Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении существующих методик, направленных на улучшение усвоения многозначных слов, применение их в практической деятельности.
Задачи:
1.В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность работы над многозначными словами в начальной школе.
2.Раскрыть особенности усвоения многозначных слов младшими школьниками.
3.Рассмотреть методику работы над многозначными словами, найти дополнительные области применения многозначных слов на уроках в начальной школе.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть…………………………………………………………4
Лексическое значение слова…………………………………………...5
Структура лексического значения………………………………….….7
Многозначность слова………………………………………………….8
Особенности словарного описания многозначных слов…………….10
Усвоение многозначных слов………………………………………...........11
Структура процесса усвоения…………………………………...........12
2.2 Возрастные особенности процесса усвоения многозначных слов…14
Методика работы над многозначными словами………………………….17
Работа над многозначными словами по методике УМК «Перспективная начальная школа»………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А. И.
Герцена
Курсовая работа
Тема: Усвоение
многозначных слов младшими школьниками.
Студент: Соколова Т. А
Курс 5. Группа 2
Проверил:
Пикалова Н. П.
Санкт-Петербург
2011
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
2.2 Возрастные
особенности процесса усвоения
многозначных слов…14
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………..
Введение:
Одной из задач начального обучения русскому языку является « совершенствование, обогащение коммуникативных умений» младших школьников, «навыков оформления и выражения своих мыслей, чувств, побуждений…»
Усвоение
многозначных слов имеет большое
значение для расширения словаря
младших школьников. Богатство русского
языка заключается не только в
большом количестве слов, но и в
разнообразии их значений: новые смысловые
оттенки придают языку
Следовательно, задача учителя младших классов при изучении многозначных слов не только в форсировании объема словаря школьников, но и в качественном углублении его усвоения, создании ситуаций для практического применения различных значений слова.
Актуальность этой задачи сегодня не вызывает сомнения; словарный запас учащихся ограниченный, уровень речевой культуры низкий.
Обучение многозначности является средством познания лексических явлений, развития языкового чутья, расширения словарного запаса. Запас значений слов, их характер, способ употребления является показателем уровня интеллектуального развития.
Тема: Усвоение многозначных слов младшими школьниками.
Объект исследования: процесс усвоения многозначных слов.
Предмет исследования: организация методической работы, направленная на усвоение многозначных слов младшими школьниками.
Цель исследования заключается в изучении существующих методик, направленных на улучшение усвоения многозначных слов, применение их в практической деятельности.
Задачи:
1.В процессе
анализа психолого-
2.Раскрыть
особенности усвоения
3.Рассмотреть
методику работы над
Основной значимой единицей языка является слово. Наиболее существенным свойством слова – является единство его звуковой оболочки и значения.
Слово
принадлежит лексико-
Фонема
играет только смыслоразличительную роль
(слой – злой, том – дом), но сама
значения не имеет, «…слово представляет
собой двустороннюю языковую единицу
и является знаком: у него есть означающее
– звуковая или письменная форма
и означаемое – смысл » [8]. «В слове
различаются его звуковое оформление
– морфологическая структура и заключенный
в нем смысл» [5]. «…Слово - основная, центральная
единица, в которой проявляют себя и звук,
и семантические, и грамматические стороны
языка…»[2]
1.1 Лексическое значение слова
Лексическое значение слова – это отражение в слове того или иного явления действительности (предмета, события, качества, действия и т. д.) Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности «… оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря»[5].
Основная функция слова – номинативная. Слово может называть конкретные предметы, служить обозначением конкретных действий и свойств: яблоко, идти, белый и т. д. – такие слова составляют конкретную лексику. Слова, которые называют объекты, воспринимаемые нашими органами чувств, мысль, мнение (знать, требовать и т.д.) – составляют абстрактную лексику. В любом случае слово называет не какой–либо данный единичный предмет, а обобщенное представление об этом предмете, понятии. Говоря, например, стол, мы имеем в виду класс предметов.
Для правильного понимания значения слов необходимо знакомство с общественной сферой, в которой слово существовало или существует, т.к. люди познают предметы, качества, явления в совместной деятельности, в общественной практике. Следовательно, в развитии значения слова немаловажную роль играют внеязыковые факторы.
В современном русском языке могут быть выделены четыре основных типа лексических значений слов, в зависимости от того какой признак положен в основу классификации.
