Школа – исключительно
сложный и весьма разветвленный
по своей внутренней структуре механизм,
который может успешно функционировать
только при условии, если каждое его
отдельное звено и подразделение
будут действовать слаженно и
эффективно. Наличие такой разветвленной
структуры управленческих органов
в школе требует организации их правильного
взаимодействия, координации их работы
и эффективного выполнения каждым из этих
органов и подразделений своих специфических
функций. Рассмотрение школы как объекта
управления означает, что управленческая
деятельность организаторов образования,
должностных лиц, учителей, учащихся должна
быть в равной мере направлена на выработку
целей и достижение результата, на создание
условий формирования педагогического
и ученического коллективов, на отбор
содержания и использование разнообразных
средств, форм и методов учебно-воспитательной
работы.
Управление учебно-воспитательным
процессом – это прогнозирование,
проектирование, разрешение учебно-педагогических
ситуаций в условиях взаимонаправленного
и взаимообусловленного взаимодействия
учителя и ученика, обеспечивающего
средствами мотивации и рефлексии
целесообразное направление их развития
и саморазвития. Любая управленческая
деятельность состоит из последовательности
взаимосвязанных действий (функций), представляющих
законченный цикл:
а) анализ; б) целеполагание
и планирование; в) организационная деятельность;
г) контроль и регулирование.
Со всеми функциями
управленческого цикла тесно
связан контроль. В самом общем
виде контроль означает процесс соизмерения
(соотношения) фактически достигнутых
результатов с запланированными.
При достаточно основательной
разработанности функции контроля
во внутришкольном управлении она остается
сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость
контроля объясняется отсутствием
обоснованной системы критериев
оценки образовательного процесса, особенно
его воспитательного компонента.
Значение контроля в управлении современной
школой особенно возрастает в связи
с предоставлением школе больших
полномочий в оценке качества обучения
и воспитания учащихся. С реорганизацией
управленческих структур в образовании
инспекторские функции за деятельностью
учителей возложены на директора
школы и его заместителей. В
то же время управленческая деятельность
руководителей школы, конечные результаты
ее деятельности становятся объектом
контроля высших инспекторских служб
органов управления образованием.
Внутришкольный контроль
(самоконтроль) представляет вид деятельности
руководителей совместно с представителями
общественных организаций по установлению
соответствия всей системы учебно-воспитательной
работы школы общегосударственным требованиям
(нормативам).
Особенность внутришкольного
контроля состоит в его оценочной
функции - направленности на личность
учителя. Если это молодой учитель,
то он сказывается на его профессиональном
становлении; если это учитель со
стажем - на укреплении или ослаблении
его профессиональной позиции и
авторитета в школе. Поэтому в
осуществлении контроля так важен
профессионализм и компетентность
проверяющего. Современный инспектор,
директор школы, выполняющий инспекторские
функции, должны быть личностями. Их задача
не в подлавливании и нагнетании
страха, а в объективной оценке
состояния дел, оказании методической
помощи, поддержке, стимулировании педагогической
деятельности.
Контроль должен не только
выявлять достоинства и недостатки
учебно-воспитательного процесса, но
и устанавливать причины и
условия, их породившие, выявляя основные
тенденции процесса обучения и воспитания,
а это осуществляется на основе педагогического
анализа всех контролируемых явлений.
Чтобы избежать недостатков
или недоразумений в организации
внутришкольного контроля, важно
знать некоторые общие требования.
К числу таких требований относятся:
систематичность - данное требование направлено
на регулярное проведение контроля, на
создание в школе системы контроля,
позволяющей управлять всем ходом
педагогического процесса; объективность
- проверка деятельности учителя или
педагогического коллектива должна
проводиться в соответствии с
требованиями государственных стандартов
и образовательных программ, на основе
выработанных и согласованных критериев;
действенность - результаты проведенного
контроля должны привести к позитивным
изменениям, к устранению выявленных
недостатков; компетентность проверяющего
- она предполагает знание предмета
контроля, владение методикой контроля,
умение увидеть достоинства в
работе и возможные недостатки, прогнозировать
развитие результатов контроля.
