Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:51, курсовая работа
Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.
Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
3.Овладение основным изученным материалом на уроке.
ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России
Утверждаю
Заведующий кафедрой
социальной работы, психологии
и педагогики
А. А. Атаманов
«11» марта 2012 г
Курсовая работа по педагогике
Тема: Урок, как основная форма обучения.
Количество часов 2
Количество занятий 2
Выполнила студентка ФСР ВСО и М
Салова Е. В. сот. тел. 89518027001
Проверил
Старший преподаватель
Калугина Т. А.
Челябинск 2012
Урок, как основная форма обучения.
Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.
Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности
школьников с учётом
3.Овладение основным
Структура урока и методика
его проведения зависят от дидактических
целей и задач, которые решаются
в процессе обучения. В зависимости
от преобладающих методов и
ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА
Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.
Типы и структура уроков.
Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Основная часть. Изучение
нового материала (20 минут). Научное,
увлекательное, доступное
IV.Первичное закрепление
знаний (5 минут). Можно использовать
специальные задания после
V.Подведение итогов урока
(2 минуты). Выяснить чему научились
дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать
VI.Информация о домашнем
задании (3 минуты). Сообщение домашнего
задания и разъяснение
Типы.
Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний
и формирование умений и
3.Урок обобщения и
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5.Комбинированный или смешанный урок.
1 тип: Изучение нового материала.
Вид урока: - лекция,
- урок с элементами беседы,
- лекция с элементами презентации,
- урок конференция,
- экскурсия,
- исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
Структура урока:
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Основная часть. Изучение
нового материала (20 минут). Научное,
увлекательное, доступное
IV.Первичное закрепление
знаний (5 минут). Можно использовать
специальные задания после
V.Подведение итогов урока
(2 минуты). Выяснить чему научились
дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать
VI.Информация о домашнем
задании (3 минуты). Сообщение домашнего
задания и разъяснение
2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: - практикум,
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- деловая игра,
- урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Структура урока:
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Эта часть меняется.
IV.Контроль и самопроверка знаний учащихся.
V.Подведение итогов урока
(2 минуты). Выяснить чему научились
дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать
VI.Информация о домашнем
задании (3 минуты). Сообщение домашнего
задания и разъяснение
3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: - семинары,
- конференция,
- обобщённый урок,
- урок собеседование,
- урок дискуссия, диспут.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.
Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.
Структура урока:
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Основная часть. Изучение
нового материала (20 минут). Научное,
увлекательное, доступное
III.Контроль и самопроверка знаний учащихся.
IV.Подведение итогов урока
(2 минуты). Выяснить чему научились
дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать
V.Информация о домашнем
задании (3 минуты). Сообщение домашнего
задания и разъяснение
4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока: - зачёт,
- экзамен,
- контрольная работа,
Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.
Структура урока:
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Основная часть. Изучение
нового материала (20 минут). Научное,
увлекательное, доступное
III.Подведение итогов урока
(2 минуты). Выяснить чему научились
дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать
IV.Рефлексия.
5 тип: Комбинированный или смешанный урок.
Вид урока: - практикум,
- конференция,
- семинар,
- контрольная работа,
- лекция,
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Структура урока.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).
III.Основная часть. Изучение
нового материала (20 минут). Научное,
увлекательное, доступное
IV.Первичное закрепление
знаний (5 минут). Можно использовать
специальные задания после
V.Подведение итогов урока
(2 минуты). Выяснить чему научились
дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать
VI.Информация о домашнем
задании (3 минуты). Сообщение домашнего
задания и разъяснение
У традиционных уроков есть «+» и «-»:
«+» |
«-» |
1. Организационная чёткость педагогического процесса. 2. Системный характер обучения. 3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся. 4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей. |
1. Учитель ограничен временными рамками. 2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса 3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы. |
3. Современные требования к уроку.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
1. Дидактические
- чёткое определение места урока среди других уроков,
- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,
- учёт принципов целостного педагогического процесса,
- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,
- наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие методы.
- формирование памяти, внимания и мышления школьников,
- воспитание нравственных качеств личности,
- развитие познавательного интереса и мотивов,
- соблюдение учителем
педагогического такта,
- развитие творческих способностей,
- создание проблемной ситуации.
3. Организационные требования к уроку.
- наличие продуманного плана проведения урока,
- чёткость проведения
урока (в соответствии со
- создание рабочеё дисциплины,
- использование средств
обучения и информационных
- завершённость урока, его гибкость и подвижность.
Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.
В практике школы сложились два основных вида планирования:
1. календарно - тематическое,
2. поурочное.
В календарно - тематическом планировании указывается:
1. темы и разделы курса,
2. количество учебных часов для каждой темы и календарные сроки,
3. формы организации учебной работы (лекция),
4. оборудование,
5. задания, которые нужно выполнить по теме дома/
Начинается календарно - тематический план с изучения программы. Эта работа выполняется перед началом учебного года и каждой четверти.
Изучение методической литературы
занимает главное место при подготовке
учителя к уроку, так как он
просматривает разделы
Подготовка учителя к уроку.
1. Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.
2. Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).
3. Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.
Разработка плана урока.
План урока – конечный результат подготовительной работы учителя.
Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.
В плане указывается:
1. – тема,
- тип,
- вид.
2. Цельурока (образовательная, воспитательная, развивающая).
3. Оборудование.
4. Литература.
5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).
Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.
Учителя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.
Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.
Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.
Нестандартные уроки их характеристика.
С середины 70-х годов в
отечественной школе
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Мнения педагогов
на нестандартные уроки
- одни видят в них
прогресс педагогической мысли,