Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении существующих методик, направленных на улучшение усвоения многозначных слов, применение их в практической деятельности.
Задачи:
1.В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность работы над многозначными словами в начальной школе.
2.Раскрыть особенности усвоения многозначных слов младшими школьниками.
3.Рассмотреть методику работы над многозначными словами, найти дополнительные области применения многозначных слов на уроках в начальной школе.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть…………………………………………………………4
Лексическое значение слова…………………………………………...5
Структура лексического значения………………………………….….7
Многозначность слова………………………………………………….8
Особенности словарного описания многозначных слов…………….10
Усвоение многозначных слов………………………………………...........11
Структура процесса усвоения…………………………………...........12
2.2 Возрастные особенности процесса усвоения многозначных слов…14
Методика работы над многозначными словами………………………….17
Работа над многозначными словами по методике УМК «Перспективная начальная школа»………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………
Вся работа по усвоению многозначных слов в начальной школе возможна лишь на практической основе, без теоретических сведений, до недавнего времени не давалось определение многозначных слов.
Процесс формирования понятия «многозначное слово» проходит четыре этапа:
Рассмотрим процесс формирования понятия многозначные слова в начальной школе. Работа над понятием, как отмечалось выше, начинается с анализа языкового материала и установления существенных признаков понятия. Как доказано многочисленными исследованиями по психологии и методике русского языка, результативность аналитической деятельности учащихся возрастает, если школьники сами подбирают или составляют исходный материал, выполняя под руководством учителя определенные задания. Результативность обусловлена тем, что сам характер задания требует от учащихся активного оперирования признаками понятия и нацеливает их на понимание роли многозначных слов в речи.
Сущность однозначности и многозначности слов целесообразнее всего показать путем сопоставления слова и предмета, называемого данным словом. Учитель должен подготовить языковой материал. Это может быть просмотренный накануне фильм, материалы экскурсии, прочитанный рассказ, стихотворение, серия картинок. Работа над многозначностью начинается в 1 классе, поэтому серии картинок отдается предпочтение. Для беседы используются рисунки, изображающие предметы: для однозначных слов, например гантель, грач, кувшин, морж. Для многозначных - рисунки, изображенные в Азбуке (1 класс): ручка, азбука, язык, спинка. Опыт показал, что знакомство с полисемией целесообразнее начинать с многозначных, а не с однозначных слов. Учащие, составляя предложения по картинкам, наблюдают, что одно и то же слово употребляется в разных значениях. Дети очень любят уроки, на которых идет работа над многозначностью, получают удовольствие, делая маленькие открытия, поэтому мотивация для знакомства с новыми значениями слов у детей высокая. Далее дети выясняют, что со словом морж составить такие предложения не получается. Период наблюдения над многозначностью и анализ языкового материала должен быть длительным, в течение 1 класса, т.к. после первой встречи с явлением полисемии лишь четвертая часть детей в «сильном» классе осознают существенные признаки. Дети улавливают значение слова «много», и придумывают «много» предложений со словом морж и язык в прямом значении, не понимая «чего от них хотят», поэтому здесь необходимо предложить детям ( в 1 классе по мере улучшения техники чтения) такие упражнения: соотнесение названия предметов с соответствующими рисунками (кисть руки, кисть винограда, кисть малярная) ; соотнесение толкования лексического значения с рисунками и названиями; нахождение толкования значения слова в словаре(2 - 3 класс); составление толкования лексического значения слова (3 – 4 класс). Нередки случаи, когда вместо многозначных слов дети приводят примеры омонимов. В начальных классах разграничение представляет для детей очень большую сложность (30 – 40% понимают разницу в 3 – 4 классе), но учитель должен обращать на это внимание, предлагая задания такого вида: сделайте иллюстрацию к словосочетанию: натянуть лук, растет лук; что неправильно нарисовал художник: у девочки коса, у мужчины коса; нарисуйте правильно; на основе наглядного восприятия дети делают вывод, что толкования омонимов «не похожи», это разные слова. К рисункам необходимо пояснение учителя: коса - сельскохозяйственное орудие; коса – прическа, т. к. учащиеся могут сделать неправильный вывод: оба предмета длинные – это разные значения слова. Заданиями повышенной сложности являются задания: найдите слова, имеющие несколько значений: лук, морковь, кисть; можно ли сказать, что это слово с разными значениями: Санитарка моет пол. Посадили больного в санитарку? Почему это разные слова? Эти задания подходят для дифференцированной работы. Также можно наблюдать отличие структуры словарной статьи омонимов и многозначных слов при работе со словарями (3 – 4 класс). И хотя разграничение представляет большую сложность, если мы не познакомим детей с омонимами, мы не сможем в дальнейшем полностью решить проблему родственных слов.
Во втором – четвертом классе происходит дальнейшее наблюдение явления многозначности: среди многозначных слов появляются слова разных частей речи (воздушный шар - воздушный насос, ударил по дереву - ударил мороз), отвлеченные понятия. Учащиеся переходят к следующему этапу формирования понятия – обобщение понятия, введение термина.
