Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении существующих методик, направленных на улучшение усвоения многозначных слов, применение их в практической деятельности.
Задачи:
1.В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность работы над многозначными словами в начальной школе.
2.Раскрыть особенности усвоения многозначных слов младшими школьниками.
3.Рассмотреть методику работы над многозначными словами, найти дополнительные области применения многозначных слов на уроках в начальной школе.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть…………………………………………………………4
Лексическое значение слова…………………………………………...5
Структура лексического значения………………………………….….7
Многозначность слова………………………………………………….8
Особенности словарного описания многозначных слов…………….10
Усвоение многозначных слов………………………………………...........11
Структура процесса усвоения…………………………………...........12
2.2 Возрастные особенности процесса усвоения многозначных слов…14
Методика работы над многозначными словами………………………….17
Работа над многозначными словами по методике УМК «Перспективная начальная школа»………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………
Здесь же даны упражнения формирующие умение выбирать слова с несколькими значениями при помощи Толкового словаря. Упражнение 130: запиши слова: золотой, ледяной, ключ, коса, лук, лапа в алфавитном порядке. Найди первые три слова в Толковом словаре, твой сосед пусть найдет последние три. Какие слова употребляются в нескольких значениях? Летучая мышь (герой учебника) держит плакат – подсказку: « Многозначные слова записаны в Толковом словаре ОДИН РАЗ, а разные значения даны под разными цифрами! Вот так: ЗОЛОТОЙ , -ая, -ое. 1. … 2. … 3. … »
Какие
слова звучат и пишутся
Во втором полугодии 2 класса дети наблюдают над многозначностью более сложных слов: мягко ( мягко светятся иголки), горечь( горечь разлуки), котелок( надевает котелок), строит( строит глазки), мир( мир растений); объясняют значения слов при помощи синонимов; работают со словарем.
Анализируя материал по усвоению многозначных слов в 1 – 2 классе мы видим, что ребенок проходит три этапа усвоения понятия, но усвоения не происходит в силу возрастных особенностей. Только очень немногие дети осмыслили, что такое многозначность, сами находят многозначные слова в тексте, обращают на них внимание. В дальнейшем знания этих детей можно использовать при работе в группе. Для большей части детей - это скорее восприятие и начало осмысления материала, накопление знаний, наблюдений над явлением многозначности. Так или иначе, к 3 классу накоплен достаточный запас многозначных слов и умений, связанных с ними: дети умеют искать статьи многозначных слов в словаре, по статье определять многозначное это слово или нет, объяснять, почему это слово многозначное. Умеют находить известные значения в текстах, с помощью учителя умеют разграничивать омонимы и многозначные слова.
Построение
программы ПНШ –
Слова с несколькими значениями, данные в Толковом словаре для 3 класса: абзац, альт, арка, бас, болтаться, венчать, впрок, выгореть, вырубка, глухой, грамота, долгий, доля, дом, дух, ершиться, затея, зубец, квартет, кино, князь, коптить, легкий, мех, молоть, мораль, натура, пелена, перламутр, практика, перо, платформа, пленить, почтенный, пригоршня, родина, свежий, сотрудник, старый, тактика, труба, фуфайка, хлеб, черепок, шесток, язык, янтарный.
Разговор о многозначных словах начинается в 3 классе на уроке по развитию речи (1 четверть). С помощью толкового словаря дети знакомятся со словом абзац, выбирают подходящее значение слова для урока.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение – изучается во второй четверти при изучении темы: Части речи. Глагол. Так как термин и определение многозначных слов введено во 2 классе, в 3 классе продолжается работа по осмыслению понятия, выполняются различные упражнения. По картинке дети объясняют два значения слова платформа и отвечают на вопросы учебника: Кто из вас помнит, какие слова называются многозначными? Открой словарь на букву Д и прочитай примеры многозначных слов. В чем особенность записи таких слов в словаре? Каждое из них записано несколько раз или один раз?
Упражнение 39. Прочитай шуточное стихотворение Г. Новицкой: /Меня послали в огород / За луковым пером./ Смотрю: на грядках лук растёт,/А перьев нет кругом./ Они на курицах растут,/Я точно знаю это./ Какая-то ошибка тут – / У лука перьев нету! /Найди в Толковом словаре слово перо. Много ли значений у этого слова? В каких значениях слово перо используется в стихотворении? Есть ли такие значения в Толковом словаре?
Упражнение 40. Прочитай текст: / Хлеб ржаной, батоны, булки / Не добудешь на прогулке./ Люди хлеб в полях лелеют,/ Сил для хлеба не жалеют"./ В разных ли значениях слово хлеб употреблено в первом и во втором предложениях? Проверь, какие значения слов хлеб есть в Толковом словаре. Проиллюстрируй указанные значения нужными строчками из стихотворения. Какое значение этого слова осталось без иллюстрации? Знакомо ли тебе такое выражение «Не хлебом единым жив человек»? Как ты понимаешь его? В каком из трех значений употреблено здесь слово хлеб?
Далее начинается четвертый этап работы по усвоению понятия. Дети наблюдают прямое и переносное значение слова. Новый материал дается в учебнике в виде диалога волшебницы и героев учебника Маши и Миши.
