Сущность, цель и задачи, принципы программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:40, практическая работа

Описание

Воспитание – целенаправленный и содержательный процесс формирования, развития личности студента. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития.
Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Воспитательная  работа в общежитии 

Наиболее сложно адаптация происходит у студентов  младших курсов проживающих в  общежитии. Ведь эти молодые люди вынуждены адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и  к новым жилищно-бытовым условиям.  

Совет кураторов, Комитет по делам молодежи  университета обеспечивает реализацию воспитательных задач по всем направлениям воспитательной деятельности, а именно:  

- развитие творческих  способностей студентов, организация  досуга;  

- формирование  студенческого актива общежития,  органов студенческого самоуправления;  

- координация  работы студенческого совета  общежития;  

- помощь студенческому  активу общежития в проведении  культурно- массовых и спортивных  мероприятий;  

- воспитание бережного отношения к имуществу, воспитание чистоплотности;  

- содействие  выполнению студентами правил  внутреннего распорядка общежития,  правил техники безопасности;  

- воспитание  и развитие потребности в здоровом  образе жизни;  

- изучение и  анализ психологической атмосферы в общежитии, выявление причин неблагополучия морального климата, стимулирование духа взаимопомощи и сотрудничества;  

- изучение и  распространение положительного  опыта по организации воспитательной  работы в общежитии.  

Большое внимание в общежитии уделяется культурно-нравственному воспитанию студентов. В течение учебного года проводятся творческие мероприятия, посвященные праздничным датам, памятным событиям в истории Казахстана, университета. В общежитии работают творческие и спортивные клубы, кружки. Формированию здорового образа жизни способствуют лекции и беседы, проводимые специалистами, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия.  

Развитие системы  студенческого самоуправления в  общежитии способствует воспитанию у студентов лидерских качеств, творческих способностей, умения работать в команде. Студенческий совет общежития, являясь общественным органом самоуправления, создается для широкого привлечения студентов к подготовке и проведению мероприятий, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, организации досуга, утверждения нравственных норм и правил, здорового образа жизни, оказания помощи руководству общежития в улучшении жилищных условий и бытового обслуживания. При студенческом совете формируются комиссии: по организации досуга и культурно-массовой работе, информационно- оформительская, физкультурно-оздоровительная и спортивная, по профилактике правонарушений, жилищно-бытовая, санитарно- гигиеническая.  

Формирование здорового образа жизни 

Основным направлением работы, способствующим отвлечению студентов  от негативного поведения,  является организация досуга студента, раскрытие  и реализация личностных творческих способностей, привлечение его к  участию в научной, спортивной жизни университета, художественной самодеятельности.  

Кроме того, в  университете проводятся специальные  профилактические мероприятия: беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, лекции по пропаганде здорового образа жизни, индивидуальная работа со студентами. Организовано сотрудничество с областным центром профилактики СПИД и областным наркотическим диспансером по профилактике социально-значимых заболеваний. Ухудшение ситуации по заражению ВИЧ-инфекцией в регионе влечет необходимость проведения мероприятий, направленных на профилактику заражения СПИДом. Ежегодно проводятся лекции, «круглые столы», выставки плакатов по данной тематике для студентов и сотрудников, ведущих воспитательную работу (КДМ, кураторы групп, студенческая поликлиника). 

В студенческой среде распространяется информация об организациях, способных оказать психологическую, медицинскую помощь при возникновении критических ситуаций.  

Регулярно проводится мониторинг студенческого мнения по отношению к здоровому образу жизни, наркомании, СПИДу, на основании которого проводится корректировка стратегических целей профилактической работы и планирование мероприятий. С целью координации работы всех подразделений представляется необходимым разработать программу мероприятий по первичной профилактике наркомании, алкоголизма, курения.  

Ежегодно осуществляется оздоровление студентов. При планировании оздоровления на факультетах необходимо особое внимание уделяется студентам, состоящим на диспансерном учете  в поликлиниках.  

Развитие студенческого самоуправления 

Формирование  студенческого самоуправления является одним из методов подготовки будущих  руководителей подразделений, предприятий  и организаций.  

Студенческое  самоуправление - инициативная, самостоятельная  и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в университете и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.  

Под системой студенческого  самоуправления в университете понимается целостный механизм, позволяющий  студентам участвовать в управлении вузом и в организации своей  жизнедеятельности в нем через  коллегиальные взаимодействующие органы студенческого самоуправления академических групп, факультетов, общежития, студенческих организаций по интересам, кружков, секций и т.д.  

Важнейшая роль в системе студенческого самоуправления должна принадлежать коллективам академических групп, структуру управления в которой определяют сами члены коллектива, добиваясь активного участия каждого в системе студенческого самоуправления в группе.  

