Технология проблемного обучения на уроках русского языка. Внутришкольный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы стоит изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе.
Объектом работы является процесс обучения школьников.
Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
Исходя из объекта и предмета, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Содержание

Глава I. Технология проблемного обучения на уроках русского языка.

Введение. 3
Проблемное обучение как педагогическое явление. 4
Особенности и виды проблемного обучения. 7
Организация проблемного обучения в средней школе. 10
1.3.1. Способы создания проблемных ситуаций. 11
1.3.2. Правила создания проблемных ситуаций. 12
1.3.3. Процесс решения учебной проблемы. 14
1.4. Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
Приложение 1 20
Приложение 2 24


Глава II. Внутришкольный контроль.

Введение. 24
2.1. Школа как объект научного управления. 25
2.2. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. 29
2.3. Виды, формы, методы внутришкольного контроля. 34
2.4. Содержание и современные требования к организации
внутришкольного контроля. 37
Заключение. 44
Список литературы. 46

Работа состоит из  1 файл

Педагогика контрольная 6 семестр.docx

— 117.79 Кб (Скачать документ)

Сравнение и сопоставление. «Приём сопоставления, - отмечает А. В.  Пикучев, - буквально пронизывает всю работу по русскому языку, всю её методику». При изучении темы «Имя числительное» учащимся можно предложить сравнить, сопоставить, сделать выводы о количественных и порядковых числительных, их склонении.

Классификация и дифференциация. Выделяя общее в языковых фактах и явлениях, а вместе с тем вскрывая и различие между ними, ученик получает возможность распределить их по группам, объединить в отдельные классы. Обычно в систему приводятся уже известные сведения. Например, можно дать задание ученикам: распределить в группы числительные и слова с числовым значением; распределить по группам разряды числительных.

Создание проблемной ситуации. Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляется препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.

Проблемная ситуация создаётся  даже такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:

  1. разберите по составу числительные двое, пятеро, двухтысячный;
  2. правильно ли употребление сочетания «двое учениц»?

Лингвистический эксперимент. Сущность этого приёма заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Лингвистический эксперимент помогает учащимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Например, поставить сочетание «порядковое числительное + существительное» в родительном, дательном, творительном падежах. К лингвистическому эксперименту можно отнести и «немой» диктант. На листе бумаги цифрой написано числительное, рядом нарисован предмет. Надо поставить числительное и существительное в определённый падеж. Например, нет 97 (рисунок), к 132 (рисунок).

Использование наглядности. Это один из эффективных приёмов обучения русскому языку. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают учеников мыслить, делать самостоятельные открытия. На уроках используются зрительные наглядности (таблицы, схемы, картины (рисунки), графические диктанты). Например, таблица «Ь знак в середине и конце числительных».

В результате произведенных исследований психолого-педагогической и методической литературы был разработан примерный конспект урока русского языка, на котором учитель использует элементы проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся (Приложение 1), а так же памятка-рекомендация учителю, на которую можно опираться при разработке проблемного урока (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Рассматривая проблемное обучение  как фактор интеллектуального  развития школьников, я изучил и проанализировал психолого-педагогическую и методическую литературу по интересующим вопросам. В работе я опирался на труды Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и других авторов.

Исходя из анализа литературы, я раскрыл сущность проблемного обучения и интеллектуального развития, так же рассмотрел возможность интеллектуального развития в условиях проблемного обучения, его организацию и руководство в процессе обучения. Раскрывая эти вопросы, я пришел к выводу, что проблемное обучение – фактор интеллектуального развития школьников.

Мною был представлен урок с элементами проблемного обучения. Каждый урок  должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970. - 300 с.
  2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М.,1959. - 266 с.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 398 с.
  4. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.
  5. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976. - 221 с.
  6. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80 с.
  7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
  8. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1995. - 230 с.
  9. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963. - 218 с.
  10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. - 290 с.
  11. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.
  12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
  13. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Урок: «Имя числительное как часть  речи».

 

Цель урока:

  • понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; формирование умений определять общее грамматическое значение числительных, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить числительные в тексте;
  • орфография: правописание безударных гласных в корне слова;
  • пунктуация: знаки препинания в сложноподчинённом предложении, тире между подлежащим и сказуемым;
  • развитие речи: развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи; повторение стилей речи.

 

I. Инсценировка по Ф.  Кривину "Имя числительное".

Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у  вас не больше одной минуты.

Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.

Тысяча: Помогите мне устроиться в  предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться  где-нибудь с краешку.

Прилагательно: Чем же я могу вам  помочь?

Тысяча: О, ведь вы здесь - самое большое  слово, наверное, самый главный член предложения.

