выявлены при существующей в настоящее время методике обследования. Таким образом, нарушения, длительно рассматривавшиеся как чисто функциональные, нередко при более тщательном изучении оказываются органическими.
Стертая форма дизартрии как особый вид речевого расстройства стала выделяться в логопедии относительно недавно – в 50-60-х годах XX века.
В своей классификации нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанной на патогенетическом принципе, Р.А.Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональным характером нарушения, и дизартрию, обусловленную органическим повреждением центральной нервной системы.
Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е.Ф.Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симптоматика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП.
Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дислалии, ни дизартрии.
Длительное
время природа указанных
Стертая дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения, как считают Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.В. Гуровец, С. И. Маевская, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф. Соботович, Т.В.Туманова, вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей.
Проблема
выявления и коррекции стертой
дизартрии продолжает оставаться актуальной
до настоящего времени. Хотя и накоплен
большой теоретический материал по проблемам
симптоматики, этиологии
разнообразных клинических проявлений
неречевых и речевых нарушений при минимальных
дизартрических расстройствах (Л.В. Лопатина,
Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Э.Я. Сизова,
Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович и др.). Однако
остаются недостаточно изученными вопросы
формирования звукопроизношения у детей
с данной речевой патологией, отсутствуют
экспериментальные данные о влиянии фонетического
контекста на характер и специфику нарушений
звукопроизношения.
Проблема исследования сравнительной характеристики нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с функциональной дислалией и стертой дизартрией определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, с другой стороны. Решение этой проблемы определило цель данной курсовой работы.
Цель курсовой работы - изучить теоретические основы проблемы функциональной дислалии и стертой дизартрии, охарактеризовать особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста при данных нарушениях.
Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и минимальных дизартрических расстройствах имеют различную степень выраженности.
Объект исследования: звукопроизносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с функциональной дислалией и стертой формой дизартрии.
Предмет исследования: особенности нарушения звукопроизношения у дошкольников с дислалией и с минимальными дизартрическими расстройствами.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
Структура
исследования: данная работа выполнена
на 49 страницах, состоит из введения,
2-х глав, заключения, списка литературы.
Глава I .Теоретические основы изучения проблемы
нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
1.1.
Развитие
Язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений), а также правил их конструирования и употребления.
Во многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков речи и их воспроизведение — это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Н. X. Швачкин, Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин, И. А. Зимняя, В. И. Бельтюков и др.). Звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, артикуляторном, акустическом. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы [16].
Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Овладение речью - активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анализаторов. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов. Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и подкрепления его лепета.
Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи.
Первыми звуками ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие сильных внешних и внутренних раздражителей.
Уже в первые месяцы рождения выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. У детей период гуления (2-6 месяцев) совпадает с активизацией их общей моторики. У ребенка появляются ощупывающие движения, он оказывается в состоянии отводить большой палец, направлять руки к объекту и осуществлять его произвольный захват под контролем зрения. В это время у ребенка появляется «комплекс оживления».
В
состоянии эмоционального возбуждения
ребенка поток тактильно-