Наиболее эффективными являются организации студенческого  самоуправления на факультетах (студенческие деканаты, студсоветы, старостаты, спортивные и художественные советы и т.д.), которые избираются на общих собраниях членов общественных организаций факультетов и координируют направления вне учебной работы по профилю своей деятельности в тесной взаимосвязи с комитетом по делам молодежи. 

Студенческий  совет общежития является общественным органом, организующим работу по самообслуживанию общежития, координирующий культурно-массовую, спортивно-оздоровительную и воспитательную работу общежития.  

Комитет по делам  молодежи и профсоюзный комитет  участвует в системе студенческого  самоуправления университета через  своих представителей (активистов).          Деятельность студенческой секции  КДМ  и профсоюзного актива осуществляется по направлениям:  

- культурно-массовая  и спортивная работа;  

- организационно-массовая  работа;  

- социально-правовая  и информационная работа; 

-  работа по  жилищно-бытовому направлению;  

- контроль над  организацией качества питания  в столовых и буфетах университета; 

-  работа по  трудоустройству студентов.  

Сегодня самоуправление студентов в силу самых объективных  обстоятельств социальной жизни  это выражение интересов самоорганизации  студентов,  интересы которых нуждаются  в адекватном статусном определении  и социально-правовой защите. В этом состоит новый смысл студенческого самоуправления в вузе.  

Главными задачами системы студенческого самоуправления могут быть:  

1) формирование  у студентов ответственного и  творческого отношения к учебе,  общественной деятельности;  

2) формирование  в коллективе активной жизненной  позиции, навыков в управлении  делами на основе самостоятельности  в решении вопросов студенческой  жизни;  

3) воспитание  у студентов чувства хозяина  в своем университете, уважение  к Казахстанским законам, нормам нравственности и правилам общежития;  

4) оказание помощи  администрации, профессорско-преподавательскому  составу в организации и совершенствовании  учебно-воспитательного процесса (через  современный и всесторонний анализ  качества знаний студентов, причин низкой успеваемости, последующее принятие конкретных мер по результатам анализа и устранение этих причин);  

5) организация  системы контроля над учебной  дисциплиной, своевременное применение  мер общественного и дисциплинарного  воздействия к нарушителям;  

6) организация  свободного времени студентов,  содействие разностороннему развитию  личности,  студенческого коллектива;  

7) активизация  деятельности общественных организаций  в университете.  

Студенческое  самоуправление - один из средств подготовки активных граждан жизни  правового и демократического общества, поэтому развитое студенческое самоуправление в АГУ им. К.Жубанова имеет огромное общественное значение, помогающее становлению личности.  

  

Механизмы реализации Программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова 

Реализация Программы  воспитательной работы в Актюбинском  государственном университете им. К.Жубанова строится в соответствии с ресурсным  обеспечением, в комплексе следующих  компонентов: 

- нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы – законодательные документы, нормативные акты, Концепции, Положения, регулирующие образовательную и воспитательную деятельность вуза; 

- психолого-педагогическое  и методическое обеспечение предполагает  разработку комплекса программ, методических пособий, указаний по организации и проведению воспитательной работы в вузе с учетом особенностей, интересов и склонностей студенческой молодежи в рамках многообразия педагогических форм и средств воспитания; 

- информационно-познавательное обеспечение осуществляется через средства массовой информации, использование информационных технологий, Интернет ресурсов; 

- организационно-управленческое  обеспечение предусматривает проектирование  и планирование воспитательной  работы, координирует работу субъектов воспитательной работы всех структурных подразделений; 

 В современных  условиях определяются следующие  пути совершенствования воспитательной  работы в университете:  

- создание системы  по повышению квалификации организаторов  воспитательной работы;  

- разработка  планов, программ, проектов по отдельным  направлениям воспитательной деятельности;  

- информационное  обеспечение воспитательной деятельности: организация выставок, проведение  тематических радио и телевизионных  программ, размещение информации на Интернет-сайтах;  

- изучение состояния  социально-психологического климата  в студенческих коллективах, анализ  статистики асоциальных явлений  в студенческой среде, правонарушений  и других антигуманных явлений;  

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта, разработка рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы со студентами.  

  

Показатели эффективности  воспитательной работы в университете 

При оценке результатов  состояния воспитательной работы на факультете целесообразно рассматривать следующие показатели:  

- глубокое и  прочное усвоение знаний; 

- умение применять  полученные знания, принципы и  убеждения в повседневной жизни,  учебной, научно-исследовательской,  общественно-политической и трудовой  деятельности;  

- уровень учебной  и трудовой дисциплины студенческих  коллективов;  

- степень овладения  специализацией, уровень организации  и практического использования  результатов реального проектирования  студентов;  

- степень участия  студентов в научных исследованиях и разработках;  

- уровень нравственной  культуры студентов;  

Информация о работе Сущность, цель и задачи, принципы программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова