Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении существующих методик, направленных на улучшение усвоения многозначных слов, применение их в практической деятельности.
Задачи:
1.В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность работы над многозначными словами в начальной школе.
2.Раскрыть особенности усвоения многозначных слов младшими школьниками.
3.Рассмотреть методику работы над многозначными словами, найти дополнительные области применения многозначных слов на уроках в начальной школе.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть…………………………………………………………4
Лексическое значение слова…………………………………………...5
Структура лексического значения………………………………….….7
Многозначность слова………………………………………………….8
Особенности словарного описания многозначных слов…………….10
Усвоение многозначных слов………………………………………...........11
Структура процесса усвоения…………………………………...........12
2.2 Возрастные особенности процесса усвоения многозначных слов…14
Методика работы над многозначными словами………………………….17
Работа над многозначными словами по методике УМК «Перспективная начальная школа»………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………
На этом этапе хороший результат дает работа с текстами, где многозначные слова даны в контексте. Все значения слова «вне зависимости от его данного употребления… присутствуют в сознании со своими значениями, со скрытыми и возможными, готовыми по первому поводу всплыть на поверхность», - писал В.В. Виноградов. Понимание многозначного слова в устной речи и при чтении обеспечивается контекстом, т.е. лексическим окружением данного слова.
Выяснение
значений слов при работе с контекстом,
активизирует словарь детей –
они видят лексическую
Как бы
ни казалось сложным работать с лексикой,
это необходимо делать по разным основаниям.
На многозначности слов основана образность
литературного языка, литературных
приемов и образов. Поэтому на
занятиях по русскому языку необходимо
постоянно обращать внимание на способности
слов быть многозначными. Если удастся
добиться понимания детьми разных значений
слова, мы заложим основу для того, чтобы
на уроках чтения говорить о художественных
приемах и (впоследствии) о художественном
образе. Если школьник поймет, что у слова
может быть несколько значений, если он
поймет, что одно из этих значений появилось
первым, а остальные из-за какого-то сходства
предметов, то он поймет механизм образования
многих художественных приемов.
4.. Работа над многозначными словами по методике УМК «Перспективная начальная школа».
Рассмотрим методику работы над многозначными словами по УМК «Перспективная начальная школа». Автор учебников Чуракова Н. А.
В первом классе в учебнике «Азбука» в период обучения грамоте проходит первичное накопление материала, выделение признаков и свойств. Дети наблюдают над явлением многозначности при работе с картинками (ручка, лист) при изучении соответствующих букв; сопоставляют словосочетания и картинки: кисть рябины, кисть руки, малярная кисть, находят общее; работают над стихотворением Г. Новицкой «Учусь молчать», где в контексте дано слово «уроки»; при помощи иллюстраций сравнивают значения слова «уроки»: Костя делает уроки. В школе идут уроки; при работе над текстом сказки В. Берестова: «Змей – хвастунишка» дети знакомятся с производным значением слова змей (бумажный змей), выясняют, что люди назвали игрушку на основе сходства со змеем, делают вывод, что второе значение появилось совсем недавно, выбирают подходящую к сказке иллюстрацию, придумывают предложения с исходным значением слова. Далее, при работе над стихотворением «Азбука» узнают, что слово «азбука» имеет несколько значений.
Учебник по русскому языку для 2 класса состоит из трех частей. Во второй части содержатся тексты по развитию речи и словари.
