Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:06, контрольная работа
Целью контрольной работы стоит изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе.
Объектом работы является процесс обучения школьников.
Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
Исходя из объекта и предмета, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Глава I. Технология проблемного обучения на уроках русского языка.
Введение. 3
Проблемное обучение как педагогическое явление. 4
Особенности и виды проблемного обучения. 7
Организация проблемного обучения в средней школе. 10
1.3.1. Способы создания проблемных ситуаций. 11
1.3.2. Правила создания проблемных ситуаций. 12
1.3.3. Процесс решения учебной проблемы. 14
1.4. Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
Приложение 1 20
Приложение 2 24
Глава II. Внутришкольный контроль.
Введение. 24
2.1. Школа как объект научного управления. 25
2.2. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. 29
2.3. Виды, формы, методы внутришкольного контроля. 34
2.4. Содержание и современные требования к организации
внутришкольного контроля. 37
Заключение. 44
Список литературы. 46
Среди педагогов - теоретиков
и практиков широко известна классификация
видов и форм внутришкольного
контроля, предложенная Т.И. Шамовой. Эта
классификация структурно выдержана,
логична, удобна в практическом использовании,
и, главное, виды и формы контроля
в полной мере отвечают природе целостного
педагогического процесса. В ней
выделяются два вида контроля: тематический
и фронтальный. Тематический контроль
направлен на углубленное изучение
какого-либо конкретного вопроса
в системе деятельности педагогического
коллектива, группы учителей или отдельного
учителя; на младшей или старшей
ступени школьного обучения; в
системе нравственного или
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы - учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобучение, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении11.
Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.
Предметно-обобщающий контроль
используется в тех случаях, когда
изучается состояние и качество
преподавания отдельного предмета в
одном классе, или в параллели
классов, или в целом в школе.
Для проведения такого контроля привлекаются
представителя как
Тематически-обобщающий контроль
имеет своей главной целью
изучение работы разных учителей в
разных классах, но по отдельным направлениям
учебно-воспитательного
Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля над организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В названии форм контроля повторяется термин "обобщающий". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение и анализ планирующей и учетно-отчетной документации; посещение занятий теоретического и практического обучения, внеклассных учебных и воспитательных мероприятий и последующий педагогический анализ; непосредственная проверка знаний, умений и навыков обучаемых; индивидуальные собеседования с преподавателями, с учащимися; заслушивание и обсуждение отчетов преподавателей об учебной и воспитательной работе; изучение статистических данных, характеризующих состояние и результаты учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля.
При проведении контроля возможно
использование метода изучения школьной
документации, в которой отражается
количественная и качественная характеристика
учебно-воспитательного
Устный и письменный контроль наиболее часто применяются в школьной практике. Однако при всей их доступности и легкости использования ограничиться только ими нельзя. В школьной практике применяются также социологические методы сбора информации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позволяют быстро получить интересующую проверяющего информацию.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости чтения и др.
Таким образом, выбор форм
и методов внутришкольного
2.4. Содержание и современные требования к организации внутришкольного контроля.
Внутришкольный контроль
представляет вид деятельности руководителей
совместно с представителями
общественных организаций по установлению
на диагностической основе соответствия
функционирования и развития всей системы
учебно-воспитательной работы школы
общегосударственным
Прежде всего, речь идет о
диагностической функции
Именно контроль обеспечивает обратную связь, являясь источником информации относительно промежуточных и конечного уровней достижения результатов.
Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы учителей, воспитателей, руководителей школы и методистов помогает рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин, а это важнейшая задача обновления школы. Именно это позволит избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности ученика, учителя, руководителя школы.
Выделяется три основных этапа диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.
Первый этап - предварительный, предположительный диагноз.
Второй этап - уточняющий диагноз, опирающийся на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного исследования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования, хронометрирования).
Третий этап - процесс диагностирования, который завершается окончательным диагнозом, заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении [8].
Педагогическая диагностика
понимается как одновременные оперативные
изучение и оценка, регулирование
и коррекция процесса или явления
на уровне личности ученика, деятельности
учителя или руководителя школы.
Правильная диагностика причин по характерным
признакам и другим объективным
данным создает условия для успеха
действий педагога и руководителя в
применении определенной совокупности
способов, средств и психолого-
Исходя из этих положений,
мы можем утверждать, что школа
как развивающаяся система
В меняющихся условиях работы
школы следует обратить внимание
на то, что объектом инспектирования
(экспертизы) со стороны органов
образования становится именно управленческая
деятельность руководителей школы,
а не работа учителя. Качество работы
учителя, знаний учащихся, их воспитанности
может изучаться и оцениваться
с позиций эффективности
Процесс управления требует
надежной обратной связи управляющей
и управляемой подсистем на любом
уровне. Именно контроль как технологическая
услуга с позиций менеджмента
в демократизирующейся школе
в различных его формах и методах
(способах, средствах и воздействиях)
обеспечивает такую обратную связь,
являясь важнейшим источником информации
для каждого участника
Основными задачами контроля
за образовательным процессом
При достаточно основательной
разработанности функции
Контроль тесно связан
со всеми функциями
Особенность функции внутришкольного
контроля состоит в его «последействии»
на личность учителя. Если это молодой
учитель, то это сказывается на его
профессиональном становлении, если это
опытный творческий учитель - на укреплении
его профессиональной позиции и
авторитета в школе. Поэтому в
осуществлении контроля так важен
профессионализм и