-Я хочу задать вам один непростой вопрос,- загадочно произнесла Волшебница. - У поэта Сергея Есенина есть такие слова: «Сыплет черемуха снегом…».- Как вы думаете, о каком времени года писал поэт?
–Какой же это трудный вопрос,- засмеялся Миша. – Кто не знает, что снег бывает только зимой?
–А вот и нет,- возразила Маша. - В этом стихотворении речь идет не о зиме и не о снеге.
–Умница, Маша! – похвалила девочку Волшебница. – Одним и тем же словом « снег» можно назвать не только зимние осадки, но и летящую весной с черемухи белую массу лепестков. Ведь лепестки похожи на снег и по цвету, и по форме.
–Я понял!- сказал Миша.- Поэт сравнивает белые лепестки со снегом!
–Правильно, Миша!- улыбнулась Волшебница.- Поэт использовал слово «снег» не в прямом, привычном значении, а в переносном. Понятно?
-Давайте проверим, поняли ли вы, что такое прямое и переносное значение слова, - предложила Волшебница.
Упражнение 41. Прочитай примеры употребления слов в прямом и переносном значении: Каша манная - каша в голове; хвост самолета - хвост собаки; сладкие улыбки – сладкие пирожки; бархатный голос - бархатный костюм; мурлычет кошка - мурлычет ручей. В этих примерах выделенные слова обозначают одно и то же или разное? Перепиши примеры так, чтобы на первом месте был пример со словом в прямом значении.
Для самостоятельной работы дается задание из тетради для самостоятельных работ.
Упражнение 24. Прочитай: /… не знает покоя компьютерный кот,/ Пытаясь добраться все дни напролет/ До вкусной компьютерной мыши./ Слово мышь в тексте имеет прямое или переносное значение? Нужное подчеркни.
Упражнение 27. Прочитай: / Папа мне сказал: « Во вторник/ Ночью был такой мороз/ Что к стеклу машины дворник / Словно намертво примерз./ Колесо вдруг облысело,/ И коробка передач / Почему – то полетела/ Что же делать? Ну, хоть плачь!»/ Бедный папа, я не знаю,/ Чем помочь тебе, скажи./ Ту коробку, что летает, / Я поймаю. Не тужи. / И не плачь – решу вопрос я./ Дворнику – дам чаю./ Только лысые колеса / Чем спасать – не знаю./ Впиши выделенные слова в нужные строки, поставив их в начальную форму. ……………..- 1. Человек, убирающий двор. 2. Устройство в автомобиле для вытирания смотрового стекла.
………………..
– 1. Не имеющий волос. 2. (разг.)
о колесах со стертыми
Упражнение
28.Прочитай: /Приходи к нам, весна,
с радостью,/ С пшеницей золотою,/
С ячменем усатым,/ С овсом кудрявым…/.
Найди прилагательные, которые употреблены
в переносном значении. Подчеркни
их волнистой линией. С каждым из
них составь такое
Упражнение 42. Выпиши из словаря значение слова труба под цифрами 1 и 2. Для каждого значения выпиши из стихотворения родственное слово. Запиши предложения, выделенные цветом, столбиком. В конце каждого из них поставь цифру, которая соответствует одному из значений слова труба. / Трубач любил свою Трубу./ А Трубочист — свою./ Трубач играл в свою Трубу,/А Трубочист — в свою./ А вечерами Трубочист/ Звал в гости Трубача:/ ОНИ СИДЕЛИ НА ТРУБЕ / ОНИ ИГРАЛИ НА ТРУБЕ,/И, громко хлопая себе,/ Плясали «Ча-ча-ча».\
Большинство
детей не могут выполнить самостоятельно
предложенные упражнения. У некоторых
детей осмысления, а значит и усвоения
понятия многозначности в этом возрасте
не происходит. Это связано с рядом причин,
одной из которых я считаю низкую технику
чтения. Не секрет, что в первой четверти
3 класса навык беглого чтения имеют около
40% учащихся. Многие из тех, кто читает
быстро, не понимают прочитанного, а для
работы со словарями и текстами, для усвоения
многозначных слов необходим навык
осознанного чтения. Также испытывают
трудности в понимании значений слова
дети, мышление которых недостаточно развито.
Точное понимание значения слова, обозначающего
понятие, умение быстро, в сотые доли секунды,
выбрать нужное слово, соединить его по
смыслу и грамматически с другими словами
говорит о развитом понятийном мышлении.
В младшем школьном возрасте только закладываются
основы понятийного мышления, поэтому
усвоение многозначных слов представляет
трудность для некоторых детей.
Заключение.
Лексической
работе на уроках русского языка в начальной
школе отводится всего несколько часов
в каждом классе. С другой стороны – поиск
слов в словарях, чтение статей, объяснение
значений слов требует больших затрат
времени. Нужно поощрять самостоятельную
работу детей, не препятствовать тому,
чтобы дети сами находили значения слов
в толковом словаре, даже если кажется,
что это пустая трата урока. На это нельзя
жалеть время: только затратив усилия
по поиску слов, затратив усилия на то,
чтобы прочитать словарные статьи, чтобы
самому убедиться в том, что значения слова
записаны несколько раз, школьник может
усвоить эти новые знания.
Список используемой литературы.
Информация о работе Усвоение многозначных слов младшими школьниками