Технология проблемного обучения на уроках русского языка. Внутришкольный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы стоит изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе.
Объектом работы является процесс обучения школьников.
Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
Исходя из объекта и предмета, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Содержание

Глава I. Технология проблемного обучения на уроках русского языка.

Введение. 3
Проблемное обучение как педагогическое явление. 4
Особенности и виды проблемного обучения. 7
Организация проблемного обучения в средней школе. 10
1.3.1. Способы создания проблемных ситуаций. 11
1.3.2. Правила создания проблемных ситуаций. 12
1.3.3. Процесс решения учебной проблемы. 14
1.4. Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
Приложение 1 20
Приложение 2 24


Глава II. Внутришкольный контроль.

Введение. 24
2.1. Школа как объект научного управления. 25
2.2. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. 29
2.3. Виды, формы, методы внутришкольного контроля. 34
2.4. Содержание и современные требования к организации
внутришкольного контроля. 37
Заключение. 44
Список литературы. 46

Работа состоит из  1 файл

Педагогика контрольная 6 семестр.docx

— 117.79 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Коми государственный  педагогический институт

Кафедра  педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

на тему: «Технология проблемного  обучения на уроках русского языка.

Внутришкольный контроль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент 3 курса группы 3301

филологического факультета

Сташевский Д.С.

 

 

 

Работу проверила:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

Старцева О.А.

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2013

Содержание:

 

Глава I. Технология проблемного обучения на уроках русского языка.

 

Введение.           3

    1. Проблемное обучение как педагогическое явление.    4
    2. Особенности и виды проблемного обучения.     7
    3. Организация проблемного обучения в средней школе.    10

1.3.1. Способы создания проблемных ситуаций.     11

1.3.2. Правила создания проблемных ситуаций.     12

1.3.3. Процесс решения учебной проблемы.     14

1.4. Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения. 15

Заключение.           18

Список литературы.          19

Приложение 1           20

Приложение 2          24

 

 

Глава II. Внутришкольный контроль.

 

Введение.           24

2.1.  Школа как объект научного управления.      25

2.2.   Управление учебно-воспитательным процессом в школе.   29

2.3. Виды, формы, методы внутришкольного контроля.    34

2.4.  Содержание и современные требования к организации

внутришкольного контроля.       37

Заключение.           44

Список литературы.          46

 

Глава I. Технология проблемного обучения на уроках русского языка.

Введение.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас  действительности есть еще много  неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых  и новых процессов, свойств и  взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной  из основных общеобразовательных и  воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона  подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным  образом на уроке, когда учитель  остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что  убедительно доказывает современная  психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что  развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Творческие способности реализуются  через мыслительную деятельность.

Психологической основой концепции  проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Значительный вклад в раскрытие  проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в  практике школы должного внимания не получила.

Целью контрольной работы стоит изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе.

Объектом работы является процесс обучения школьников.

Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.

Исходя из объекта и предмета, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
  2. Раскрыть сущность проблемного обучения.
  3. Разработать урок с элементами проблемного обучения или составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников.

 

1.1. Проблемное  обучение как педагогическое  явление.

Проблемное обучение это не абсолютно  новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть  в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля  у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем  для всех возрастов, и в особенности  для  детского, метод, употреблявшийся  Сократом и названный по его имени  Сократовским. Сократ не навязывал  своих мыслей слушателям, но, зная, какие  противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким  образом, заставлял их сталкивать, или  разрушать друг друга, или примиряться  в третьей их соединяющей и  уясняющей мысли».

История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого  исследовательского метода, многие правила  которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

Глубокие исследования в области  проблемного обучения начались в 60-х  годах. Идея и принципы проблемного  обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному  обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими  вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся  сейчас и другими  представителями педагогической науки.

Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В  современной педагогике исследуются  вопросы общего развития детей в  процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Развивающим обучением, то есть ведущим  к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ  наук. Такое обучение и является проблемным.

Проблемное обучение возникло как  результат достижений передовой  практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом  обучения является эффективным  средством  общего и интеллектуального развития учащихся.

В педагогической литературе имеется  ряд попыток дать определение  этому явлению.

Под проблемным обучением В. Оконь  понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении  проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных  знаний»1.

Д. В. Вилькеев под проблемным обучением  имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые  черты научного познания.

Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся  под руководством учителя принимает  участие в решении новых для  него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы»21.

Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного  обучения видит в выдвижении перед  учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися  обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание  имеется и в работах Ю. К. Бабанского.

На основе обобщения практики и  анализа результатов теоретических  исследований М. И. Махмутов дает следующее  определение понятия «проблемное  обучение»: «Проблемное обучение –  это тип развивающего обучения, в  котором сочетаются систематическая  самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых  выводов науки, а система методов  построена с учетом  целеполагания  и принципа проблемности; процесс  взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая  и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий  и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»12.

На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего  и проблемного обучения.

Сообщающее

Проблемное

Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего, на программу.

Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.

В устной подаче или через учебник  возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.

В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его  активность и самостоятельность  достигает здесь высокого уровня.

Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или  слабых учащихся.

Темп передачи сведений зависит  от учащегося или группы учащихся.

Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.

Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает  необходимость формальной проверки результатов.

Отсутствует возможность обеспечения  всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.

Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче  применяют полученные знания в новых  ситуациях и одновременно развивают  свои умения и творческие способности.


 

 В чем основное различие  между проблемным и традиционным  обучением?

Главным отличием двух видов обучения следует считать целеполагание  и принцип организации педагогического  процесса.

Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ  наук, привития им соответствующих  знаний и навыков.

Цель проблемного обучения более  широкая: усвоение не только результатов  научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.

В основе организации объяснительно-иллюстративного  обучения лежит принцип передачи слушателям готовых выводов науки  учащимся. В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип  поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанной на закономерности проблемности усвоения знаний), то есть открытия или выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов  или способов приложения знаний к  практике и «художественного отображения  действительности».

Основным отличаем проблемного  обучения от объяснительно-иллюстративного  является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия в  следующем.

При объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам анализирует  их и, применяя наглядность, объясняет  сущность новых понятий, сам формулирует  определение новых теорем, правил, законов и так далее. Здесь  доминирует информационное изложение  учебного материала учителем, и нет преднамеренного создания проблемных ситуаций.

Учащиеся слушают, воспринимают объяснения учителя и усваивают новое знание путем запоминания, а новые действия – путем подражания действиям учителя. Чем сложнее материал, тем подробнее учитель объясняет его. Усвоение закрепляется выполнением многочисленных упражнений, обычно также не требующих творческой деятельности.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что  он, давая в необходимых случаях  объяснение содержания наиболее сложных  понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты  и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью  учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные  знания в новой ситуации.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и  отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность  открывать новые знания и находить новые способы действия путем  выдвижения гипотез и их обоснования.

Информация о работе Технология проблемного обучения на уроках русского языка. Внутришкольный контроль