Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:40, практическая работа
Воспитание – целенаправленный и содержательный процесс формирования, развития личности студента. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития.
Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Основами системы
воспитания являются гуманизация и
гуманитаризация образования, демократизация
университетской жизни, развитие системы
вне учебной работы со студентами
и студенческого самоуправления.
Гуманизация и
гуманитаризация высшего
Под гуманизацией
понимается признание ценности воспитанника
как личности, его прав на свободу,
счастье, социальную защиту; развитие
и проявление его способностей, индивидуальности,
а под гуманитаризацией научные средства
для обеспечения гуманизации.
Гуманизация ставит
личность человека в центр воспитательного
процесса как его основную цель.
При этом кардинальные изменения
вузовского гуманитарного воспитания
студентов возможны, если будут выполнены
следующие требования:
- повышена гуманистическая
направленность преподавания
- утвержден индивидуальный
подход к гуманистическому
- повышена роль
воспитательного воздействия
Гуманитаризация
высшего технического и послевузовского
образования не может быть чем-то внешним,
не включенным в общий и целостный учебно-
воспитательный процесс. Она должна внутренне
пронизывать процесс обучения и воспитания
личности и осуществляться на основе целенаправленной
деятельности всех заинтересованных структур
университета: кафедр, управленческих
и организационных подразделений, преподавателей
и студентов.
Составными элементами
системы гуманитаризации
- преподавание
широкого спектра обязательных
и факультативных курсов по общественным
и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных
и технических знаний в единую систему
знаний о человеке, обществе и природе;
- развитие демократичности
методов общения со студентами,
утверждение принципов
- расширение
самоуправленческих начал в
Большая роль в
процессе гуманизации высшего
Гуманизация и
гуманитаризация образования
Демократизация
университетской жизни
Демократизация
университетской жизни
Успех демократизации
внутривузовского управления зависит,
в первую очередь, от осознания каждым
коллективом необходимости демократических
преобразований в современном вузе.
Демократизация
внутривузовского управления, в первую
очередь, понимается как процесс
становления, функционирования и развития
подлинно демократических отношений между
руководителями, педагогами и студентами
в системе студенческого самоуправления.
В этом ближайшая цель демократизации.
Дальнейшая же
цель демократизации внутривузовского
управления в оптимальном функционировании
педагогического процесса, в достижении
максимально возможных для конкретных
условий результатов обучения, воспитания
и развития, обучающихся в университете.
Демократизация
обеспечивает организационное, мотивационное,
волевое, психологическое единство всех
участников воспитательного процесса
как коллектива единомышленников. Только
в условиях демократизации возможно становление
у студентов таких жизненно важных качеств,
как способность к ответственному и осознанному
выбору, самостоятельность, состязательность
и инициатива.
Демократизация
- главнейшее условие воспитания у
молодых людей навыков участия
в управлении, включающее со управление
и самоуправление в учебно-воспитательном
процессе, в сфере быта и досуг
К важнейшим
условиям реализации программы воспитания
в университете можно отнести следующие:
- ориентацию
на конкретный конечный
- оптимальное
планирование воспитательной
- эффективное использование
гибкой системы стимулирования, поощрений
и порицаний в воспитательном процессе;
- включение показателей
участия профессорско-
- опору на творческую
активность студенческих коллективов.
Участие студентов
в общественной деятельности университета
создает оптимальные условия
для раскрытия их творческих способностей.
Обеспечивает разностороннее развитие
и самореализацию личности, способствует
приобретению организаторских и управленческих
навыков.
Развитие вне
учебной воспитательной работы в
университете осуществляется по следующим
основным направлениям:
- привлечение
студентов к научно-
- организация
досуга студентов, проведение культурно-массовых
и спортивных мероприятий;
- адаптация студентов
младших курсов к учебному
процессу; воспитательная работа
в общежитиях;
- формирование
здорового образа жизни,
- патриотическое,
духовно-нравственное
Организация досуга
студентов
Основными средствами
культурного и духовно-
Проведение масштабных
культурно-массовых мероприятий («День
знаний», «День университета», «День Независимости
РК», «День пожилых людей», «Студенческая
весна», «Чемпионат КВН» и др.) способствует
формированию высокого уровня нравственной
культуры личности, воспитанию гражданственности
и патриотизма, сохранению и преумножению
историко-культурных традиций университета.
Большое внимание
уделяется формированию способности
к восприятию и пониманию художественных
произведений, проявлению интереса к
миру искусства посредством
Спортивные организации
как институт воспитания всегда играли
значительную роль в становлении
молодого поколения. Физическое воспитание
в университете ведется по двум направлениям:
физкультурно-массовая и спортивная работа.
Вовлечение студентов и сотрудников в
систематические занятия физкультурой
и спортом нацелено не только на формирование
здоровья, но и на здоровый образ жизни.
В АГУ им. К.Жубанова работает большое
количество спортивных объединений, клубов,
секций по различным видам спорта, ежегодно
поддерживаются новые спортивные направления.
В университете
проводятся массовые соревнования, посвященные
Дню университета, Дню защитников
Отечества, Международному женскому дню,
Дню Победы, в которых имеют возможность
принять участие все студенты. Массовые
спортивные соревнования способствуют
укреплению межфакультетских связей,
формированию корпоративного духа университета.
В последние годы
особое внимание уделяется физкультурно-массовой
работе, поэтому спортивные соревнования
проводятся на всех уровнях: первенства
академической группы, курса, факультета,
спартакиады факультетов, общежития, товарищеские
встречи с командами других вузов, организаций
и др.
Адаптация студентов
младших курсов к учебному процессу
Важная и ответственная
роль в воспитании студентов отводится
кураторам академических групп 1-2-х
курсов, задачей которых является
формирование студенческого коллектива,
обеспечение эффективной адаптации студентов
в вузе, условий реализации моральной
и материальной защищенности студентов,
соблюдения их прав и выполнения ими своих
обязанностей.
Содержание работы
и обязанности куратора академической
группы формируются на основе профессиональной,
духовно-нравственной и культурно-творческой
направленности обучения и воспитания,
индивидуального подхода, демократического
и гуманистического стиля общения и включают:
- изучение и
анализ социологических и
- планирование
программы воспитательных
- изучение социально-
- обеспечение
воспитательной деятельности
Куратор академической
группы совместно с активом
В последние
годы большое внимание в АГУ им. К.Жубанова
уделяется организационно-методическому
обеспечению работы куратора. Планируется
ежегодное проведение смотра-конкурса,
позволяющего выявить и поощрить лучших
кураторов факультетов университета.
Проведение конкурса способствует выявлению
и распространению в университете положительного
опыта работы кураторов. С целью обмена
опытом, ознакомления с постановкой кураторской
работы в других вузах, теоретическими
основами воспитательной работы ежегодно
проводится методический семинар «Школа
куратора». Кроме того, с целью повышения
квалификационного уровня кураторов академических
групп планируется разработать и реализовать
программу курсов повышения квалификации.
Дальнейшее развитие
института кураторства