Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:15, методичка

Описание

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

современный урок.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

17.             Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

18. Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

19.  Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.

20. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные  технологии”, Москва, Педагогическое общество

     России, 2000 г.

21. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

24. Использование материалов Интернет-ресурсов.

 

И.В.Кузьмина, директор МГ № 79,

Т.А.Колесникова, зам. директора по УВР МГ № 79

 

Современный урок. Требования к современному уроку

(Методические рекомендации учителю)

 

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

 

Скаткин М.Н.

 

Урок как целостная система

 

Урок — это,  систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

 

II. Типология уроков

 

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

 

 

Типы уроков

Виды уроков

Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков)

     Урок-лекция;

     урок-беседа;

     урок с использованием учебного кино-, видеофильма;

     урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

     урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном)

 

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.)

     Урок самостоятельной работы (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений);

     урок - лабораторная работа;

     урок практических работ;

     урок-экскурсия;

     урок-семинар

Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН)

     Устная форма проверки (фронтальный, индивидуапьный и групповой опрос);

     письменная проверка;

     зачет;

     зачетные и лабораторные работы;            контрольная (самостоятельная) работа;

     смешанный урок (сочетание трех первых видов)

Комбинированный урок

На нем решается несколько дидатических задач

 

Нетрадиционные формы урока:

 

ролевые игры;

урок-спектакль;

исполнение сказочного сюжета;

смотр знаний;

урок фантазирования;

урок-игра;

деловая игра;

урок-зачет;

урок взаимообучения;

урок-путешествие;

круглый стол или конференция;

урок-состязание;

пресс-конференция;

урок взаимообучения;

урок открытых мыслей;

урок-восхождение;

урок-соревнование;

урок-диалог;

урок-КВН;

мозговая атака;

урок-викторина;

урок-брифинг;

игра «Следствие ведут знатоки»;

актуальное интервью;

аукцион знаний;

имитационно-ролевое моделирование;

урок-диспут;

моделирование мышления учащихся;

урок-турнир;

ролевая деловая игра;

урок-эврика;

урок-лекция:

игра «Волшебный конверт»;

–        проблемная;

межпредметный интегрированный урок;

–        визуальная;

урок-конкурс;

–        лекция вдвоем;

урок творчества;

–        пресе-конферөнция;

математический хоккей;

–        лекция-конференция;

 

–        лекция-провокация;

 

-    лекция-диалог

 


III. Структура уроков

 

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок изучения нового материала:

       первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

       указание на то, что учащиеся должны запомнить;

       мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

       сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

       первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

       контроль результатов первичного запоминания;

       регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

       внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

       частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

       сообщение учащимся цели предстоящей работы;

       воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

       выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

       проверка выполненных работ;

       обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

       задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

       постановка цели урока;

       повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

       проведение проверочных упражнений;

       ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

       упражнения на их освоение;

       упражнения на их закрепление;

       тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

       упражнения на перенос в сходную ситуацию;

       упражнения творческого характера;

       итог урока;

       задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

       организация начала урока (психологический настрой учащихся);

       сообщение темы урока и его задач;

       изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

       формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

       упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;

       творческое применение знаний и умений;

       упражнение по отработке навыков;

       домашнее задание;

       итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

Урок повторения:

       организация начала урока;

       постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

       проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

       подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

       задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

       организационный момент;

       вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

       выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

       проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

       формулирование выводов по изученному материалу;

       оценка результатов урока;

       подведение итогов;

       задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

       организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

       постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

       изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

       подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

       определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Информация о работе Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения