Сущность, цель и задачи, принципы программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:40, практическая работа

Описание

Воспитание – целенаправленный и содержательный процесс формирования, развития личности студента. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития.
Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

 ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА 

Основами системы  воспитания являются гуманизация и  гуманитаризация образования, демократизация университетской жизни, развитие системы  вне учебной работы со студентами и студенческого самоуправления.  

Гуманизация и  гуманитаризация высшего образования 

Под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту;  развитие и проявление его способностей, индивидуальности, а под гуманитаризацией научные средства для обеспечения гуманизации.  

Гуманизация ставит личность человека в центр воспитательного  процесса как его основную цель. При этом кардинальные изменения  вузовского гуманитарного воспитания студентов возможны, если будут выполнены следующие требования:  

- повышена гуманистическая  направленность преподавания всех  дисциплин учебного плана;  

- утвержден индивидуальный  подход к гуманистическому развитию  личности будущего специалиста;  

- повышена роль  воспитательного воздействия студенческого  коллектива и органов системы  студенческого самоуправления на  всех уровнях, особенно на уровне  академической группы университета.  

Гуманитаризация высшего технического и послевузовского  образования не может быть чем-то внешним, не включенным в общий и целостный учебно- воспитательный процесс. Она должна внутренне пронизывать процесс обучения и воспитания личности и осуществляться на основе целенаправленной деятельности всех заинтересованных структур университета: кафедр, управленческих и организационных подразделений, преподавателей и студентов.  

Составными элементами системы гуманитаризации образования  в университете являются:  

- преподавание  широкого спектра обязательных  и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе;  

- развитие демократичности  методов общения со студентами, утверждение принципов педагогики  сотрудничества и развития активности студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности, воссоздание и развитие научных школ выдающихся ученых и педагогов;  

- расширение  самоуправленческих начал в деятельности  вузовских структур, преодоление  отчужденности студенчества от участия в формировании новой учебно-воспитательной политики.  

Большая роль в  процессе гуманизации высшего технического и послевузовского образования  принадлежит преподавателю-воспитателю, воспитывающая и развивающая  функции которого становятся ведущими по отношению к таким его основным функциям, как обучающая, информационная и контролирующая.  

Гуманизация и  гуманитаризация образования будут  способствовать формированию у будущих  специалистов более полной картины  мира, что соотносится с общей  целью образования и воспитания культурного человека.  

Демократизация  университетской жизни 

Демократизация  университетской жизни предполагает развитие такой системы отношений  между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, которая  основана на постоянном расширении прав и полномочий, равно как обязанностей и ответственности всех субъектов управления университетом (администрации, профессорско-преподавательского и студенческого коллективов). Она означает децентрализацию властных полномочий университетской администрации, усиление выборных начал и в идеале превращение университета в «самоуправляющуюся» систему.  

Успех демократизации внутривузовского управления зависит, в первую очередь, от осознания каждым коллективом необходимости демократических преобразований в современном вузе.  

Демократизация  внутривузовского управления, в первую очередь, понимается как процесс  становления, функционирования и развития подлинно демократических отношений между руководителями, педагогами и студентами в системе студенческого самоуправления. В этом ближайшая цель демократизации.  

Дальнейшая же цель демократизации внутривузовского управления в оптимальном функционировании педагогического процесса, в достижении максимально возможных для конкретных условий результатов обучения, воспитания и развития, обучающихся в университете.  

Демократизация  обеспечивает организационное, мотивационное, волевое, психологическое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Только в условиях демократизации возможно становление у студентов таких жизненно важных качеств, как способность к ответственному и осознанному выбору, самостоятельность, состязательность и инициатива.  

Демократизация - главнейшее условие воспитания у  молодых людей навыков участия  в управлении, включающее со управление и самоуправление в учебно-воспитательном процессе, в сфере быта и досуг 

К важнейшим  условиям реализации программы воспитания в университете можно отнести следующие:  

- ориентацию  на конкретный конечный результат  воспитательных усилий;  

- оптимальное  планирование воспитательной работы  на кафедрах, факультетах и в  других подразделениях университета;  

- эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе;  

- включение показателей  участия профессорско-преподавательского  состава в воспитании студентов  в оценку их деятельности в  период аттестации;  

- опору на творческую активность студенческих коллективов. 

Участие студентов  в общественной деятельности университета создает оптимальные условия  для раскрытия их творческих способностей. Обеспечивает разностороннее развитие и самореализацию личности, способствует приобретению организаторских и управленческих навыков.  

Развитие вне  учебной воспитательной работы в  университете осуществляется по следующим  основным направлениям:  

- привлечение  студентов к научно-исследовательской  работе;  

- организация  досуга студентов, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;  

- адаптация студентов  младших курсов к учебному  процессу; воспитательная работа  в общежитиях;  

- формирование  здорового образа жизни, профилактика  девиантного поведения в молодежной  среде;  

- патриотическое, духовно-нравственное воспитание.  

Организация досуга студентов 

Основными средствами культурного и духовно-нравственного  воспитания студентов являются широкое  привлечение студентов к активным занятиям художественной самодеятельностью, знакомство с различными видами и жанрами искусств. В университете активно работает комитет по делам молодежи. В них студенты объединяются по интересам и имеют возможность самореализации творческого развития личности.  

Проведение масштабных культурно-массовых мероприятий («День знаний», «День университета», «День Независимости РК», «День пожилых людей», «Студенческая весна», «Чемпионат КВН» и др.) способствует формированию высокого уровня нравственной культуры личности, воспитанию гражданственности и патриотизма, сохранению и преумножению историко-культурных традиций университета.  

Большое внимание  уделяется формированию способности  к восприятию и пониманию художественных произведений, проявлению интереса к  миру искусства посредством коллективных посещений театров, музеев, выставок, проведения творческих вечеров, встреч, концертов известных деятелей культуры области и региона.  

Спортивные организации  как институт воспитания всегда играли значительную роль в становлении  молодого поколения. Физическое воспитание в университете ведется по двум направлениям: физкультурно-массовая и спортивная работа. Вовлечение студентов и сотрудников в систематические занятия физкультурой и спортом нацелено не только на формирование здоровья, но и на здоровый образ жизни. В АГУ им. К.Жубанова работает большое количество спортивных объединений, клубов, секций по различным видам спорта, ежегодно поддерживаются новые спортивные направления.  

В университете проводятся массовые соревнования, посвященные  Дню университета, Дню защитников Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, в которых имеют возможность принять участие все студенты. Массовые спортивные соревнования способствуют укреплению межфакультетских связей, формированию корпоративного духа университета.  

В последние годы особое внимание уделяется физкультурно-массовой работе, поэтому спортивные соревнования проводятся на всех уровнях: первенства академической группы, курса, факультета, спартакиады факультетов, общежития, товарищеские встречи с командами других вузов, организаций и др.  

Адаптация студентов  младших курсов к учебному процессу 

Важная и ответственная  роль в воспитании студентов отводится  кураторам академических групп 1-2-х  курсов, задачей которых является формирование студенческого коллектива, обеспечение эффективной адаптации студентов в вузе, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей.  

Содержание работы и обязанности куратора академической  группы формируются на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля общения и включают:  

- изучение и  анализ социологических и психологических  данных о студентах, определение уровня воспитанности, способностей и индивидуальных особенностей;  

- планирование  программы воспитательных мероприятий,  формирование организаторских умений  и навыков студентов, помощь  студентам в избрании старосты  группы, а также представителей студенческого коллектива в факультетские и вузовские органы студенческого самоуправления (в студенческие профсоюзные, спортивные, научно-­исследовательские, творческие и другие общественные организации); 

- изучение социально-психологического  климата в студенческой группе, выявление и анализ причин возникновения той или иной ситуации, создание условий для стимулирования комфортности, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;  

- обеспечение  воспитательной деятельности посредством  участия в групповых, факультетских и вузовских воспитательных мероприятиях.  

Куратор академической  группы совместно с активом факультета, комитетом по делам молодежи осуществляет всю внеаудиторную  работу со студентами по всем направлениям воспитания.  

В последние  годы большое внимание в АГУ им. К.Жубанова уделяется организационно-методическому обеспечению работы куратора. Планируется ежегодное проведение смотра-конкурса, позволяющего выявить и поощрить лучших кураторов факультетов университета. Проведение конкурса способствует выявлению и распространению в университете положительного опыта работы кураторов. С целью обмена опытом, ознакомления с постановкой кураторской работы в других вузах, теоретическими основами воспитательной работы ежегодно проводится методический семинар «Школа куратора». Кроме того, с целью повышения квалификационного уровня кураторов академических групп планируется разработать и реализовать программу курсов повышения квалификации.  

Дальнейшее развитие института кураторства приобретает  особое значение в условиях включения Казахстана в Болонский процесс. Обращение к опыту зарубежных вузов подтверждает необходимость взаимодействия преподавателей со студентами, оказания им непосредственной помощи в адаптации к социальным условиям, становлении собственной жизненной позиции, поиске направлений и возможностей для своей образовательной и общественной деятельности. Институт кураторства, созданный практически со дня основания вуза, обеспечит преемственность методов работы преподавателей со студентами при переходе к новой системе обучения.  

Информация о работе Сущность, цель и задачи, принципы программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова