Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:51, курсовая работа
Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.
Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
3.Овладение основным изученным материалом на уроке.
В таком случае нужно немедленно:
1. По возможности выше места инъекции наложить жгут так, чтобы перекрыть и вены, и артерии.
2. Внутримышечно ввести 0,5 мл 0,1% раствора адреналина.
3. Обколоть место инъекции 0,5 мл 0,1% раствором адреналина, разбавив его в 10-20 мл изотонического раствора натрия хлорида, после чего следует снять жгут.
4. При относительно стабильном артериальном давлении ввести 1 мл 1% раствор димедрола.
5. Внутримышечно для продления действия адреналина ввести 1 мл преднизолона или 1 мл гидрокортизона.
6. При снижении артериального давления внутривенно ввести 1% раствор мезатона (развести 1 мл мезатона в 250 мл изотонического раствора натрия хлорида и вводить под контролем артериального давления). При невозможности стабилизировать артериальное давление ввести противошоковый плазмозаменитель – полиглюкин (400-800 мл).
В случае возникновения и нарастания удушья внутримышечно ввести 1 мл 24% раствора эуфиллина или внутривенно струйно медленно в течение 5 мин 5-10 мл 2,4% раствора эуфиллина в 10-20 мл изотонического раствора натрия хлорида, или внутривенно капельно, растворив эуфиллин в 100 мл изотонического раствора натрия хлорида.
Запомните! В каждом
манипуляционном кабинете должен быть
набор медикаментов для оказания
неотложной помощи в случае возникновения
анафилактического шока. При возникновении
аллергических реакций
Профилактика. Перед первой инъекцией любого препарата необходимо собрать аллергологический анамнез, по указаниям ведущих специалистов и непосредственно врачей выполнить пробу на индивидуальную чувствительность организма к препарату. При отрицательной реакции сделать в конечность первую инъекцию объемом 1 / 3 назначенной дозы и наблюдать за пациентом в течение 20 мин.
4. Попадание отломанной иглы в ткани. Вследствие дефекта изготовления инъекционная игла может при ее введения в мягкие ткани внезапно отделиться от муфты или сломаться.
Тактика. Обломок иглы быстро удалить из ткани пальцами руки. Если случилось так, что игла полностью попала в ткани, то необходимо с двух сторон зажать рукой место нахождения иглы, чтобы она не перемещалась глубже в результате сокращения мышц, и немедленно вызвать врача, желательно хирурга, так как при таком осложнении требуется хирургическое вмешательство .
Профилактика. При выполнении внутримышечных инъекций иглу необходимо вводить на 2 / 3 ее длины, при более глубоком введении иглы нужно немедленно ее удалить из тканей на нужную длину.
5. Медикаментозная эмболия возможна в случаях, когда осуществляют инъекции масляного раствора в инфильтрат, возникший на месте предыдущей инъекции. Проявляется она внезапной болью в области сердца, удушьем, кашлем, цианозом верхней половины грудной клетки. Это опасное осложнение, которое может привести к смерти пациента.
Профилактика. Масляные растворы в ткани можно вводить только тогда, когда убедились, что не попали в просвет кровеносного сосуда.
6. Некроз тканей может возникнуть вследствие ошибочного введения в ткани гипертонических растворов (10% раствор кальция хлорида или 10% раствор натрия хлорида).
Омертвение тканей может наступить при паравенозному попадании в ткани этих растворов при выходе иглы из вены, а также при попадании концентрированных йодосодержащих рентгеноконтрастных препаратов (билигност, урографин т.п.). При этом возникает жгучая боль в области инъекции.
Тактика.В таких случаях надо срочно обколоть место инъекции 20 мл 0,25% или 0,5% раствора новокаина (перед введением собрать аллергологический анамнез) или изотоническим раствором натрия хлорида и наложить согревающий компресс.
Профилактика.Перед введением лекарственного препарата внимательно прочитать этикетку на флаконе или ампуле и быть уверенным в том, что гипертонический раствор того или иного препарата вы вводите в вену.
7. Повреждения нервного ствола с последующим развитием парезов и параличей может быть при неправильном определении верхне-наружного квадранта ягодицы.
Профилактика. Правильно выбрать анатомический участок для инъекции.
8. При введении лекарств в надкостницы отмечается устойчивой боль в месте инъекции. В таком случае необходимо иглу оттянуть назад.
9. Липодистрофия – жировая дистрофия подкожной жировой клетчатки. Может возникнуть при постоянном введении инсулина в одно и то же место.
Профилактика. Постоянно меняйте анатомические участки при введении препаратов инсулина, а также вводит инсулин комнатной температуры.
10. Заражения пациентов вирусным гепатитом В, С, СПИДом, сифилисом, малярией и другими кровяными инфекциями.
Профилактика. Строгое соблюдение правил
асептики и санитарно-
11. Пирогенная реакция может возникнуть при внутривенном использовании препаратов с истекшим сроком годности. Проявляется головной болью, ознобом, повышением температуры тела.
Профилактика. Ни в коем случае нельзя вводить в вену препарат с истекшим сроком годности.
Тактика. Немедленно остановите введение лекарственного препарата, пациента обложите грелками.
12. Воздушная эмболия может возникнуть при попадании в сосуд из шприца или системы пузырьков воздуха. Клиническая воздушная эмболия проявляется внезапным обморок, судорогами, падением артериального давления.
Профилактика. Своевременно удалить из шприца или из нижней части системы пузырьки воздуха.
Тактика. Опустить головной конец кровати, а ножной поднять, немедленно вызвать врача.
