Сравнительный анализ основных этапов становления специальной педагогики в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание

цель – представить сравнительный анализ основных этапов становления специальной педагогики в России и зарубежных странах.
Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:
Представлена эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России и Европе;
Дан сравнительный анализа соответствующих этапов в развитии систем специального образования в России и странах Западной Европы.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Европе и России 5
1.1 Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов 5
1.2 Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обчения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям
1.3 Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системыспециального образования 8
1.4 Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования 10
1.5 Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от институциализации к интеграции 12
2. Сравниельный анализ соответствующих этапов в развитии систем специального образования в России и странах Западной Европы 14
Заключение 24
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Основы специальной педагогики.docx

— 57.14 Кб (Скачать документ)

После революции 1917 г. происходит смена государственного строя, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с нарушениями развития, полностью передаются в ведомство государства. Всякая благотворительность и филантропия категорически запрещается. Новая власть видит цель воспитания и образования дефективных детей в создании общественно полезных граждан.

Таким образом, в России становление  специального образования пришлось на различные исторические периоды, зарождалось в монархическом  государстве, окончательно сформировалось в социалистическом с совершенно другими ценностями, целями и морально-этическими нормами5.

1.4 Четвертый период  эволюции: от осознания необходимости  специального образования для  отдельных категорий детей с  отклонениями в развитии к  пониманию необходимости специального  образования для всех, нуждающихся  в нем. Развитие и дифференциация  системы специального образования

 

Четвертый период приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг. и характеризуется  там развитием законодательной  базы специального образования, структурным  совершенствованием национальных систем (в некоторых западноевропейских странах было создано до 20 типов  спецшкол). Существенно расширяется  охват специальным обучением  нуждающихся детей. К концу 70-х  гг. специальным образованием в странах  Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России же развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50 - 90-е гг. Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.

Для Западной Европы 70-е гг. можно считать условной нижней границей четвертого периода эволюции. В ситуации бурного экономического роста, развития демократии и либерально-демократических  настроений, проведения активной антидискриминационной  государственной политики на смену  старой парадигме общественного  и государственного сознания "полноценное  большинство" - "неполноценное  меньшинство" приходит новая - "единое сообщество, включающее людей с различными проблемами". При таком понимании вычленение, социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, а также физически и интеллектуально неполноценных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества. Применительно к лицам с нарушениями в развитии - это Декларации ООН "О правах умственно отсталых лиц" (1971), "О правах инвалидов" (1975). За этими декларациями последовали национальные антидискриминационные законодательные акты. Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии возникают и реализуются в 70-е гг. в контексте общественного противостояния любому проявлению дискриминации. Закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми. В этом контексте спецшколы, интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. Помещение в нее ребенка рассматривается как нарушение его прав и "навешивание социального ярлыка". Первые прецеденты закрытия специальных школ в Западной Европе приходятся на 70-е гг. Это условная граница перехода Западной Европы к принципиально иному пониманию прав инвалидов и формирования новой культуры общественного отношения к ним.

В России же возникновение  этой тенденции совпадает с распадом СССР и кардинальным изменением устройства государства. Объявив себя демократическим  государством, РФ в 1991 г. ратифицировала Конвенции ООН "О правах ребенка", "О правах инвалидов", "О правах умственно отсталых лиц". Тем самым государство продекларировало смену отношения к инвалидам, их гражданским правам, что дает основание утверждать: переход в новый период эволюции, осуществленный в Европе в ходе эволюционного развития демократических государств в условиях экономического подъема в 70-е гг., в России начался на два десятилетия позже и был обусловлен кардинальной сменой общественного устройства, ценностных ориентаций государства и совпал с глубоким экономическим кризисом в стране в целом6.

1.5 Пятый период  эволюции: от равных прав к  равным возможностям; от институциализации к интеграции

 

Пятым периодом эволюции изменения  общественного отношения к людям  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности считается отрезок  времени с 1970-х гг. по настоящее  время. Этот период характеризуется  общемировым развитием борьбы против дискриминации по различным признакам  – расовым, половым, религиозным  и т. д.

Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире, такая политика способствует укреплению уважительного отношения  к различиям, существующим между  людьми. В свете борьбы с дискриминацией меняется отношение к людям с нарушениями развития – если раньше считалось, что такие люди должны обучаться в специализированных заведениях, способных предоставить особые образовательные условия, то теперь говорится о том, что человек должен существовать в обществе и среди общества, помещение человека в специальное учреждение является дискриминацией и нарушением его прав.

Основным направлением специального образования является интеграция человека с ограниченными возможностями  здоровья и жизнедеятельности в  общество. В то же время на Западе широко распространено существование поселений для людей с глубокими нарушениями развития (например, «кемпхиллские деревни»), создатели этих сообществ считают такую модель организации жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями оптимальной и для самих людей с ограниченными возможностями, и для окружающих, люди в таких деревнях выращивают себе пишу, помогают друг другу по мере возможности.

В нашей стране наступление  пятого периода эволюции не было логическим продолжением развития общества, а  стало результатом очередного переустройства государства и переосмысления ценностей, поэтому специальная педагогика в России находится в поиске модели развития, соответствующей специфике  именно нашей страны.

На современном этапе  развития цивилизации существует много  медицинских технологий и возможностей для предупреждения, диагностики  и коррекции недостатков развития, таких как возможность имплантации, пересадки органов и создание искусственных; создание лекарственных  средств, препаратов, вакцин, способствующих предотвращению появления недостатков  развития; совершенствование диагностических  технологий и многое другое. Существует множество способов восстановить нарушенные функции организма, предупредить появление  ребенка с тяжелыми отклонениями развитии, но существует также целый ряд общественных и религиозных организаций, считающих это вмешательство в жизнь человека нарушением его прав родиться и жить таким, каким его создал Бог7.

 

 

2. Сравнительный анализ соответствующих этапов в развитии систем специального образования в России и странах Западной Европы

 

Итак, мы построили шкалу  эволюции отношения общества и государства  к лицам с отклонениями в развитии, определили место России 90-х гг. на этой эволюционной шкале, показали, что  в начале 90-е гг. страна находится  на этапе перехода от четвертого к  пятому периоду, в то время как  Западная Европа уже более двух десятилетий  переживает этот период и находится  на его продвинутой стадии.

Таблица 2.1 - Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России8

Период

Западная Европа

Россия

I

IX-VIII вв. до н.э. - начало XII в.

996 - 1715

II

XII в. - конец XVIII в.

1706 - 1806

III

конец XVIII в. - начало XX в.

1806 - 1927

IV

начало XX в. - 70-е гг. XX в

1927 - 1991

V

70-е гг. - ?

1991 - ?


 

Не менее важными результатами проведенного исследования являются:

  • построение шкалы развития национальных систем специального образования;
  • определение соотношения между периодами эволюции отношения и этапами становления систем;
  • определение места российской системы специального образования 90-х гг. на построенной шкале развития систем.

Результаты представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2 - Соотношение периодов эволюции отношения общества и государства к аномальным лицам и этапов становления систем специального образования в Западной Европе и в России9

Период

Хронологические сроки

Западная Европа

Россия

I

IX-VIII вв. до н.э. - начало XII в.

996 - 1715

II

XII в. - конец XVIII в.

1706 - 1806

III

конец XVIII в. - начало XX в.

1806 - 1927

IV

начало XX в. - 70-е гг. XX в

1927 - 1991

V

70-е гг. - ?

1991 - ?


 

Из приведенной таблицы  видно, что выделенные периоды эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии отчетливо соотносятся  с определенными этапами становления  национальных систем специального образования.

Первые два периода  эволюции отношения к лицам с  отклонениями в развитии соотносятся  с этапом формирования предпосылок возникновения национальных систем специального образования.

