Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:40, практическая работа
Воспитание – целенаправленный и содержательный процесс формирования, развития личности студента. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития.
Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.
В условиях демократизации
казахского общества большое значение
имеет формирование поликультурной
личности, ориентированной на познание
своей традиции, ценностное отношение
и уважение к культуре других народов,
умение строить отношения с людьми, основанных
на взаимном доверии и признания ценностей,
особенностей национальной и общечеловеческой
культуры.
Духовно-нравственная
культура
предполагает
создание условий для развития самосознания,
формирования этических принципов
личности, ее моральных качеств и
установок, согласующихся с нормами
и традициями жизни общества. Воспитание
и развитие у студентов высокой нравственной
культуры казахстанского интеллигента
является самой важной задачей в процессе
становления личности.
Интеллигентность
как показатель нравственной и социальной
зрелости человека проявляется в
его образовании и культуре, честности
и порядочности, неравнодушии к боли и
страданиям окружающих. Подлинную казахстанскую
интеллигенцию всегда отличало высокое
осознание гражданского долга и гражданского
достоинства, ответственности перед народом
и высокая личная культура.
Интеллигентность
является мерой культуры и воспитанности
человека.
Подлинно культурный
человек - это свободная, гуманная, духовная,
творческая и практичная личность,
которой присущ эстетический вкус,
хорошие манеры, умение творить повседневную
жизнь по законам красоты, создавать
и приумножать материальное благополучие
семьи и богатство страны.
В качестве критериев
нравственного воспитания в системе
образования выступают: уровень
знаний принципов и категорий
нравственной культуры (обал, канагат,
сауап, добро, любовь, добродетельность,
и др.), убежденности в необходимости выполнения
норм морали, сформированность моральных
качеств личности, умения и навыки соответствующего
поведения в различных жизненных ситуациях.
В целом это можно определить как уровень
нравственной культуры личности, которая
должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности
каждого человека.
Экологическая
культура
предполагает
становление и формирование у
человека этических взглядов на природу
и этику отношения к ней, воспитание
чувства личной ответственности за
состояние природных ресурсов и разумное
взаимодействие людей с ними. Основой
экологического воспитания является,
прежде всего: бережное обращение к природе
и охрана окружающей среды и здоровья
населения, обеспечение информированности
населения об экологической ситуации
в стране. Экологическая культура предусматривает
организацию трудового и профессионально-творческого
воспитания.
Трудовое воспитание формирует
у молодежи умения и навыки,
упорство в достижении цели, осуществляет
самообслуживание, добросовестное, ответственное
и творческое отношения к разным видам
трудовой и учебной деятельности. В процессе
труда вырабатывается умение работать
в коллективе, команде; доводить начатое
дело до конца, умения человека самостоятельно,
активно и ответственно действовать, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий, максимализируя
их подлинный эффект, т.е. созидать новое
производство и общество.
В этом направлении
интегрированы профессионально-
В процессе формирования
личности конкурентоспособного специалиста-профессионала
в вузе важнейшую роль играет профессионально-трудовое
воспитание студентов, сущность которого
заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой
деятельности и связанным с нею социальным
функциям в соответствии со специальностью
и уровнем квалификации. Ориентированно
- трудовое воспитание студентов является
в университете специально организованным
и контролируемым процессом приобщения
студентов к профессиональному труду
в ходе становления их в качестве субъектов
этой деятельности, увязанным с экономическим,
экологическим воспитанием и воспитанием
профессиональной этики.
Эстетическая
культура
предполагает
формирование духовно-нравственных ценностей
через приобщение к прекрасному
миру. Воспитание студенческой молодежи
через художественную и музыкальную
культуру, через приобщение к мировым
достижениям культуры, через призму национального
и общечеловеческого. Формирование средствами
искусства человека с новым, более высоким
уровнем самосознания, способностью к
концептуальному мышлению, целостному
видению мира, воплощению ценностных представлений
о нем в собственной творческой деятельности,
умению жить в коллективе, проявлять себя
в общении с миром культуры и людьми является
важной задачей на современном этапе развития.
Эстетическое
воспитание предполагает, прежде всего,
формирование устойчивой потребности
постоянного восприятия и понимания произведений
искусства, проявления интереса ко всему
кругу проблем, которые решаются средствами
художественного творчества.