Первая тема во втором классе: « Знакомство со словарями». На первом же уроке учащиеся начинают работать сразу с двумя частями учебника. Психологически это важно: дети приучаются к тому, что словарь - это ДРУГАЯ книга. Сначала они открывают первую часть учебника, где читают задание: « Открой страницу СОДЕРЖАНИЕ учебника « Русский язык. Часть 2». Найди раздел СЛОВАРИ. Посмотри, какие словари здесь есть. Как они называются? Какие названия тебе непонятны?» Далее начинают работать с содержанием понятия «толковый словарь»: прогнозируют, чему посвящен этот словарь, находят синонимы для слов ТОЛКУЕТ, учатся им пользоваться, отыскивая слово лукоморье, попутно знакомясь с тем, что принцип расположения слов в словаре – алфавитный. Затем детям дается задание: «Открой Толковый словарь на букву Н, слова на эту букву находятся ДО слова «лукоморье» или ПОСЛЕ него? Много ли слов на эту букву в словаре? Прочитай объяснения любого из них. Тебе это было полезно? Интересно?» Далее можно предложить проблемную ситуацию со словом «носик». Учитель может спросить, подкрепив свой вопрос иллюстрациями: «Чем отличается написание толкования слова НОСИК от слова НАСОС? Почему при объяснении слова НОСИК стоят цифры 1 и 2?» . Дети обобщают свои знания о том, что у слов бывают несколько значений, вспоминают примеры из первого класса, наблюдают, как обозначаются разные значения одного слова в Толковых словарях. Здесь же можно спросить: «Почему значение слова: НОСИК – ЛАСКОВОЕ НАЗВАНИЕ НОСА указано первым?». Работа со словарем будет подготовительной для введения термина МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.
Во втором классе в толковом словаре даны многозначные слова: существительные - азбука, армия, асфальт, бас, боец, булат, головка, заяц, игла, изумруд, кисть, конек, котелок, кругозор, листок, маковка, малахит, норка, носик, пейзаж, пелена, предок, промысел, тарелка, шишка, шахматы, хобот, хрусталь; прилагательные – болотный, ветхий, дерзкий, золотой, красный, ледяной, оливковый, роковой, смелый, теплый, черный; глаголы – клевать, окаменеть, охранять, пожаловать, спланировать.
Все
эти слова встречаются в
Далее во втором классе происходит дальнейшее накопление материала для введения термина многозначные слова: Упражнение 51. Дано шуточное стихотворение В.Татаринова (/…к реке не подходит трусишка Федот/ с тех пор как прослышал, что рыба клюет…). Задание: Можно ли сказать, что стихотворение шуточное? Что делает его смешным? Это слово с одним значением ли с несколькими? Отыщи его в толковом словаре. Аналогичная работа проводится со значением слова « зайчик», упражнение 53; слова « листок», упражнение 56. Детям интересна эта работа, так как стихотворения, в которых приведены примеры слов с разными значениями шуточные, с интригой.
Тема “Слова, у которых несколько значений» введена во втором классе во второй четверти, при изучении родственных слов. Этой теме отводится два часа. Цель работы показать, в чем причина появления многозначных слов; учить читать словарную статью, посвященную многозначным словам. Учитель вслух читает стихотворение/
Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым
глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Задание:
Перечитай первую сточку стихотворения. Почему головка булавки называется головкой?
На что она похожа? Как ты думаешь, слово головка в словосочетании головка булавки и головка ребенка – это разные слова или одно слово, у которого разные значения? Почему? Проверь свое мнение. Открой толковый словарь и найди там слово головка.
В
учебнике записан вывод: если
это одно слово с двумя
Перечитай вторую строчку стихотворения. Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? Как ты думаешь, слово носик в значении носик чайника и слово носик в значении носик девочки – это разные слова или одно и то же слово? (работа с карточками). Предположи, как это слово будет записано в словаре: один раз или два? Можешь объяснить, почему так названы ушко иголки, язычок туфель.
Как ты думаешь, словом кисти люди назвали сначала плоды рябины или руки человека? Словом глазок люди сначала назвали глаз человека или отросток картошки? Посмотри, какое значение в словаре указано первым? Почему? (работа с карточками – ставим цифры 1 и 2).
Прочитай стихотворение: /Где растут шишки?/На елке у опушки/ и у Смирнова Мишки / на лбу и на макушке./
Почему шишку на лбу так назвали? Как ты думаешь, в сочетании слов шишка на лбу и шишка на елке слово шишка - одно и то же слово с разными значениями или два разных слова? Проверь свое предположение по толковому словарю. Подумай, сколько раз там будет написано слово шишка: один раз или два? (изготовление новой карточки).
