Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:40, практическая работа
Воспитание – целенаправленный и содержательный процесс формирования, развития личности студента. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития.
Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.
Сущность, цель
и задачи, принципы программы воспитательной
работы в Актюбинском государственном
университете им. К.Жубанова
Воспитание – целенаправленный
и содержательный процесс
Поскольку сегодня
в образовательном процессе большое
внимание уделяется духовно-
Содержание воспитания
обеспечивает становление личности
человека на основе усвоения системы
гуманистических, культурных ценностей,
развития всех ее сущностных сфер. Процесс
воспитания в университете идет по двум
направлениям:
·
через учебный процесс - во время
аудиторных занятий;
·
через внеаудиторную работу - в
свободное от учебных занятий
время студента и преподавателя.
Сегодня целесообразно
определить такие характерные составляющие
воспитания, как вовлечение обучающихся
в разнообразную творческую деятельность,
в ходе которой осуществляется воспитание
и развитие личности:
• Познавательная;
• Ценностно-ориентированная;
• Художественная;
• Общественная;
• Трудовая;
• Спортивная;
• Свободное
общение.
Вместе с тем
в рамках социально-ролевого подхода
к воспитанию человек является компонентом
множества социальных систем: семьи,
коллектива, профессиональной группы,
этноса, общества и др. Поэтому содержание
воспитания соотносится с системой ценностных
отношений: к себе, к своей семье, к учебному
заведению, к окружающим людям, к Родине,
к планете Земля.
Воспитательная
работа в Актюбинском государственном
университете им. К.Жубанова представляет
процесс управления различной деятельностью
и общением студентов в соответствии с
целевыми установками учебной, научно-исследовательской,
трудовой, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной
ее составляющими.
Цель и задачи
воспитания
Цель воспитания
- создание в системе высшего и
послевузовского образования
Задачи воспитания:
- Совершенствование
воспитательной системы в АГУ
им. К.Жубанова, содействие пониманию
обществом социальной
- Воспитание
гражданственности,
- Формирование
гуманистического
- Создание условий
открытого информационного,
- Создание условий
для освоения молодежью
- Формирование
личностно и профессионально
значимых качеств, необходимых
для жизни в современном
Принципы организации
воспитательного процесса
Принцип учета закономерностей
и особенностей возрастного
Принцип культуросообразности
- утверждает, что воспитание должно
основываться на общечеловеческих ценностях,
строиться в соответствии с традициями
и нормами национальной культуры
и региональными особенностями, не
противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип целенаправленности
включает ясность целевой установки
на каждом этапе развития, точный учет
коллективных потребностей, правильный
выбор главных видов
Принцип гуманистической
направленности предполагает выдвижение
на первый план гуманистических идей
и ориентиров, пронизанных уважением
к каждой личности, заботой о развитии
всех ее сущностных сил, признание ее
свободы и социальных прав; отношение
педагога к обучающимся и воспитанникам
как к ответственным субъектам собственного
развития, а также стратегию взаимодействия,
основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип этничности
- предусматривает формирование культурообразующей
среды, способствующей расцвету общенациональной
культуры на основе единения этнических
культур, достижение гражданского согласия
и гармонии, общественных отношений. Организация
деятельности субъектов на сохранение
этнокультурной идентичности путем приобщения
к родному языку и культуре с одновременным
освоением ценностей мировой культуры,
вовлечения в сферу духовной жизни, охватывающую
традиции, язык, психический склад и этническое
сознание.
Принцип системности
и преемственности
Принцип демократизации
предполагает систему, основанную на взаимодействии,
на педагогике содружества, сотрудничества
и сотворчества воспитателя и воспитуемого.
Он также предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность
входящих в структуру системы педагогического
руководства, самоуправления, со управления
и саморегуляции. Воспитание студентов
в духе свободы, личного достоинства.
Содержание основных
направлений воспитания
Исходя из поставленной
цели воспитания и вытекающих из нее
задач, можно выделить следующие
направления воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическая, правовая
культура и поликультурность
должна формировать
гражданскую позицию и
В этом виде воспитания
Принятие идеи этнокультурного
образования означает создание национальной
системы обучения и воспитания, базирующейся
на идее культурного и лингвистического
плюрализма, сочетающей мировой уровень
технической и информационной оснащенности
образования с традиционными культурными
ценностями.
Особое место должна занимать история
культуры. Этот предмет в наибольшей степени
отвечает задачам формирования поликультурного
индивида. И если он преподается как история
искусств, история мировой и национальной
философии, истории обычаев и традиций,
история национальной одежды и моды и
т.д., то ведет к воспитанию многомерной,
духовно развитой личности, ценящей и
знающей национальную и мировую культуру.
Именно образованный человек
причастен к исторической и
культурной традиции. Он ощущает
принадлежность к определенной общности
и народу, у него сформированы культурные
потребности: стремление к нравственности,
осмысленной деятельности, красоте, высшим
духовным началам.
Другое образовательное
Гражданско-правовое
образование в вузе является важнейшим
направлением воспитания и развития
у студентов гражданственности,
уважения к правам и свободе человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье,
патриотического и национального самосознания,
и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего
профессионального образования с социально-экономическими
и духовными преобразованиями в стране
и мире.
К числу эффективных
методов формирования гражданственности,
патриотического и национального самосознания
следует отнести целенаправленное развитие
у студентов лучших личностных черт и
качеств. Воспитание таких жизненно важных
черт как доброта, любовь к родной земле,
коллективизм, высокая нравственность,
упорство в достижении цели, дух дерзания,
готовность к сочувствию и сопереживанию,
доброжелательность к людям независимо
от расы, национальности, вероисповедания,
чувство собственного достоинства, справедливость,
этические нормы поведения в семье и в
обществе.
Критериями эффективности
воспитательной работы по формированию
гражданственности у
Показателями
уровня патриотического воспитания
студентов являются их желание участвовать
в патриотических мероприятиях, знание
и выполнение социокультурных традиций,
уважение к историческому прошлому
своей страны и деятельности предшествующих
поколений, желание защищать свою страну,
желание работать не только для удовлетворения
своих потребностей, но и для процветания
Отечества.
Активная жизненная
позиция студента, говорящая о
его социальной зрелости, отражает,
прежде всего, чувство ответственности
и тревоги за дела общества. Гражданский
долг проявляется в отношении человека
к своим правам и обязанностям.
Формирование
правосознания студента - сложный
и длительный процесс, требующий
творческого подхода всего
Об уровне сформированности
правовой культуры молодого специалиста
говорит то, в какой мере выпускник университета
осознает свои права и обязанности, убежден
в необходимости их соблюдения и готов
реализовать их на практике.
В результате гражданско-