Свобода как педагогическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание

Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………………3
Глава I. Философско-методологическое понимание свободы. …………... 5
Глава II.Понимание свободы с философской точки зрения……………………………………………………………………….…. 9
2.1. Проблемы свободы человеческой личности в творчестве Н.Бердяева…………………………………………………………………….. 9
2.2. Проблема свободы в творчестве Н.Лосского…………………………………………………………………… 14
2.3 Свобода в современной западной философии.
Идеалы И. Берлина……………………………………………………………16
Глава III. Педагогическое понимание свободы……………….......................18
3.1 Основные положения идеи «педагогики свободы» .О.С.Газман……… 18
3.2 Свобода как педагогическая категория…………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список источников и используемой литературы……………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 64.31 Кб (Скачать документ)

Наверное, лучше и гармоничней  всех эту идею активно-творческого  характера становления свободной  личности смог выразить Гете, который  сам был уникальной личностью - именно по своей творческой потенции, продуктивности и гармонии с жизнью. В своем  «романе воспитания» (не совсем удачный  традиционный перевод немецкого  Bildungsroman) о годах учения и годах странствия Вильгельма Мейстера он писал: «Как можно познать себя самого? Никогда через созерцание, но только через действие. Попытайся выполнить свой долг, и ты сразу узнаешь, что в тебе кроется». Конечно, тут есть одно небезопасное словечко, «долг». Человеку с замусоренной головой - а таких в сравнении с тем же Гете тьмы и тьмы - здесь сразу может прийти на ум нечто всемирное, никак по уровню не ниже тотального спасения всего земного шара или на худой конец отдельно взятой страны, скажем, России-матушки. А потому Гете мгновенно поясняет: «И что такое твой долг? - Требование дня».

Педагогика со всем своим арсеналом  «содержания и методов», научных  знаний и организационных форм может  убить, заморозить эту потенцию, эту  творческую внутреннюю силу или, наоборот, может охранить, вскормить и взрастить  ее. Человек, однако, не ангел и не Бог, жизнь земная не рай, а потому на авансцену выходит вопрос: как  возможно организовать «малое» школьное принуждение так, чтобы оно вело человека к постепенному освобождению от тотального внешнего принуждения  и одновременно ко все более полной его индивидуальной интеграции с  миром? Проблема педагогики свободы - это  не проблема выбора одной из двух крайностей, но проблема мудрого и изящного баланса. Педагогика свободы тогда выступает  как практическое искусство, как  работное мастерство, а не просто как  радикальная идеология. Выражаясь  иным языком, педагогика свободы есть своего рода трудный «гуманитарный  бизнес», в котором всегда будут  убытки и прибыли, но его надо вести  так, чтобы «положительное сальдо»  свободы вырастало за тот или  иной «отчетный период».

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время, когда  современная наука находится  в поисках новой парадигмы  образования, идея педагогики свободы  достойна интереса и внимания к себе. Глобальные проблемы, охватившие человечество, требуют изменения установок, развивающих  новое понимание природы, гармоничное  и заботливое, а не хищническое  и опустошительное. Перспективы  выживания планеты и человеческой цивилизации становятся педагогической областью, ученые связывают их с  изменением способа жизни человека, стиля его общения с другими  людьми, характера труда, т.е., с изменением типа личности. Ученые ведут речь об определённом цивилизационном сдвиге, затрагивающем основы бытия, поэтому встаёт вопрос об изменении его важных составляющих: воспитания и образования. Поиск альтернатив в образовании, который ведётся в настоящее время, отражает противоречие между эволюционирующей социальной реальностью и унаследованной системой образования, находящейся в тисках прошлого. Возникает другая педагогическая установка: от человека «образованного» к человеку «культурному». Поэтому главной задачей образования на рубеже веков должно стать не насаждение определенного набора ценностей, а формирование у подрастающего поколения собственной нравственной восприимчивости, разборчивости, способности к формированию собственных взглядов, на основе которых оно смогло бы выработать свою систему убеждений, взглядов, верований и направляющих устоев.  
Глобальная перестройка основ образования, изменение ценностных ориентиров требуют от педагогической науки нетрадиционных подходов к решению образовательных задач, отличающихся не только характером разрешения проблем, но и характером их постановки. Идея педагогики свободы, с её главным приоритетом – ребёнком и развития его «самости», на наш взгляд, наиболее созвучна тем серьёзным требованиям, которые предъявляет человеку современность. На этом фоне актуализируется обращение к моделям образования и воспитания, приоритет в которых отдаётся самоопределению ребёнка, а в основу положены любовь к нему, уважение его интересов, потребностей, желаний.

 

 

 

 

 

 

  СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

     3.   Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.

.

4. Берлин И. Две концепции свободы. //Современный либерализм. М. 1998.  
5.     Берлин И. История свободы. Россия / Предисловие А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение, 2001.               

6. Берлин И. Философия свободы. Европа. /Предисл. А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение. 2001. 

7.Газман О.С. Педагогика  свободы: путь в гуманистическую  цивилизацию 21 века //Классный руководитель, 2000, № 3, С.6—33

8.. .Коджаспирова Г.М Педагогическая антропология. Учебное пособие Год издания: 2005 Издательство: Гардарики ISBN: 5-8297-0232-0 Страниц: 287

  1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991

10.Пинский .А.А Статья «Педагогика свободы»-2001 . Источник публикации: В ж..: «Кентавр» ,1993, N1, с 18-24

11.Википедия, свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

12.Психологический Словарь[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anypsy.ru/glossary/lichnost

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Свобода как педагогическая категория