Далее вводится определение многозначного слова: слова, у которых есть несколько значений, называются многозначными словами. В методическом сопровождении поясняется: термин вводится для ознакомления, не для усвоения. Учитель дает детям пояснение: «Так мы будем называть эти слова в 3 классе». Начинается работа над осознанием определения. Создается проблемная ситуация.
Прочитай стихотворение: /Привели на море Гальку,/ «Собирай,- сказали, - гальку»/ Галька гальки набрала…
Как ты думаешь, слова Галька и галька – это разные слова? Или одно слово, у которого два разных значения? Почему? (изготовление карточек с рисунком)
Прочитай стихотворение: /Суслик выскочил из норки / И спросил у рыжей норки: / - Где вы были? /- У лисички!/ - Что вы ели там? / - Лисички!/ Идет аналогичная работа на разграничение понятий многозначные слова и разные слова, которые случайно пишутся одинаково. Дети проверяют свои выводы в толковом словаре. Детям предлагается разобрать по составу слово норка (зверек) и норка (нора). Учащиеся видят, что у слова норка (зверек) корень длиннее. На основе этого дети убеждаются, что это не родственные слова, а значит не значения одного и того же слова. Тут же в учебнике даны сведения о слове лисички.
Я думаю
это очень интересная работа по усвоению
многозначных слов, но не соответствует
данному возрасту. Для детей представляет
сложность разграничение
Далее авторы учебника предлагают провести работу по углублению понятия на новом языковом материале. Поэтический текст создает условия, помогающие детям понять, как рождается многозначность слова.
Упражнение 79. Прочитай отрывок из стихотворения. / И в небе барашки, / и в море барашки,/ и горы - большие барашки в кудряшках./ Как ты думаешь, что именно в небе поэтесса называет барашками? А в море?
Следующий
поэтический текст содержит метафорические
образы, позволяющие увидеть, как
обычные бытовые слова
Упражнение 80.Прочитай отрывок из стихотворения./Лес в дремоте. Тишина./ Шапки снежные сосна /Нахлобучила на ветки./ Рядом елочки-соседки/ Зябко кутаются в шали…/Что означает первое выделенное слово? Это – головной убор? Или это то, что покрывает верхушку чего-либо? Есть два разных слова шапка, или это одно слово с разными значениями. Аналогично со словом шали. Дети читают вывод в учебнике: Поэты и писатели часто используют то, что у слова может быть несколько значений. Иногда поэты сами придают слову новое значение.
Вывод подтверждает главную мысль: многозначность слова – это то, что рождается самими людьми, она появляется в результате деятельности человека, писателей, поэтов, которые придают словам новые значения. Новое значение слова – это то, что может породить наблюдательность каждого из нас. Можно провести творческое задание: на основе наблюдений придумать новые значения известных слов, сделать иллюстрации.. Можно продолжить эту работу на уроках чтения и окружающего мира.
Далее идет знакомство с омонимами (не называя терминов). Дети учатся разграничивать понятие омонимы (слова, которые случайно пишутся и звучат одинаково) и многозначные слова. Работа идет с Толковым словарем, дети видят отличия в написании толковых статей. Для работы даны слова: сельский клуб, клуб дыма, дверной ключ, чистый ключ, бычок, боксер, лук, коса.
В конце второй четверти при изучении темы: «Парные согласные в корне» появляется возможность познакомить детей с многозначными словами – прилагательными. Для разбора предложены словосочетания: молочный суп – молочный зуб. Можно предложить детям попробовать объяснить значение слова молочный путем подбора синонимов (дети уже знакомы с синонимами): молочные зубы – первые зубы и путем словообразовательного анализа: молочный суп – суп из молока. Так как в словаре учебника объяснения этого слова нет, можно предложить детям творческое поисковое задание на дом. Также может возникнуть проблема многозначное это слово или нет. Так или иначе, выполняя самостоятельную, работу дети обогатят свои знания о многозначных словах.
Информация о работе Усвоение многозначных слов младшими школьниками