1. 2 Структура лексического значения
Лексическое
значение слова можно представить
в виде набора смысловых компонентов
-«кусочков смысла»- сем. Например: значение
слова мужчина содержит следующие семы:
«человек», «взрослый», «мужской пол».
Если сравнить со словами женщина: «человек»,
«взрослый», «женский пол» и мальчик: «человек»,
«ребенок», «мужской пол», то мы увидим,
что некоторые смысловые компоненты похожи,
а некоторые индивидуальны. Такой анализ
слова называется семантический анализ.
Рассмотрим другой пример-с разным употреблением
глагола прорезать. Сочетания «прорезать
дыру в мешке» и «прорезать мешок» - близки
по смыслу, обозначая одну и ту же ситуацию
- деформацию мешка, но все же есть различие
в акцентах: в первом случае акцент сделан
на том, что в мешке образовалась дыра,
а во втором, что нарушена целостность.
Это различие должно быть отражено в описаниях
лексического значения слова, но сделать
это можно только с помощью синтаксически
упорядоченных толкований, а не с помощью
компонентного анализа, т.к. смысловые
компоненты одинаковы (лицо, объект, инструмент,
отверстие). Таким образом, при описании
семантических свойств слова, необходимо
прибегнуть к полному, синтаксически упорядоченному
толкованию лексического значения, а не
только к анализу его смысловых компонентов.
1.3 Многозначность слова
Слова в русском языке могут иметь не одно, а два или несколько значений. «…Способность слова употребляться в более чем одном значении называется многозначностью или полисемией».[8]
«…Многозначностью или полисемией, называется свойство слов употребляться в разных значениях».[5]
Так слово ядро в современном русском языке имеет несколько значений.
1.Внутренняя
часть плода в твердой
2.Основа чего-либо: Уничтожено ядро армии.
3.Старинный орудийный снаряд: Катятся ядра… и т.д.
Смысловая связь выделенных слов тесная, поэтому все они рассматриваются как значения одного и того же слова. Одно из значений многозначного слова называют первичным, другие – вторичным[8]. В других источниках встречается исходное значение слова и производное. Например: исходное (первичное) значение слова глухой – «лишенный слуха», а остальные значения – производные (вторичные ): «глухой звук», «глухая улица».
Среди вторичных лексических значений выделяются такие, которые возникают в слове в результате переноса данного наименования с одного предмета, действия, свойства на другие. Мягкий воск – мягкий характер. Значения, возникающие в результате подобного переноса, называются переносными. Основное же значение слова называется прямым. Важный отличительный признак прямого значения – его конкретность. В сочетании: начертить круг – слово круг употребляется в прямом значении, а в сочетании: круг друзей - в переносном. Иногда длительное употребление слова в переносном значении может привести к тому, что это значение перестает восприниматься как вторичное и как переносное. Например: «ножка стола» в сознании носителей современного русского языка не связано по смыслу со словом «нога».
Переносное
значение – самый типичный вид
вторичных лексических
Перенос названия с одного предмета, действия, свойства на другие на основе сходства их признаков (цвета, формы, функции) называется метафорой. Например: головка лука, нос лодки, стеклоочиститель – дворник.
Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. Например: в ушах золото, выпил целый стакан, класс встал и т.д.
От многозначных слов нужно отличать омонимы. Омонимия отличается от многозначности тем, что разные значения одного и того же слова сохраняют некоторую общность, что обнаруживается в толкованиях этих значений. У омонимов значения не содержат ничего общего. Например: коса – «вид прически»; коса – «мыс, отмель»; коса – « сельхоз. орудие»
Разные значения слова составляют его семантическую структуру и служат ярким примером появления системных связей внутри одного слова. Многозначные слова используют для придания речи выразительности, эмоциональности.
Кроме
однозначных и однозначных слов
существуют однозначные и многозначные
фразеологизмы. Однозначные фразеологизмы:
ахиллесова пята, брать на буксир и т.д.;
два и более значения имеют обороты: биться
об заклад, золотые руки, висеть в воздухе.
«Сойти с ума» - 1.лишиться рассудка: Барин
сошел с ума. 2.беспокоиться, тревожиться:
Схожу с ума от тревоги. 3.делать глупости:
С ума ты сошла! Ит.д.
Информация о работе Усвоение многозначных слов младшими школьниками