В результате эстетического
воспитания должны быть сформированы
способности к эмоционально-
Физическое воспитание
и формирование здорового образа
жизни
ставит своей
целью формирование здорового образа
жизни, становление личностных качеств,
обеспечивающих молодому человеку психическую
устойчивость необходимых для
эффективной профессиональной деятельности.
В его составляющие входит профилактическое
образование. Формирование здорового
образа жизни должно осуществляться как
в процессе просветительской работы, дающей
представление о возможностях человеческого
организма, особенностях его функционирования,
взаимосвязи физического, психологического
и духовного здоровья человека, так и путем
непосредственного привлечения воспитанников
к занятиям различными видами спорта.
В развитии личности
студента большое место занимает
работа над собой. Физическое воспитание
дает результаты только при активном стремлении
студента к самовоспитанию и совершенствованию.
Самовоспитание интенсифицирует процесс
физического воспитания, закрепляет, расширяет
и совершенствует практические умения
и навыки. Регулярное участие в спортивно-массовых
мероприятиях в течение всего периода
обучения способствует формированию и
закреплению таких важных профессиональных
качеств, как общая выносливость, оперативное
мышление, эмоциональная устойчивость,
смелость, решительность, инициативность,
коммуникабельность. Личностные свойства,
приобретенные на спортивных соревнованиях,
интеллектуальные, эмоционально-волевые,
коммуникативные и спортивно значимые
качества влияют на формирование эстетических
представлений и потребностей студента
в здоровом образе жизни.
Физическое воспитание
нацелено не только на формирование телесного
здоровья, но и психологического равновесия
обучающегося, способствующее формированию
физической культуры личности.
Развитие интеллектуальной
культуры
предполагает
развитие активной мыслительной деятельности
обучающихся, обогащение их сознания достоверными,
элементарными знаниями, развитие умственных
способностей, любознательности. При воспитании
интеллектуальной культуры развивается
уровень конкурентоспособности выпускника,
поэтому вуз должен сформировать у каждого
студента:
- систему глубоких
знаний в соответствии со
- высокую нравственность
и этику учебной деятельности;
- высокий уровень
интеллектуального
- осознанное
отношение к своим
- активный интерес
к новым научным достижениям;
- аналитические
и рационализаторские
Воспитание в
университете - целенаправленный процесс,
представляющий собой неразрывное
единство объективных условий и
субъективных факторов воспитательного
воздействия и взаимодействия участников
этого процесса. Процесс воспитания
осуществляется непрерывно как во время
учебных занятий, так и во внеаудиторное
время.
Средствами воспитания
выступают личный пример и авторитет
преподавателя, сила университетской
традиции, гуманистический характер
университетской атмосферы. Кроме того,
воспитательный процесс осуществляется
силами специальных университетских структур
через систему соответствующих мероприятий.
Структура воспитательной
работы в Актюбинском государственном
университете им. К. Жубанова
Система воспитательной работы в Актюбинском
государственном университете им. К.Жубанова
строится на основе работы взаимосвязанных
структурных подразделений, обеспечивающие
организационные и содержательные элементы,
представляющих основные направления
по формированию личности студента как
активного участника общественной жизни
страны.
Организационная структура
- Ректор;
- проректор по
ВР и СЭВ;
- управление
по воспитательной работе;
- декан факультета;
- совет кураторов;
- совет по
профилактике правонарушений;
- кураторы учебных
групп;
- студенты и
студенческие группы;
- старостат;
- комитет по
делам молодежи (Дворец культуры
молодежи, служба безопасности);
- специалисты
комитета по делам молодежи (факультетов);
- профсоюзный
комитет (трудовой коллектив
- члены профсоюзного
комитета на факультетах;
- студсовет общежития;
- студенческое
самоуправление (на факультетах);
- художественный
совет;
- спортклуб;
- английский клуб;
- юридическая
клиника «Фемида»;
- школа правовых
знаний (на базе юридического
факультета);
- дебатный клуб
«Тарлан»;
- КВН клуб;
- клуб «Молодых
акынов» (на базе историко-
- штаб студенческого
трудового отряда;
- кружок художественной
самодеятельности;
- студенческий
театр;
- творческие
коллективы.
Объектом воспитательной
работы Актюбинского государственного
университета им. К. Жубанова являются:
- отношения,
возникающие между субъектами
воспитательного процесса в целом;
- человеческие
качества, личностные особенности,
определяющие качественные
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Актюбинский государственный
университет имени К.Жубанова
ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