Урок, как основная форма обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание

Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.
Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
3.Овладение основным изученным материалом на уроке.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая педагогика по педагогике. Салова Е. В..docx

— 290.55 Кб (Скачать документ)

ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой

социальной работы, психологии

и педагогики

А. А. Атаманов

«11» марта 2012 г

 

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

Тема: Урок, как основная форма обучения.

 

 

Количество часов 2

Количество занятий 2

 

 

 

 

 

Выполнила студентка ФСР  ВСО и М

Салова Е. В.  сот. тел. 89518027001

Проверил 

Старший преподаватель

Калугина Т. А.

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

Урок, как основная форма обучения.

Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

Основной формой обучения в мире является классно урочная  форма обучения.

Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. 

Для урока  характерны специфические признаки:

1.Постоянная группа учащихся.

2.Руководство учителем, деятельности  школьников с учётом индивидуальных  особенностей каждого из них.

3.Овладение основным изученным  материалом на уроке.

Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических  целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости  от преобладающих методов и средств  обучения один и тот же тип урока  может иметь несколько разновидностей (видов).

ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов  предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.

 

Типы и структура  уроков.

Структура урока  – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

I.Организация начала урока  (2 минуты). Заинтересовать детей,  привлечь их внимание к уроку,  сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего  задания (3 минуты). Определённый  уровень усвоенного материала  предыдущей темы и подготовка  школьников к восприятию новой  информации.

III.Основная часть. Изучение  нового материала (20 минут). Научное,  увлекательное, доступное изложение  нового материала с привлечением  учащихся.

IV.Первичное закрепление  знаний (5 минут). Можно использовать  специальные задания после объяснения  нового материала. Провести беседу  с целью выработки умений и  применения знаний.

V.Подведение итогов урока  (2 минуты). Выяснить чему научились  дети на уроке, что узнали  нового и аргументировать оценку  знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем  задании (3 минуты). Сообщение домашнего  задания и разъяснение способов  его выполнения.

 

Типы.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию  ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие  типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний  и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации  знаний.

4.Урок контроля и коррекции  знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или  смешанный урок.

1 тип: Изучение нового материала.

Вид урока:   - лекция, 

- урок с элементами  беседы, 

- лекция с элементами  презентации,

- урок конференция,

- экскурсия,

- исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Структура урока:

I.Организация начала урока  (2 минуты). Заинтересовать детей,  привлечь их внимание к уроку,  сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего  задания (3 минуты). Определённый  уровень усвоенного материала  предыдущей темы и подготовка  школьников к восприятию новой  информации.

III.Основная часть. Изучение  нового материала (20 минут). Научное,  увлекательное, доступное изложение  нового материала с привлечением  учащихся.

IV.Первичное закрепление  знаний (5 минут). Можно использовать  специальные задания после объяснения  нового материала. Провести беседу  с целью выработки умений и  применения знаний.

V.Подведение итогов урока  (2 минуты). Выяснить чему научились  дети на уроке, что узнали  нового и аргументировать оценку  знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем  задании (3 минуты). Сообщение домашнего  задания и разъяснение способов  его выполнения.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока:   - практикум,           

           - экскурсия,           

           - лабораторная работа,                    

  - деловая игра, 

- урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

I.Организация начала урока  (2 минуты). Заинтересовать детей,  привлечь их внимание к уроку,  сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего  задания (3 минуты). Определённый  уровень усвоенного материала  предыдущей темы и подготовка  школьников к восприятию новой  информации.

III.Эта часть меняется.

IV.Контроль и самопроверка  знаний учащихся.

V.Подведение итогов урока  (2 минуты). Выяснить чему научились  дети на уроке, что узнали  нового и аргументировать оценку  знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем  задании (3 минуты). Сообщение домашнего  задания и разъяснение способов  его выполнения.

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:   - семинары, 

- конференция, 

- обобщённый урок, 

- урок собеседование, 

- урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

I.Организация начала урока  (2 минуты). Заинтересовать детей,  привлечь их внимание к уроку,  сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение  нового материала (20 минут). Научное,  увлекательное, доступное изложение  нового материала с привлечением  учащихся.

III.Контроль и самопроверка  знаний учащихся.

IV.Подведение итогов урока  (2 минуты). Выяснить чему научились  дети на уроке, что узнали  нового и аргументировать оценку  знаний учащихся.

V.Информация о домашнем  задании (3 минуты). Сообщение домашнего  задания и разъяснение способов  его выполнения. (По выбору)

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока:   - зачёт, 

- экзамен, 

- контрольная работа,

Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

I.Организация начала урока  (2 минуты). Заинтересовать детей,  привлечь их внимание к уроку,  сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение  нового материала (20 минут). Научное,  увлекательное, доступное изложение  нового материала с привлечением  учащихся.

III.Подведение итогов урока  (2 минуты). Выяснить чему научились  дети на уроке, что узнали  нового и аргументировать оценку  знаний учащихся.

IV.Рефлексия.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока:  - практикум,              

      - конференция,              

      - семинар,              

      - контрольная работа,              

      - лекция,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока.

I.Организация начала урока  (2 минуты). Заинтересовать детей,  привлечь их внимание к уроку,  сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего  задания (3 минуты). Определённый  уровень усвоенного материала  предыдущей темы и подготовка  школьников к восприятию новой  информации (в зависимости от  формы обучения может и не  присутствовать).

III.Основная часть. Изучение  нового материала (20 минут). Научное,  увлекательное, доступное изложение  нового материала с привлечением  учащихся.

IV.Первичное закрепление  знаний (5 минут). Можно использовать  специальные задания после объяснения  нового материала. Провести беседу  с целью выработки умений и  применения знаний.

V.Подведение итогов урока  (2 минуты). Выяснить чему научились  дети на уроке, что узнали  нового и аргументировать оценку  знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем  задании (3 минуты). Сообщение домашнего  задания и разъяснение способов  его выполнения.

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

«+»

«-»

1.      Организационная чёткость педагогического процесса.

2.      Системный характер обучения.

3.      Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4.      Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1.      Учитель ограничен временными рамками.

2.      Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3.      Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.


3. Современные  требования к уроку.

Современные требования к  уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические

- чёткое определение места  урока среди других уроков,

- соответствие содержания  урока учебной программе с  учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного  педагогического процесса,

- выбор методов и более  эффективных средств и приёмов  обучения,

- наличие межпредметных  связей.

2. Воспитательные  и развивающие методы.

- формирование памяти, внимания  и мышления школьников,

- воспитание нравственных  качеств личности,

- развитие познавательного  интереса и мотивов,

- соблюдение учителем  педагогического такта, выдержки  и терпения,

- развитие творческих  способностей,

- создание проблемной  ситуации.

3. Организационные  требования к уроку.

- наличие продуманного  плана проведения урока,

- чёткость проведения  урока (в соответствии со структурой  урока),

- создание рабочеё дисциплины,

- использование средств  обучения и информационных технологий,

- завершённость урока,  его гибкость и подвижность.

 

Планирование  учебного процесса и подготовка учителя  к уроку.

В практике школы сложились  два основных вида планирования:

1.      календарно - тематическое,

2.      поурочное.

В календарно - тематическом планировании указывается:

1.      темы и разделы курса,

2.      количество учебных часов для каждой темы и календарные сроки,

3.      формы организации учебной работы (лекция),

4.      оборудование,

5.      задания, которые нужно выполнить по теме дома/

Начинается календарно - тематический план с изучения программы. Эта работа выполняется перед  началом учебного года и каждой четверти.

Изучение методической литературы занимает главное место при подготовке учителя к уроку, так как он просматривает разделы учебника, методическое руководство, статьи в  педагогических журналах, новинки методической литературы и другие источники.

 

Подготовка учителя  к уроку.

1.      Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.

2.      Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).

3.      Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.

 

Разработка плана  урока.

План урока  – конечный результат подготовительной работы учителя.

Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.

В плане указывается:

1. – тема,   

- тип,   

- вид.

2. Цельурока (образовательная,  воспитательная, развивающая).

3. Оборудование.

4. Литература.

5. Структура урока (указывается  время на каждый этап урока).

Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия  подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.

Учителя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин  записывают в конспекте урока  решение задач, которые будут  предложены школьникам на уроке.

Учитель продумывает заранее  вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.

Молодым специалистам рекомендуется  составлять подробные конспекты  уроков.

 

Нестандартные уроки  их характеристика.

С середины 70-х годов в  отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью  возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Мнения педагогов  на нестандартные уроки расходятся:

- одни видят в них  прогресс педагогической мысли,  правильный шаг в направлении  демократизации школы.

Информация о работе Урок, как основная форма обучения