Роль контроля в совершенствовании
учебно-воспитательного процесса общепризнанна.
Он дает возможность систематически
получать информацию об уровне преподавания,
знаний и навыков учащегося, проводить
сравнение между заданным состоянием
учебного процесса, определяемым нормативными
документами, и реально существующим.
Таким образом, системообразующим
звеном в цепочке управленческих
действий руководителя является контроль,
тесно связанный с педагогическим
анализом. Значение контроля в том,
что на его основе принимаются
управленческие решения, в ходе текущего
контроля корректируется и регулируется
деятельность педагогических работников,
обеспечивается здоровый морально-психологический
климат, создается атмосфера творческой
активности. Это происходит в том
случае, если организация контроля
отвечает современным требованиям
с точки зрения его целей, задач,
планирования и методики проведения.
Успешное достижение цели и задач
внутреннего и внешнего контроля
учебного заведения возможно лишь при
условии реализации основных принципов
контроля: всесторонности, объективности,
систематичности и гласности.
Список литературы
- Авдеева, С.М. Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте «Информатизация системы образования»//Мастер-класс: прилож. к ж. «Методист».-2008.-№3.- с. 2-10.
- Воронина, О. Главная задача ЦОР - повышение эффективности урока//Директор школы.-2008.-№4. - с.58-60.
- Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы /М.: Центр «Пед.поиск», 2000. - 160 с.
- Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления //Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983. - с.184.
- Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании, проблемы и подходы. Практическое руководство. - М., 1995. – 336 с.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. М., 2003. – 320 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, - 224 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
- Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. – 1988. №1. – с.32.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 216 с.
- Общая и профессиональная педагогика / под.ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана Граф, 2005. – 368 с.
- Педагогика / Под ред. А.П. Кандратюка. - Киев: Просвещение, 1976. – 375 с.
- Педагогика / Под ред. И.П. Подласого. Кн.1. - М., 2004. – 576 с.
- Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс., 2000. – 512 с.
- Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998. – 608 с.
- Пикельная В.С. Теоретические основы управления. – М., 1990. – 175 с.
- Поташник, М.М. Оптимизация управления школой. - М., 1991. – 62 с.
- Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. – 1997. - №6. – С.34-40.
- Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 1984. – 175 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999. – 351 с.
- Управление развитием школы. /Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. - М., 1995. – 464 с.
- Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2002. – 320 с.
1
Оконь В. Основы проблемного обучения.
– М.: Просвещение, 1968., с.18
1
Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения
на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская
педагогика, 1968.-№ 7., с.29
2 Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные
вопросы теории.-М.:Педагогика, 1975., с.13
1
Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.-
М., 1998. – с.32
3
Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности
// Перспективы: вопросы образования. –
1988. №1. – с.32.
4
Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности
// Перспективы: вопросы образования. –
1988. №1. – с.33.
5
Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев,
А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс.,
2000. – с.61
6
Педагогика / Под ред. И.П. Подласого. Кн.1.
- М., 2004. – с. 13.
7
Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев,
А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс.,
2000. – с. 72.
8
Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев,
А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс.,
2000. – с. 73.
9
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П.
Управление образовательными системами.
– М., 2002. – с. 54.
10
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П.
Управление образовательными системами.
– М., 2002. – с. 27.
11
Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании,
проблемы и подходы. Практическое руководство.
- М., 1995. – с.34.
12
Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании,
проблемы и подходы. Практическое руководство.
- М., 1995. – с.34.
13 Управление развитием школы.
/Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева.
- М., 1995. – с.37.
14
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ
учебно-воспитательного процесса и управление
школой. М.: Педагогика, 1986. – с. 83.
15
Общая и профессиональная педагогика
/ под.ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана
Граф, 2005. – с. 169.
16
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П.
Управление образовательными системами.
– М., 2002. – с.110.
17
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ
учебно-воспитательного процесса и управление
школой. М.: Педагогика, 1986. – с.138.
18
Педагогика / Под ред. И.П. Подласого. Кн.1.
- М., 2004. – с.80.
19 Управление развитием школы.
/Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева.
- М., 1995. – с.15.