Усвоение многозначных слов младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении существующих методик, направленных на улучшение усвоения многозначных слов, применение их в практической деятельности.
Задачи:
1.В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность работы над многозначными словами в начальной школе.
2.Раскрыть особенности усвоения многозначных слов младшими школьниками.
3.Рассмотреть методику работы над многозначными словами, найти дополнительные области применения многозначных слов на уроках в начальной школе.

Содержание

Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть…………………………………………………………4
Лексическое значение слова…………………………………………...5
Структура лексического значения………………………………….….7
Многозначность слова………………………………………………….8
Особенности словарного описания многозначных слов…………….10
Усвоение многозначных слов………………………………………...........11
Структура процесса усвоения…………………………………...........12
2.2 Возрастные особенности процесса усвоения многозначных слов…14
Методика работы над многозначными словами………………………….17
Работа над многозначными словами по методике УМК «Перспективная начальная школа»………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 81.36 Кб (Скачать документ)

1.4 Особенности словарного описания многозначных слов.

При описании разных значений одного итого же слова  соблюдается определенный порядок. Сначала толкуются прямые номинативные значения, а затем вторичные, переносные. Так значение слова голова – «часть тела» является прямым, и в словарной  статье этого слова оно описывается  первым, а значение «ум, рассудок» (Этот парень с головой!) – переносным, и его толкование на втором месте. Порядок значений зависит также от ряда других факторов, которые в совокупности можно охарактеризовать как соотношение « ядра» и  «периферии». «Ядерные» значения описываются первыми. Понятия « ядра» и « периферии» могут характеризовать разные стороны слова: его семантику, грамматику, стилистические свойства, употребительность в речи. Общеупотребительные значения слова можно считать его смысловым ядром, а редкие и специальные – периферией. Значения, принадлежащие литературному языку – ядерные, а просторечные и жаргонные – периферийные. Стилистически нейтральное слово стоит в словаре прежде, чем стилистически окрашенное. Значение, в котором многозначное слово имеет полную парадигму склонения или спряжения имеет преимущество перед значениями с неполной парадигмой. Значение, в котором многозначное слово свободно сочетается в предложении с другими словам, предшествует в его словарной статье значению, фразеологически связанному или синтаксически обусловленному.

Большую сложность  представляет отыскание  всех отдельных значений слова. Сравнительно легко наметить основные группы значений; но установление так называемых оттенков представляет уже большие трудности. И иным кажется неважным, а иным субъективным. Не может быть сомнения  в том, что «…такие ведущие  к своего рода словарному агностицизму суждения глубоко неверны: трудность  отыскания чего-либо не доказывает еще отсутствие искомого…»[12]. Словарь является не простым собранием всех имеющихся значений, а собранием сгруппированных под отдельными  словами  общих понятий под которые подводится в данном языке единичные явления действительности. Поэтому в словаре под каждым фонетическим словом должен быть дан исчерпывающий и точный перечень понятий, с ним соединенных. Это дело «…весьма деликатное и требует исключительно обостренного языкового восприятия…»[12]. Академик Щерба для анализа берет «…такое простое на первый взгляд  слово – игла…» и показывает, что помимо очевидных понятий, выраженных этим словом, существует множество оттенков слова. «…все сказанное целиком объясняет практическое требование к составителям словарей: не мудрствуй лукаво, а давай как можно больше разнообразных значений.»[12]

  1. Усвоение многозначных слов

Показатель  истинного усвоения понятий –  их применение в новых условиях, вместе с тем, именно в процессе использования  понятий овладение ими идет наиболее успешно.

Усвоение  – процесс приобретения индивидом  общественно – исторического  опыта, в ходе которого он овладевает социальными значениями предметов и способов действия с ними ( энциклопедия социологии).

Каждый  вновь усвоенный предмет или  явление должны быть скреплены словом. Появление нового требует слова  для его обозначения, уход из употребления какого-либо предмета, явления влечет за собой постепенное забывание  слова, служившего ему названием.

Усвоить: 1.Сделать своим, привычным  для  себя; 2. Поняв, разобрав, как следует  запомнить, утвердить в своем  сознании. ( Толковый словарь Ушакова)

Эффективность усвоения – качество, прочность, скорость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Структура процесса усвоения

Для успешного  усвоения многозначных слов необходимо правильно организовать работу над  восприятием, осмысливанием и запоминанием.

При создании условий для успешной организации восприятия многозначных слов, необходимо учитывать опыт детей и имеющиеся знания. Знакомство с новыми значениями слов затруднено  отсутствием у младших школьников жизненного опыта, необходимого уровня культуры,  языкового чутья. Поэтому для работы на уроках в начальной школе необходимо тщательно отбирать языковой материал, начинать работу над многозначностью с известных, часто встречающихся слов; перед включением новых, неизвестных значений проводить работу по обогащению жизненного опыта детей, обращать внимание детей на использование разных значений слова.