Прилагательное: К сожалению, я  не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите - самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее - главный  член предложения.

Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!.. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!

Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?

Тысяча: Числительное. У меня к вам  просьба: помогите мне устроится  в предложении.

Существительное: Право не знаю, как  вам помочь. Все свободные места  у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.

Тысяча: Зачем вам качества! У  меня есть количество - и этого достаточно.

Существительное: Количество? Что  ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я  оставлю вас при себе, это будет  для вас самое подходящее место.

Какой частью речи является слово "тысяча"?

Как вы это определили?

 

II. Записывается тема  урока. 

Учитель сообщает, что на сегодняшнем  уроке надо знать их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; уметь находить числительные в тексте; различать  количественные и порядковые числительные.

 

III. Объяснение нового  материала.

Числительные играют важную роль в  жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. По частоте 

Приложение 1

 

употребления  числительное занимает 8 место. Самые  частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством  фразеологизмов, в которых они  используются.

 

IV. Чтение фразеологизмов  с объяснением их значения.

3 - 4 фразеологизма записываются в тетрадях.

На один зуб (мало), семь потов сошло (очень устал), из первых рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень  хорошо), как две капли воды (очень  похожи).

 

V. Числительные также  употребляются в образной речи.

Учитель показывает таблицы с предложениями, ученики вставляют пропущенные  числительные, определяют жанр устного  народного творчества.

 ……. одёжек, все без застёжек. (Загадка)

….. раз отмерь, ….. раз отрежь. (Пословица)

 …! …! …! …!

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон!

Кто не спит, тот выйдет вон! (Считалка)

Обманули простака

На …... кулака! (Дразнилка)

Трое трубачей трубили в трубы. (Скороговорка)

 

VI. Учитель знакомит  с терминологией урока, ученики  записывают их в тетрадь.

Художественный стиль, научный  стиль, точность, конкретность.

 

VII. Учитель предлагает  прочитать тексты, определить стили  речи текстов.

Текст №1 (записан на доске)

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например: 175*60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти.

Текст №2 (красочно оформлен на плакате).

Санкт-Петербург - один из красивейших  городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после  Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость  составить одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены  в девятнадцатом веке.

 

VIII. После определений  стилей речи текстов ученики  делают вывод, чем отличается  научный стиль от художественного  (точность, конкретность).

Какие числительные встречаются в  тексте №2? (Один, на втором, в одну, одиннадцать, шесть, в девятнадцатом)

На какие вопросы отвечают эти  числительные?

 

 

Приложение 1

 

IX. Запись на доске  и в тетрадях:

Число 
(Сколько?)

Количество предметов 
(Сколько?)

Порядок при счёте 
(Который? Какой?)

два 
сорок один

два ученика 
сорок один урок

второй ученик 
сорок первый урок


По данному образцу внести прописью в графы, где нужно добавить существительные 

- Что такое имя числительное?

 

X. Вывод делают ученики,  пользуясь таблицей.

 

XI. Переписать художественный текст в тетради, вставить пропущенные буквы, объяснить запятую в 3 предложении, подчеркнуть числительные как члены предложения.

 Работа выполняется сильными  учениками у доски по цепочке,  в случае затруднения помогает  учитель.

Вывод учителя: Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в И. и В.п.) с существительным ( в Р.п.) является одним членом предложения.

 

XII.

I вариант.

Выписать словосочетания шесть  мостов, определить разряд числительного  и падеж;

II вариант.

Выписать словосочетание в девятнадцатом  веке, определить разряд числительного  и его род, число, падеж.

 

XIII. Ученики I варианта делают вывод: количественные числительные изменяются по падежам.

Ученики II варианта делают вывод: порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

 

XIV. Закрепление материала. 

Чтение § 108. Понятие о числительном. Выполнение упр. 336.

Домашнее задание: § 108 упр. 339.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Памятка - рекомендация учителю.

 

 

 

При разработке проблемного  урока учителю рекомендуется  продумать:

 

  1. Точные размеры объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.
  2. Систематизацию учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.
  3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
  4. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.
  5. Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.

 

Глава II. Внутришкольный контроль.

 

Введение

В школьной практике уже  назрел вопрос о реализации такого управления, которое в полной мере способствовало бы развитию образовательного процесса и становилось фактором перехода образовательного учреждения на новый качественный уровень. Необходимо управление, обеспечивающее развитие педагогического процесса, ученика, профессиональных и личностных качеств  учителя и, конечно же, содержания самой управленческой деятельности в новых социально-экономических  условиях. Управление образованием - целенаправленный целостный процесс воспитания и  обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных  форм, диагностических процедур и  др.

Информация о работе Технология проблемного обучения на уроках русского языка. Внутришкольный контроль