Введение термина многозначные слова происходит во втором, третьем классе (по разным программам). К этому времени у учащихся должен быть накоплен определенный запас слов и выделены существенные признаки понятия. Термин « многозначные слова» должен быть изображен на доске или на карточке, учитель читает вслух, обращает внимание на ударение, правописание. Далее учащиеся читают термин про себя и хором. Учитель обращает внимание, что это сложное слово, разбирает по составу. Практически учащиеся подходят к определению многозначности, т.к. многозначные слова – это слова у которых много значений. Для закрепления полученных знаний в дальнейшем, учитель употребляет термин «многозначные слова», а не «разные значения одного слова» и требует от детей употребления данного термина.
Далее начинается третий этап работы над формированием понятия – осознание формулировки определения «многозначные слова». На этом этапе дети должны отвечать на вопросы: Что такое многозначные слова? Какую роль в речи выполняют? Много ли в русском языке многозначных слов? Чем отличаются однозначные слова от многозначных слов? Чем отличаются от омонимов? (в некоторых программах дается определение омонимов). Для осмысления явления многозначности и отличия их от омонимов очень хорошие результаты дает работа с карточками: многозначное слово на карточке указано один раз, объяснения даются на разных карточках; слова с одним значением – на одной карточке; омонимы с объяснением записаны на разных карточках. Это позволяет изучать свойства многозначных слов, осуществлять предметное действие с объектом, прежде чем перейти к персептивному действию – работе со словарем.
Основная
работа на этом этапе
В начальной школе существуют следующие приемы знакомства с разными значениями одного слова:
1.Развернутое объяснение учителем.
2.Использование
толкового словаря или
3.Использоваие картинки.
4.Использование слов в контексте.
5.Подбор синонимов.
6.Подбор антонимов.
Наиболее удачными приемом, позволяющими организовать самостоятельную, творческую работу детей на этом этапе являются, на мой взгляд, работа с толковыми словарями.
Знакомство
с толковыми словарями
Система работы в этом направлении включает ряд процедур – и относительно простых, и более сложных: необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике; понимали назначение каждого вида словаря; осознавали особенности толкового словаря; учились читать словарную статью и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают Толковые словари; важно, чтобы школьники понимали принцип построения словарной статьи многозначного слова и отличали их от способа толкования омонимов;
К 4 классу учащиеся уже умеют находить в словаре нужное значение слова, составлять толкование лексического значения слова по образцу, узнавать слово по его лексическому значению.
Также на этом этапе для закрепления полученных знаний и формирования лексикологических умений выполняются упражнения следующих видов: узнавание однозначных и многозначных слов среди данных слов; нахождение в толковом словаре многозначных слов; составление словарной статьи многозначного слова(4 класс); выборочный диктант с однозначными и многозначными словами.
Рассмотрим подробно эти упражнения:
Для формирования умения узнавать многозначные и однозначные слова учащимся дан ряд слов. Сначала, опираясь на свои знания, свой жизненный опыт дети определяют, называют эти слова один предмет (признак, действие) или разные предметы ( признаки, действия). Затем сравнивают свое определение с определением в толковом словаре. В тетрадях учащихся появляется запись:
Однозначные слова: айсберг, олень.
Многозначные слова: дополнение, число, челнок.
Работу
по нахождению многозначных слов в
толковом словаре рационально
Составление словарной статьи многозначного слова ( 4 класс). Для этого упражнения на доске и в тетрадях учащиеся записывают словосочетания, например со словом «земляника»: земляника в цвету; спелая земляника. Желательно показать школьникам рисунки, на которых изображена земляника и ее плоды. Это упражнение выполняется под руководством учителя, который ставит следующие вопросы:
Какой предмет обозначает земляника в первом словосочетании? (« Травянистое растение с белыми цветками, дающее сладкие плоды».) Во втором? ( «Ягоды этого растения».) Есть ли что-нибудь общее между данными предметами? ( Они часть и целое одного предмета.) Далее составляется словарная статья слова земляника. Учитель напоминает, что нужно поставить в слове ударение, указать окончание родительного падежа единственного числа, обозначить род. Затем записываются под номерами два лексических значения этого слова и приводятся примеры употребления. Можно сравнить полученную статью со статьей в толковом словаре.
Выборочный
диктант. Учитель диктует
Следующий этап формирования понятия - конкретизация языкового понятия на новом языковом материале, упражнения в распознавании многозначных слов…
Четвертый этап формирования понятия многозначные слова имеет свое продолжение в средней школе. В начальной школе лишь продолжается накапливание языкового материала, вводятся многозначные слова разных частей речи и упражнения разной степени сложности, оттачивается умение детей употреблять многозначные слова и распознавать их. Дальнейшего углубления понятия, знакомства с новыми признаками и свойствами не происходит. В некоторых программах детей знакомят с прямым и переносным значением слов.
Информация о работе Усвоение многозначных слов младшими школьниками