 Для  выработки «языкового чутья» необходимо  приобщать младших школьников к лучшим образцам художественной литературы.

…Рожь, рожь…  Дорога полевая /Ведет неведомо куда,/Над полем низко провисая,/Лениво стонут провода…

Такие тексты, подобно камертону, дают настрой  развития детской речи, служат основой  для развития «чувства языка». Без образцов языка, без слушания, чтения не может быть восприятия и понимания значений слов, их оттенков.

Для успешного  восприятия  многозначных слов необходимо включение в процесс восприятия различных анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных (показ картинок, восприятие слова на слух, в контексте, изображение на рисунке).

Ребенок младшего школьного возраста отличается эмоциональностью, поэтому для успешного восприятия полисемии нужно создавать эмоциональный фон. Использовать технические средства ( мультипликация, аудиозаписи), инсценировки веселых стихов, игровые ситуации.

Необходимым условием успешного восприятия является включение в процесс восприятия практических и умственных действий, поэтому хорошие результаты дает работа с карточками и работа с  толковыми словарями.

Правильно организованное восприятие материала  во многом обеспечивает его понимание, осмысление. Для успешного осмысления необходимо включать новые знания в систему  ранее усвоенных, осуществлять практическую деятельность. Мыслить – значит спрашивать, а спрашивать значит сознательно относиться к действительности – делать для себя открытия. На уроках в начальной школе при изучении многозначных слов  эффективно использовать проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, во время которых дети сами  объясняют новые значения. Один из приемов -  использование юмористических картинок (нос девочки - нос лодки). Нужно отметить, что в младшем школьном возрасте только закладываются основы понятийного (теоретического) мышления, поэтому овладение пониманием новых значений слова представляет трудность для ребенка. Ребенок младшего школьного возраста может даже пользоваться несколькими значениями наиболее известных слов, но «глубины» понимания значения у него нет. Особенно это касается глаголов (часы стоят, люди стоят). Нередко младший школьник может сказать: «Почему ты говоришь: часы стоят? Они не стоят, а висят на стене», поэтому важной сферой работы, связанной с явлением многозначности, является анализ образов. Таким материалом богаты художественные тексты, поэтому анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значений – это основа работы над многозначностью в начальных классах. Также для работы  на уроках следует отбирать слова доступные для понимания ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Возрастные особенности  процесса усвоения  многозначных слов

Усвоение значений отвлеченных понятий представляет для младших школьников большую сложность. Развитие форм конкретно-образного мышления предшествует развитию форм абстрактного мышления. Подавляющее большинство объяснений, данных в детских работах,  представляет собой различные конкретизации отвлеченного значения. Чаще всего объяснение отвлечённого понятия даётся детьми через функциональное его проявление. К примеру: любовь – любить маму. При этом значение слова может определяться детьми через чисто внешнее, частное, несущественное проявление данного понятия, что связано с возникающими в их сознании побочными, примыкающими к основному понятию ассоциациями. Можно проследить, как преломляется отвлечённое понятие через жизненный опыт ребёнка, его собственное восприятие мира: работа – это куда папа уходит, дисциплина – человек не дерётся. Таким образом, из совокупности всех признаков, входящих в значение слова, выделяется один, который является для ребёнка признаком-заместителем абстрактного понятия. Отсюда следует, что работа над значением слова обязана быть связана с установлением полного комплекса признаков, составляющих это значение. Стремление детей к наглядности в толковании отвлеченных понятий особенно ярко сказывается в определении значения слова через конкретный эпизод, иллюстрирующий функциональное проявление данного понятия. К этому способу примыкает способ определения значений по месту, причине, источнику, следствию или цели функционирования данного явления. Особенности детского мышления проявляются в том, что само явление не отграничивается от цепи  смежных явлений, так или иначе связанных с данным, например: веселье – на елке или на празднике. Признак, лежащий в основе отвлеченного понятия, в осознании детей очень часто не отделяется от носителя признака, что также вытекает из конкретности мышления ребенка (жадность - это тот человек, который не дает конфету). Как можно заметить, в подавляющем большинстве случаев детские толкования нельзя рассматривать как логические эквиваленты толкуемого значения. При этом обращает на себя внимание безразличие детей к грамматическому соответствию между толкуемым словом и его толкованием. Существительные толкуются через прилагательное (грусть - нерадостный), глаголы (радость – веселиться). Конечно, среди детских толкований имеют место определения абстрактно-логического характера типа: радость – чувство (родовое понятие), героизм – храбрость (синонимическое определение) и подобные. Эти толкования свидетельствуют о закреплении в сознании детей связей системного характера. Однако в ответах учащихся четвертых классов такие толкования составляют лишь 4 % . Таким образом, учитывая возрастные особенности младших школьников, трудности в осмыслении, а значит и в толковании значений, обучение многозначности в начальной школе есть лишь платформа для дальнейшего изучения этого явления в средней школе.

