Сравнительный анализ основных этапов становления специальной педагогики в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание

цель – представить сравнительный анализ основных этапов становления специальной педагогики в России и зарубежных странах.
Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:
Представлена эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России и Европе;
Дан сравнительный анализа соответствующих этапов в развитии систем специального образования в России и странах Западной Европы.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Европе и России 5
1.1 Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов 5
1.2 Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обчения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям
1.3 Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системыспециального образования 8
1.4 Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования 10
1.5 Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от институциализации к интеграции 12
2. Сравниельный анализ соответствующих этапов в развитии систем специального образования в России и странах Западной Европы 14
Заключение 24
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Основы специальной педагогики.docx

— 57.14 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Красноярский государственный  педагогический университет

им.В.П.Астафьева»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Сравнительный анализ основных этапов становления специальной педагогики в России и зарубежных странах»

 

По дисциплине: «Основы  специальной педагогики»

 

 

 

 

Выполнила: Вильнер Г.В.

 

Проверил:_____________

______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 

Содержание

 

Введение 3

1. Эволюция  отношения общества и государства  к лицам с отклонениями в  развитии в Европе и России 5

1.1 Первый  период эволюции: от агрессии  и нетерпимости к осознанию  необходимости призрения инвалидов 5

1.2 Второй  период эволюции: от осознания  необходимости призрения инвалидов  к осознанию возможности обучения  глухих и слепых детей; от  приютов через опыт индивидуального  обучения к первым специальным  учебным заведениям 7

1.3 Третий  период эволюции: от осознания  возможности обучения детей с  сенсорными нарушениями к признанию  права аномальных детей на  образование. Становление системыспециального  образования 8

1.4 Четвертый  период эволюции: от осознания  необходимости специального образования  для отдельных категорий детей  с отклонениями в развитии  к пониманию необходимости специального  образования для всех, нуждающихся  в нем. Развитие и дифференциация  системы специального образования 10

1.5 Пятый период  эволюции: от равных прав к  равным возможностям; от институциализации  к интеграции 12

2. Сравнительный  анализ соответствующих этапов  в развитии систем специального  образования в России и странах  Западной Европы 14

Заключение 24

Список литературы 26

 

 

 

Введение

 

Тема настоящей работы – «Сравнительный анализ основных этапов становления специальной  педагогики в России и зарубежных странах».

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом. Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии.

Качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, определяются социокультурными факторами.

Невозможно понять и объяснить  историю обучения детей с умственными и физическими недостатками и обоснованно прогнозировать развитие отечественной системы специального образования, если рассматривать исторические факты вне контекста развития цивилизации, в котором и кроются социокультурные детерминанты происходящих перемен.

Исследование эволюции отношения  государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции.

Периодизация охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Все европейские страны пережили выявленные периоды, причем в сопоставимые исторические сроки. В эволюции отношения государства и общества к интересующим нас лицам в России воспроизводятся те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в конце ХХ столетия Россия и

Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения  и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования1.

Таким образом, все вышесказанное  подтверждает актуальность и значимость настоящей работы, цель которой –  представить сравнительный анализ основных этапов становления специальной педагогики в России и зарубежных странах.

Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:

  • Представлена эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России и Европе;
  • Дан сравнительный анализа соответствующих этапов в развитии систем специального образования в России и странах Западной Европы.

Объект исследования в  настоящей работе – специальная  педагогика.

Предмет исследования в настоящей  работе – основные этапы становления  социальной педагогики в России и  зарубежных странах.

1. Эволюция отношения общества  и государства к лицам с  отклонениями в развитии в Европе и России

 

Исследование эволюции отношения  общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции, и таким образом периодизировать этот процесс. Он охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения  государства к лицам с отклонениями в развитии.

Исследование показало, что  разные страны Западной Европы пережили все эти периоды, причем в сопоставимые исторические сроки.

В эволюции отношения общества и государства к лицам с  отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в  масштабе исторического времени, вследствие чего в 90-е годы XX века Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения государства к детям  с отклонениями в развитии2.

1.1 Первый период  эволюции: от агрессии и нетерпимости  к осознанию необходимости призрения  инвалидов

 

Первым периодом эволюции отношения общества к лицам, имеющим  недостатки развития, считается интервал времени с VIII в. до н. э. по XII в. н. э. Началом  этого периода принято считать  время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса.

Дискриминация распространялась даже на представителей привилегированных  сословий, ребенок из богатой семьи  мог быть лишен всех привилегий по причине неполноценности или  не привлекательной внешности. Изменения  в существовавшем положении вещей  пришли с появлением христианства, призывающем общество к милосердию и состраданию. При монастырях стали  появляться приюты и больницы, но общество было еще не готово к принятию новых  идей, противоречащих многовековым традициям, поэтому изменение существующего  положения вещей происходило  медленно и трудно. Только в XII в. в  Западной Европе призрение стало  не только прерогативой церкви, но и  вошло в сферы интересов государства. Была создана система призренческих учреждений, опекаемых церковью и светской властью, этот период считается окончательным этапом первого периода эволюции.