Третий период эволюции соотносится  с первым (I) этапом развертывания  специальных образовательных учреждений и оформления параллельных систем специального образования.

Четвертый период эволюции соотносится с этапом совершенствования  вертикальной и горизонтальной структур системы, ее дифференциации. Именно на этом этапе система образования  достигает своего пика, максимально  охватываются обучением дети с отклонениями в развитии на всей территории страны. Западная Европа к 70-м гг. завершила  второй (II) этап развития системы специального образования, Россия же к 1990 - 1991 гг. находится  на продвинутой стадии второго этапа, но не завершила его полностью.

Пятый период эволюции соотносится  с третьим (III), качественно новым, этапом развития национальных систем специального образования. Его ведущей тенденцией является интеграция, в рамках которой осуществляется кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования, а также ориентация специального образования главным образом на подготовку ребенка с оосбыми потребностями к будущей взрослой жизни в обществе, признающем полное гражданское равноправие инвалидов, осознающем неправомерность деления на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, стремящимся к полной социальной интеграции меньшинств.

Проведенное исследование показывает, что в 90-е гг. Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии, и, соответственно, находятся  на разных этапах развития систем специального образования.

В 90-е годы Западная Европа переживает пятый период эволюции и  находится на третьем этапе развития системы. Причем, накопив к 90-м гг. двадцатилетний опыт реализации интегративных  подходов к обучению, уже начинает извлекать из него уроки, широко обсуждая как достижения, так и очевидные  сегодня потери на этом пути.

Россия же в 1990 - 1991 гг. только провозгласила смену отношения  к инвалидам, продекларировала курс на интеграцию инвалидов в общество. Система специального образования, соответственно, находится на продвинутой  стадии второго этапа, не завершив его, но продекларировав переход со II на III этап своего развития.

Определив место российской системы специального образования  начала 90-х гг. на созданной шкале  эволюции систем, можно утверждать: 90-е гг. - это та критическая точка, тот закономерный этап в эволюции систем специального образования, который  был пережит и другими европейскими странами, но в более ранние исторические сроки (70-е гг.) и в существенно  иных социокультурных и политико-экономических условиях.

Мы подчеркиваем, что избранная  методология исследования позволила  уйти от традиционного сопоставления  систем специального образования по хронологическому принципу и обратиться к сопоставлению соответствующих  этапов в развитии систем разных стран. Представим фрагменты проведенного сравнительного анализа, относящиеся  к сопоставлению этапов становления  и оформления национальных систем специального образования (I этап) и ее дифференциации (II этап).

Для России этап становления  и оформления национальной системы  специального образования уникален тем, что он прерван двумя революциями, приведшими к коренному переустройству государства и общества. Предпосылки  формирования национальной системы  специального образования складываются в монархической России, а оформляется  она в России советской в уникальный исторический момент смены государственного строя, идеологии, ценностных ориентаций, морально-этических и культурных норм, глубокого экономического кризиса, разрухи, гражданской войны. Попробуем  описать процесс становления  отечественной государственной  системы специального образования  с помощью метафоры - "возникновение  дефектологического квадрата".

В 1918 г. церковь отделяется от государства и школы, запрещается  филантропически-благотворительная  деятельность, упраздняются все благотворительные  общества, братства, ведомства. Ответственность  за воспитание детей с отклонениями в развитии возлагается на Наркомпрос. Политика в отношении аномальных детей становится частью государственной политики по отношению к социально неблагополучным категориям детей - беспризорникам, малолетним преступникам. Ведущим типом образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии был признан интернат. Таким образом, дети с отклонениями в развитии могли получить воспитание и образование преимущественно в специальной школе-интернате, попадая в которую, они оказывались изолированными в значительной мере как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников. Аномальные дети оказались как бы замкнутыми в особый социум, внутри которого и предполагалось осуществлять специальное образование.

Информация о работе Сравнительный анализ основных этапов становления специальной педагогики в России и зарубежных странах