 Полученная  и переработанная с помощью  мышления информация, должна быть  сохранена в памяти школьника  с тем, чтобы в любой момент  можно было воспроизвести то, что нужно, и в случае необходимости  применить в деятельности. Для правильной организации закрепления в памяти учебного материала учителю следует знать закономерности протекания процессов памяти, индивидуальные особенности памяти, приемы запоминания. Запоминание зависит от характера деятельности. Наибольшая эффективность запоминания будет в том случае, когда оно происходит в активной деятельности. На этом этапе велика роль упражнений. Необходимо нацеливать учащихся на дальнейшее использование новых значений слов  в изложениях и сочинениях, при выполнении творческого домашнего задания, так как чем четче ученики осознают значимость того, что нужно запомнить, тем выше уровень запоминания.

Усвоение  тесно связано с применением. Применение новых знаний ( по образцу, по правилу) ведет к более глубокому усвоению. И наоборот, понятие считается усвоенным, если ученик может применить знания в новых творческих условиях.

Проблемой в усвоении многозначных слов я считаю ограниченность ситуаций их применения в повседневной жизни учащихся. Поэтому созданию таких речевых ситуаций необходимо уделять много внимания в учебной деятельности. Учителю необходимо создавать такие условия, при которых школьник имел бы возможность употреблять многозначные слова ( в разных значениях), имел потребность говорить и писать – составлять предложения, связные тексты разного объема, содержания, стиля и жанра.

Речевые ситуации, стимулирующие применение  новых значений слов.  

- наблюдение  за явлениями природы, с сопутствующими  и последующими беседами, рассказыванием  или письменными сочинениями.

- экскурсии  во время которых также проводятся  беседы, по результатам экскурсий-  отчеты, рассказы , сочинения

- участие  в трудовых делах, рассказы  о труде и профессиях, беседы, сочинения

- игры, особенно ролевые, драматизация  художественных произведений, организация  внеклассных игр-конкурсов (занимательный  русский язык, загадки слов и  т.д.) и мероприятий

- работа  со словарем.

 Формирование  понятия многозначные слова должно  быть не изолировано, а в  системе, в процессе постоянного  изучения родного языка, разных  его аспектов. Дети усваивают  не отдельные, обособленные друг  от друга значения слов, а стройную  систему понятий, связей между  ними. В связи с этим велика  роль учителя:  для успешного  усвоения учитель должен четко  знать какие именно понятия  уже сформированы у детей, а  какие еще нет, на какой стадии  формирования того или иного  понятия находятся учащиеся, к  усвоению каких понятий класс  готовится, в чем состоит эта  подготовка.

 Усвоение  понятия многозначные слова опирается  на развитие речи младшего  школьника, в свою очередь знакомство  с фразеологическими и лексическими  явлениями создает базу для  работы по развитию речи учащихся  – по обогащению их словарного  запаса, по формированию монологической  речи.

В период школьного обучения к речи ребенка  начинают предъявляться большие  требования. Речь дошкольника  ситуативная, ребенок пользуется языком стихийно, в зависимости от сложившейся ситуации. В школе планирующая функция речи возрастает, ребенок говорит, потому что надо: возрастает волевой фактор высказывания. В возрасте 6-10 лет начинается новый период  речевого развития ребенка – ребенок осознает формы речи, овладевает письменной речью, понятием о литературном языке; идет интенсивное развитие монолога. Поэтому этот период является благоприятным  для обогащения словаря, овладения новыми значениями известных слов. По данным обследования ребенок, пришедший в первый класс, понимает и в случае необходимости использует от 3 до 7 тысяч слов. При переходе в пятый класс от 7 до 15 тысяч слов. Следовательно, в среднем словарь школьника обогащается примерно пятью словами ежедневно. Это происходит за счет  овладения специальными терминами и сознательным овладением законами словообразования. Помимо количественного обогащения словаря словарь ребенка обогащается качественно. Это происходит за счет усвоения новых значений известных слов и овладения переносным значением слов. 
 

  1. Методика  работы над многозначными  словами

«…  Общеизвестно, что слово является не только названием предмета или  предметов, но и выражением значения, а иногда и целой системы значений…» (Виноградов В.В.)

Согласно  программе в начальной школе  школьники должны усвоить более  ста языковых понятий. Среди них  из области лексикологии: многозначные слова, переносный смысл и т.д. Усвоение многозначных слов предполагает приобретение следующих навыков:

  1. Восприятие новых значений на слух.
  2. Умение находить многозначные слова в тексте.
  3. Умение объяснять значение многозначных слов.
  4. Умение употреблять  многозначные слова в устной и письменной речи.

Усвоение  многозначных слов не может происходить  стихийно, поэтому методика изучения многозначных слов предусматривает  четыре основных линии:

Информация о работе Усвоение многозначных слов младшими школьниками