13. Тромбофлебит – воспаление вен с образованием в них тромбов вследствие химического раздражения стенки вены лекарственным веществом. По ходу вены возникает гиперемия, гипертермия, отек, ощущается боль.
Тактика. Прекратить венопункцию этого участка, наложить согревающий компресс с мазью Вишневского, сообщить врачу.
Профилактика. Постоянно менять место инъекции, растворы высоких концентраций вводить медленно.
14. Гематома – кровяная опухоль, которая
образуется при выходе иглы из вены, или
при прокалывании обеих стенок вены.
Профилактика. Внутривенная инъекция –
это достаточно сложная манипуляция, поэтому
ее должна выполнять опытная медицинская
сестра.
Тактика. Прекратить введение раствора, наложить на место инъекции стерильный ватный тампон, вынуть иглу из вены, место инъекции прижать на 5 мин.
Предназначенную пациенту внутривенную инъекцию в таком случае сделать в другую вену. На участок гематомы наложить полуспиртовой согревающий компресс.
15. Образование «вздутия» свидетельствует о поступлении раствора в подкожную жировую клетчатку.
Профилактика. При выполнении инъекции или инфузии следить за тем, чтобы игла не вышла из вены.
Тактика. Внутривенную инъекцию или инфузию прекратить, приложив стерильную ваттную шарик. Венопункцию повторить в другом месте.
Запомните! Использования
одного шприца и иглы для введения
лекарственных средств
Профилактика инфекционных осложнений при выполнении инъекций зависит от правильной обработки рук медицинской сестры, соблюдение правил асептики при работе со шприцем и иглой, а также обеззараживания участков кожи.
Чтобы свести к минимуму риск допущения ошибки при применении лекарственных препаратов пациента, медицинская сестра должна:
1. Проверить фамилию, имя
и отчество пациента, которому
предназначен лекарственный
2. Правильно подобрать
препарат (сравнить этикетку препарата
с назначением в лекарственном
листке, проверить срок годности
препарата и правильность
3. Применить препарат
в назначенное время и
4. Правильно подобрать путь введения препарата.
5. Применить соответствующую
методику введения препарата.
Не смешивать несовместимые
6. Соблюдать правила асептики
и санитарно-
7. Использовать правильный
подход к пациенту. Межличностное
общение снижает уровень
Методическая разработка практического занятия
1 Тема: Профилактика осложнений при введении лекарственных средств.
2. Цель: Ознакомить слушателей с теоретической и практической основой наблюдения и ухода за больными с нарушением функции желудка и кишечника.
3. Задачи: Образовательная – В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
- вооружить слушателей системой научных знаний, умений, навыков в соответствии с принятым стандартом образования
-научить творчески испытывать знания, умения, навыки в практической деятельности
- научить самостоятельно приобретать знания, расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения
Развивающая – В процессе овладения системой знаний, умений навыков происходит развитие:
- воображения
- логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление)
- различных видов памяти (слуховой, зрительной, ассоциативной и т.д.)
- качеств ума (пытливость, гибкость, креативность, самостоятельность, глубина, широта)
- речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражаемых мыслей)
- познавательных потребностей и интереса
Воспитывающая – Процесс обучения как процессы взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создавать условия не только для овладения умениями, знаниями и навыками, психического развития личности, но и для воспитания социализации личности
Проявление в обеспечении:
- осознание учеником своей
учебной деятельности как
- формирование его нравственно – ценностных ориентиров
- воспитание нравственного начала в личности
- формирование положительных
мотивов учения
5. В итоге слушатель должен уметь: технически правельно выполнять манипуляции по парентеральному введению лекарственных средств.
6. Обоснование выбора темы: Данная тема актуальна так как знания ее используются в целях профилактики ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В, С которые передаются парентеральным введением лекарственных средств.
7. Метод обучения: объяснительно – иллюстративный
8. Форма обучения: групповая, фронтальная
9. Форма организации: практическое занятие
10. Место проведения занятия: лекционный зал
11. Оснащение: конспект занятия, плакаты, алгоритмы выполнения манипуляций.
Хронокарта практического занятия
№п/п |
Этапы |
Содержание этапа |
Время в минутах |
Место проведения |
1. |
Организационный |
Приветствие, краткое содержание |
5 |
Лекционный зал |
2. |
Проверка исходного уровня знаний |
Устный опрос. |
5 |
Лекционный зал |
3. |
Демонстрационный |
Краткое ознакомление с темой, просмотр видеоматериала, плаката по теме занятия. |
15 |
Лекционный зал |
4. |
Тренировочный |
Самостоятельная отработка кормления больного через гастростому. |
10 |
Лекционный зал |
5. |
Итоговый контроль |
Проверка письменных вопросов. |
5 |
Лекционный зал |
6. |
Подведение итогов |
Выставление оценок. |
6 |
Лекционный зал |
12. Список литературы:
Вопросы для проверки знаний.
1. Профилактика обморока?
2. Профилактика инфильтрата?
3. Профилактика аллергической реакции?
4. Профилактика попадания отломанной иглы в ткани?
5. Профилактика медикаментозной эмболии?
6. Профилактика некроза тканей?
7. Профилактика повреждения нервного ствола?
8. Профилактика при введении лекарств в надкостницу?
9. Профилактика липодистрофии?
10. Профилактика заражения пациентов вирусным гепатитом В, С, СПИДом, сифилисом, малярией и другими кровяными инфекциями?
11. Профилактика пирогенной реакции?
12. Профилактика воздушной эмболии?
13. Профилактика тромбофлебита?