Технология проблемного обучения на уроках русского языка. Внутришкольный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы стоит изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе.
Объектом работы является процесс обучения школьников.
Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
Исходя из объекта и предмета, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Содержание

Глава I. Технология проблемного обучения на уроках русского языка.

Введение. 3
Проблемное обучение как педагогическое явление. 4
Особенности и виды проблемного обучения. 7
Организация проблемного обучения в средней школе. 10
1.3.1. Способы создания проблемных ситуаций. 11
1.3.2. Правила создания проблемных ситуаций. 12
1.3.3. Процесс решения учебной проблемы. 14
1.4. Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
Приложение 1 20
Приложение 2 24


Глава II. Внутришкольный контроль.

Введение. 24
2.1. Школа как объект научного управления. 25
2.2. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. 29
2.3. Виды, формы, методы внутришкольного контроля. 34
2.4. Содержание и современные требования к организации
внутришкольного контроля. 37
Заключение. 44
Список литературы. 46

Работа состоит из  1 файл

Педагогика контрольная 6 семестр.docx

— 117.79 Кб (Скачать документ)

Среди педагогов - теоретиков и практиков широко известна классификация  видов и форм внутришкольного  контроля, предложенная Т.И. Шамовой. Эта  классификация структурно выдержана, логична, удобна в практическом использовании, и, главное, виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса. В ней  выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса  в системе деятельности педагогического  коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей  ступени школьного обучения; в  системе нравственного или эстетического  воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления  педагогического процесса, частные  вопросы, но изучаемые глубоко и  целенаправленно. Содержание тематического  контроля составляют вводимые в школе  инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта10.

Фронтальный контроль направлен  на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического  объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих при фронтальном  контроле этот вид целесообразно, как  показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном  году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления  его работы - учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты  работы данного образовательного учреждения: всеобучение, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.

В зависимости от того, кто  или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного  руководителя, воспитателя. Он может  быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим  и оправдан. В деятельности учителя  персональный контроль важен как  средство самоуправления педагога, как  стимул в его профессиональном становлении11.

Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного  коллектива в процессе учебной и  внеучебной деятельности. Предметом  изучения в данном случае выступает  деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда  изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в  одном классе, или в параллели  классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представителя как администрации, так и методических объединений  школы12.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью  изучение работы разных учителей в  разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческого материала  в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного  цикла и др.

Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении  контроля над организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В названии форм контроля повторяется термин "обобщающий". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

В процессе внутришкольного  контроля используются такие методы, как изучение и анализ планирующей  и учетно-отчетной документации; посещение  занятий теоретического и практического  обучения, внеклассных учебных и  воспитательных мероприятий и последующий  педагогический анализ; непосредственная проверка знаний, умений и навыков  обучаемых; индивидуальные собеседования с преподавателями, с учащимися; заслушивание и обсуждение отчетов преподавателей об учебной и воспитательной работе; изучение статистических данных, характеризующих состояние и результаты учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К  учебно-педагогической документации школы  относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета бланков и выдачи аттестатов об образовании, книга учета  выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета  педагогических работников, журнал учета  пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт перечисления школьной документации говорит о  многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

Устный и письменный контроль наиболее часто применяются в  школьной практике. Однако при всей их доступности и легкости использования  ограничиться только ими нельзя. В  школьной практике применяются также  социологические методы сбора информации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод  экспериментальных оценок и др. Они  позволяют быстро получить интересующую проверяющего информацию.

Метод хронометрирования  используется при изучении режима работы школы, рационального использования  времени урока и внеклассных  занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении  объема домашних заданий, скорости чтения и др.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование  разнообразных форм и методов  возможно при условии четкого, обоснованного  планирования, включения в его  проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.

 

 

2.4. Содержание и современные требования к организации внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей  совместно с представителями  общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы  учебно-воспитательной работы школы  общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающейся личности ученика 13.

Прежде всего, речь идет о  диагностической функции контроля. Именно она является основой контроля, так как предполагает аналитический  срез и оценку состояния качества знаний на основе сравнения с предшествующим уровнем усвоения учеником знаний и уровней требований учебной программы к усвоению конкретного учебного материала. Эта функция должна побуждать обучающихся к активной деятельности, поиску резервов в себе. Контрольно-диагностическая функция в управленческом цикле – особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы.

Именно контроль обеспечивает обратную связь, являясь источником информации относительно промежуточных  и конечного уровней достижения результатов.

Внедрение педагогической диагностики  на основе информационно-аналитической  деятельности в практику работы учителей, воспитателей, руководителей школы  и методистов помогает рассматривать  все явления школьной жизни через  призму педагогического анализа  их причин, а это важнейшая задача обновления школы. Именно это позволит избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности ученика, учителя, руководителя школы.

Выделяется три основных этапа диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.

Первый этап - предварительный, предположительный диагноз.

Второй этап - уточняющий диагноз, опирающийся на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного исследования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования, хронометрирования).

Третий этап - процесс  диагностирования, который завершается  окончательным диагнозом, заключается  не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и  уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении [8].

Педагогическая диагностика  понимается как одновременные оперативные  изучение и оценка, регулирование  и коррекция процесса или явления  на уровне личности ученика, деятельности учителя или руководителя школы. Правильная диагностика причин по характерным  признакам и другим объективным  данным создает условия для успеха действий педагога и руководителя в  применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий.

Исходя из этих положений, мы можем утверждать, что школа  как развивающаяся система может  осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения  единого государственного базисного  уровня знаний, умений, навыков и  воспитанности школьников необходима и государственно-общественная экспертиза на диагностической основе.

В меняющихся условиях работы школы следует обратить внимание на то, что объектом инспектирования (экспертизы) со стороны органов  образования становится именно управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Качество работы учителя, знаний учащихся, их воспитанности  может изучаться и оцениваться  с позиций эффективности внутришкольного  управления педагогическим процессом  на основе комплексно-целевых программ управления качеством. Это основное направление из опыта японского  менеджмента вполне применимо к  нашей школе.

Процесс управления требует  надежной обратной связи управляющей  и управляемой подсистем на любом  уровне. Именно контроль как технологическая  услуга с позиций менеджмента  в демократизирующейся школе  в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.

Основными задачами контроля за образовательным процессом являются: проверка качества обучения; воздействие  на образовательный процесс с  целью повышения его эффективности; оказание помощи преподавателям; выявление  лучшего опыта работы с целью  обобщения и распространения  его в педагогическом коллективе.

При достаточно основательной  разработанности функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием  обоснованной системы критериев  оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной  школой особенно возрастает в связи  с предоставлением школе больших  полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся. С реорганизацией управленческих структур в образовании  инспекторские функции за деятельностью  учителей возложены на директора  школы и его заместителей. В  то же время управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб  органов управления образованием14.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого  цикла, особенно заметна связь с  функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в  ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Взаимосвязь и различие этих функций  отмечает Ю.А. Конаржевский, подчеркивая, что контроль дает богатую, систематизированную  информацию, расхождение между целью  и полученным результатом, в то время  как педагогический анализ направлен  на выявление причин, условий этих различий и отклонений. Педагогическому анализу подвергается тот фактический материал, который был получен в процессе контроля. Это обстоятельство подчеркивает тот факт, что содержание внутришкольного контроля и педагогического анализа составляют одни и те же направления деятельности школы.

Особенность функции внутришкольного  контроля состоит в его «последействии»  на личность учителя. Если это молодой  учитель, то это сказывается на его  профессиональном становлении, если это  опытный творческий учитель - на укреплении его профессиональной позиции и  авторитета в школе. Поэтому в  осуществлении контроля так важен  профессионализм и компетентность проверяющего. Современный инспектор, директор школы, выполняющий инспекторские  функции, должны быть личностями. Их задача не в подлавливании и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля между директором и его заместителями, когда контроль организуется для отчета о количестве посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, проводимого, как правило, по отношению к какому-либо одному направлению педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или наоборот, недостаточное участие представителей администрации.

Информация о работе Технология проблемного обучения на уроках русского языка. Внутришкольный контроль