Сравнительная характеристика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с функциональной дислалией и стертой дизартрие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить теоретические основы проблемы функциональной дислалии и стертой дизартрии, охарактеризовать особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста при данных нарушениях.
Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и минимальных дизартрических расстройствах имеют различную степень выраженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I . Теоретические основы изучения проблемы нарушений
звукопроизношения у детей дошкольного возраста…………………….….7
1.1. Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе……….…7
1.2. Понятие «функциональная дислалия». Нарушения
звукопроизношения у детей с дислалией…………………………………13
1.3. Понятие «стертая дизартрия». Проблема изучения стертой
дизартрии в специальной литературе…………………………………..…21
1.4. Особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников
со стертой дизартрией…………...................................................................29
Глава II. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с функциональной дислалией и стертой дизартрией………..…38
Заключение………………………………………………………………..…….45
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа № 1 по логопедии (исправленная).doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

     Термин  «стертая» дизартрия впервые  был предложен О.А. Токаревой, которая  характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: при ограничении движений языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других — неточность движений объясняется гиперкинезами языка [2].

     Позднее М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии». Она отмечает, что в практике школьных логопедических пунктов преобладает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

     Для диагностики данного нарушения  необходимо обращать внимание на наличие неврологической симптоматики и проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.

     Иное  определение подобного нарушения  речи предложено А.Н. Корневым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения (как при дизартрии у детей с ДЦП), нет выраженных нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц. Корнев считает, что эта категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клинической и нозологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи Корневым предложен термин «вербальная диспраксия».

     В зарубежной литературе (Монделаерс Б.Ж.) для подобных нарушений используется понятие «речевая или артикуляционная диспраксия развития» (Developbental apraxia of speech — DAS). Определяют DAS как нарушение контроля за речевыми движениями. Монделаерс пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: «Диспраксия — это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями» [14].

     В отечественной логопедии термин «артикуляционная диспраксия развития» используется мало, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия, центральная органическая или осложненная дислалия, апраксическая дизартрия. И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства — МДР.

     Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

1.Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой   отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

2.   Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.

3.  Оральная апраксия.

4.  Минимальная мозговая дисфункция.

     Легкие  формы дизартрии могут наблюдаться  у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, а также имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях легкие, «стертые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т.е. рассматриваются как один из симптомов ММД.

     Впервые попытка классификации форм стертой  дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и A.M. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно, нередко она характеризуется повышенной громкостью, замедленностью и напряженностью. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

     В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со «стертой дизартрией» проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. Определена типология расстройств в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени. В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов артикуляционного аппарата авторы выявили четыре группы детей и выделили следующие виды стертой дизартрии:

-  нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа);

-  слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (II группа).

     Эти две группы относятся к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.

—  клинические  особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), авторы относят к корковой дизартрии;

— дефекты  звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии.

     Попытка классифицировать стертую дизартрию  с позиции нейролингвистического и нейропсихологического подходов была сделана Корневым. В качестве теоретической основы данной классификации была использована теория Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развитии в онтогенезе.

     Бернштейн разработал теорию организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню. Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна. Бернштейн определил следующие этапы выполнения произвольного движения:

1. На  начальном первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию.

2. На  втором этапе  намечается двигательная задача или образ того, что должно быть. Уяснение будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования ее решения в моторном плане.

3. На  третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи.

4. На  четвертом этапе осуществляется  фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, т.к. именно она является центральным звеном движения.

       Нарушение одного из компонентов  координации ведет к нарушению движения, например, несоразмерность движения вызывает дизметрию, нарушение плавности движения — атаксию.

     Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку  это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом.

     Корнев, таким образом, выделяет:

—   дисфонетическую диспраксию, обусловленную  дисфункцией I уровня организации праксиса;

—  дисфонологическую  диспраксию, обусловленную неполноценностью созревания II уровня;

—  вербальную диспраксию, обусловленную неполноценностью высшего, III уровня организации праксиса речи. 
 
 
 

1.4.  Особенности нарушений  звукопроизношения   

у дошкольников  со стертой дизартрией

     Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии имеют свой специфический механизм и являются распространенными, ведущими в структуре дефекта. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и вторично отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи. В школьном периоде эти нарушения затрудняют процесс обучения, вызывают специфические ошибки при письме и чтении. 

     У детей со стертой дизартрией часто встречаются нарушения звукопроизносительной стороны речи: искажения, смешения, замены, пропуски звуков, которые по своим внешним проявлениям напоминают дислалию, что и сближает стертую дизартрию с дислалией. Но характеризуются особой трудностью преодоления в процессе коррекционного воздействия. При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения актуальными являются вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных по проявлениям артикуляторных расстройств, выявление причин и механизмов этих нарушений.

     Описывая  классификацию нарушений звукопроизносительной  стороны речи, основанную на патогенетическом принципе, Р. А. Белова-Давид наряду с нарушением деятельности речеслухового анализатора выделяет нарушения деятельности речедвигательного анализатора, характеризующиеся недостаточностью эфферентных и афферентных систем. Клинически это проявляется в наличии негрубых парезов артикуляторной мускулатуры, в нарушениях апраксического ряда. Систематизируя многообразные формы нарушений звукопроизношения, Р. А. Белова-Давид выделила две основные группы: дислалии, имеющие функциональный характер, и дизартрии, в основе которых лежат органические нарушения. Исходя из этого, автор выделила в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопроизношения наличие или отсутствие симптомов органического ряда. При этом отмечается, что органическая симптоматика часто может быть выражена в микропроявлениях, выявляемых только специальными приемами неврологического обследования.

     При помощи такого специального, углубленного обследования выявляются негрубые парезы лицевой мускулатуры, препятствующие нормальному формированию артикуляций. Таким образом, все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза следует рассматривать как расстройства дизартрического ряда.

     Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

     Механизм  звукопроизношения рассматривается  с перцептивной и артикуляционной позиций. Перцептивная база — это восприятие фонетических единиц, сличение их с эталонами и дифференциация. Артикуляционная база — это готовность артикуляционного аппарата выполнять тонкие дифференцированные движения, необходимые для произнесения звуков — единиц языковой системы.

     Нарушения, возникающие при артикуляции  звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

Информация о работе Сравнительная характеристика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с функциональной дислалией и стертой дизартрие