Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:55, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические основы проблемы функциональной дислалии и стертой дизартрии, охарактеризовать особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста при данных нарушениях.
Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и минимальных дизартрических расстройствах имеют различную степень выраженности.
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I . Теоретические основы изучения проблемы нарушений
звукопроизношения у детей дошкольного возраста…………………….….7
1.1. Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе……….…7
1.2. Понятие «функциональная дислалия». Нарушения
звукопроизношения у детей с дислалией…………………………………13
1.3. Понятие «стертая дизартрия». Проблема изучения стертой
дизартрии в специальной литературе…………………………………..…21
1.4. Особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников
со стертой дизартрией…………...................................................................29
Глава II. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с функциональной дислалией и стертой дизартрией………..…38
Заключение………………………………………………………………..…….45
Список литературы…………………
5. Наблюдается
нерезко выраженное снижение
памяти, что влияет на усвоение
прорабатываемого материала.
6. Мышление, внимание в норме. Дети активны, подвижны, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.
7. В
строении артикуляционного
8. Сон спокойный, без ночных страхов и сновидений.
9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро и стойко удерживаются.
10. Не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи, изменения дыхания не типичны, фонационные расстройства не отмечаются. Дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует.
11. Дети – дислалики понимают обращенную к ним речь, имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией темп речи убыстренный. Характерным признаком является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявляются в виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков. Страдает артикуляция только согласных звуков. Фонематический слух в большинстве случаев снижен. Через 1-3 месяца работы с логопедом дети – дислалики дают хорошие результаты. У них восстанавливаются дефектные звуки. Закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений.
12. Прогноз у детей с функциональной дислалией благоприятный.
Дети со стертой формой дизартрии.
Анализ анамнестических данных показывает, что у дошкольников со стертой формой дизартрии имеются осложнения как перинатального, так и натального и постнатального периодов («цепочка вредностей»). При этом наибольший процент осложнений отмечается в пренатальном периоде.
Чаще всего невропатолог ставит таким детям следующие диагнозы: пренатальная энцефалопатия, постгипоксическая-ишемическая энцефалопатия, геморрагическая энцефалопатия (гематома, геморрагическое пропитывание), гидроцефальный синдром (наружная, внутренняя гидроцефалия), гипертензионный синдром, гидроцефально-гипертензионный синдром, дистонические синдромы (гипер-, гипотоническая форма, переменная форма).
Раннее психомоторное развитие детей имеет легкую дисфункцию, формируется с незначительным запаздыванием от возрастных норм и диспропорционально: например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, ходьба опережает ползание. Наблюдается отсутствие или неправильность ползания (назад, вбок). Раннее речевое развитие детей также может быть незначительно задержано. Достаточно часто «выпадает» этап гуления, появление первых слов задерживается на 1—2 месяца, на 1—5 месяцев отстает от нормы появление фразовой речи. Отмечаются трудности введения новых слов в активный словарь, овладения предлогами.
1.В первую очередь необходимо отметить грубые нарушения статической координации движений как в общей, так и в артикуляционной моторике. Наблюдается несоответствие между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) обнаруживается явная недостаточность кинетического компонента двигательного акта вплоть до полной невозможности выполнения заданных проб. Грубые дефекты выявляются при выполнении пробы на сложные (реципрокные) формы координации движений. Отмечаются следующие нарушения: рассогласованность движений, появление гипертонуса, вычурных поз (непроизвольные мышечные сокращения), синкинезии, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения.
Артикуляционная моторика у детей со стертой формой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох, гиперсаливация, тремор, девиация (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, вегетативные дисфункции: (потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.).
2. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Дети часто неопрятны.
3. Обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой организации речи.
Нарушение
звукопроизношения носит
4. При исследовании фонематического слуха все дошкольники со стертой формой дизартрии допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координаций. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Практически невыполнимыми для дошкольников со стертой формой дизартрии оказываются пробы на добавление звука в начале и середине слова, замены звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове.
Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только собственно фонематического звена, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения проб дошкольниками со стертой формой дизартрии.
5.Для этой группы детей наиболее типичны нарушения нервно-психических функций (внимания, памяти, мышления), наблюдается задержка темпа психического развития. Проведенные исследования памяти по заданиям показали, что у детей с легкой формой дизартрии наблюдаются значительные отклонения, которые можно объяснить не только нарушением их фонематического слуха, но и расстройством активного внимания.
При исследовании мышления дети дали меньшее количество правильных ответов. При выполнении заданий дети с легкой формой дизартрии были неуверенны, пассивны, быстро истощались, проявляли негативизм. Однако некоторое ослабление их мыслительной деятельности не носило характер умственной отсталости, а проходило по типу астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти.
Внимание неустойчивое, наблюдается быстрая истощаемость, отвлекаемость. При проведении исследований на внимание выявляется пониженный уровень устойчивости и переключаемости, который зависит от недостаточной подвижности основных нервных, процессов в коре больших полушарий.
Память снижена, кратковременна. Наблюдается понижение работоспособности.
6. Иногда наблюдаются расстройства сна, ночные страхи и сновидения.
7. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль. С неохотой переключаются с одного вида деятельности на другой.
Таким образом, ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь. Их характеризуют быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности — дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе [28].
Исследования нервной системы и выявление
симптомов органического поражения (при
стертых формах дизартрии) показало, что
в этих случаях задерживается темп психического
развития ребенка, что требует более активного
медико-педагогического воздействия.
Работа логопеда не должна ограничиваться
постановкой и исправлением только дефектных
звуков, она должна иметь более широкий
диапазон коррекции личности ребенка
в целом.
Заключение
К лёгкой степени дизартрии могут быть отнесены минимальные дизартрические расстройства, которые представляет отдельную специальную проблему для логопедии и смежных дисциплин, в связи с тенденцией к увеличению числа детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Анализ теоретических источников показывает, что стертая форма дизартрии довольно часто смешивается с функциональной дислалией. Однако при тщательном обследовании обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а также затруднения при проведении логопедических мероприятий.
Дефекты звукопроизношения у детей при функциональной дислалии обусловлены недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками. В результате задерживается развитие правильного звукопроизношения у детей.
Если при функциональной дислалии речевой дефект связан с неправильным произношением отдельных звуков или групп, то при стертой дизартрии страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп, плавность, модуляция, дыхание и т. д. Характерны «смытость», «стертость» артикуляции. Случаи расстройства звукопроизношения, сочетающиеся с нарушением голоса и дыхания, нельзя рассматривать как сложную дислалию или задержку речевого развития. В этих случаях правильным является заключение: стертая форма дизартрии, при которой необходимо вести специальную комплексную коррекционную работу, сочетающуюся с массажем, ЛФК, специальной артикуляционной гимнастикой, направленной на развитие и укрепление артикуляционной мускулатуры, массажем артикуляционного аппарата.
Несмотря на то, что и при стертой дизартрии и при функциональной дислалии чаще страдают шипящие, свистящие и сонорные группы звуков, для дизартрии возможно правильное изолированное произношение звуков, но в спонтанной речи отмечаются смазанность, палатализация, назализация, нарушение просодической стороны речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, слабый, тихий, затухающий.
В отличие от функциональной дислалии стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.