В нашей стране этот период пришелся на более позднее время, началом его принято считать X в., так как именно в это время  появилось христианство на Руси, а  окончанием – XVII в., время принятия Петром I указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Таким образом, принятое Русью христианство со своими идеями милосердия и сострадания  наложило отпечаток на существующую традицию терпимого отношения к  инвалидам. В течение долгого  времени такое отношение носило сторонний характер, сострадательное  отношение русских князей и царей  не выливалось в совершение каких-либо активных действий в помощи таким  людям.

Однако в 996 г. киевский князь  Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в  призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено  на церковные структуры.

В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный  путь по изменению отношения к  инвалидам, Русь переняла вместе с христианством  и систему монастырской благотворительности.

Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран  была признана необходимость государственной  помощи людям, имеющим отклонения в  развитии3.

1.2 Второй период  эволюции: от осознания необходимости  призрения инвалидов к осознанию  возможности обучения глухих  и слепых детей; от приютов  через опыт индивидуального обучения  к первым специальным учебным  заведениям

 

Вторым периодом эволюции отношения к людям с нарушениями  развития принято считать временной интервал с ХII по ХVIII в. Этот период характеризуется резким изменением отношения к людям с нарушениями развития от осознания необходимости заботы и милосердия по отношению к людям с нарушениями развития до осознания возможности и целесообразности их обучения. Эпохи Возрождения и Реформации характеризуются широким распространением идей гуманизма, что в сочетании с урбанизацией, развитием образования и книгопечатания и другими благоприятными факторами приводит к изменению отношения общества к людям с нарушениями развития, естественно, в западном обществе. Были предприняты первые попытки обучения детей, имеющих отклонения в сенсорном развитии.

Первоначальный опыт обучения не вызвал необходимости в организации  специального образования для людей  с нарушениями развития, но внес свой вклад в общее изменение  взглядов в отношении этих людей. Во Франции общество задумывается о  судьбе этой категории людей, в итоге в ХVIII в. были основаны школы для детей с нарушениями зрения и глухонемых детей. Создание Декларации прав человека и гражданина по окончанию Великой французской революции дает обществу новый взгляд на людей с ограничениями и становится толчком к развитию психиатрии.

В России начало второго  периода эволюции пришлось на времена  царствования Петра I. Если в Европе осознание необходимости обучения лиц с отклонениями в развитии происходило долго и трудно, появилось  как следствие развития цивилизации  под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в России этот процесс  получил свое развитие только в результате заимствования западных новшеств. Состояние  отечественного образования в России находилось на зачаточном уровне, еще  не было принято как необходимость, и, соответственно, не возникло потребности  обучения инвалидов.

Отношение к людям с  нарушениями в развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях  специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы.

Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо  позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.

Соответственно, последующее  развитие изменения отношения к  инвалидам имеет различные для  России и Западной Европы последствия4.

1.3 Третий период  эволюции: от осознания возможности  обучения детей с сенсорными  нарушениями к признанию права  аномальных детей на образование.  Становление системыспециального образования

 

Начало третьего периода  эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХVIII в., окончание периода – на начало ХХ в. И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.

Развитие специального образования  на Западе стало логичным следствием принятия законов о всеобщем образовании. Понимание невозможности одинакового  обучения здоровых детей и детей  с нарушениями развития привело  к тому, что аномальные дети были выделены в отдельную категорию, требующую особых образовательных  условий. Обучению подлежат дети с нарушениями  слуха и зрения и умственно  отсталые дети. Признание права детей  с отклонениями на обучение влечет за собой организацию нормативно-правовой базы и выявление источников финансирования. Таким образом, на этом этапе можно  говорить о возникновении и становлении  специального образования как о  результате взаимодействия государственных  и негосударственных учреждений образования.

В России начало третьего периода эволюции пришлось на начало ХIХ в., время открытия первых специализированных учреждений для слепых и глухонемых детей. Финансирование этих учреждений производилось за счет благотворительности и не входило в сферу деятельности государства. С отменой крепостного права, развитием благотворительности, принятием законов о всеобщем образовании в России организуется система образовательных учреждений для умственно отсталых детей, детей с нарушениями слуха и зрения.

Однако еще нельзя говорить о развитии специального образования  в рамках государства, так как  специальное образование не имеет  правовой и нормативной базы и  не включено в государственную область  финансирования.

Информация о работе Сравнительный анализ основных этапов становления специальной педагогики в России и зарубежных странах