Включение учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида в систему командных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:20, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
-определить двигательные возможности исследуемых учащихся;
- провести анализ собранных педагогических данных на учащихся;
- выявить уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
- разработать, внедрить упражнения и игры с мячом для подготовки к игре « Баскетбол»;
- включить в программу для учащихся 4 классов упражнения с мячом;
- удовлетворить желание учащихся 5 классов играть в баскетбол и другие командные игры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I
Система физического воспитания учащихся 4-5 классов с нарушениями интеллекта………………..5
1.1. Уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………………………………………………………….9
1.2. Анализ программы по физическому воспитанию 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида…11
1.3. Система спортивных игр (констатирующий эксперимент)……………. 13
Глава II
Методические рекомендации к овладению навыками спортивных игр командного характера
2.1. Организация игровой деятельности учащихся 4-5 классов в процессе подготовки к игре.……….20
2.2. Овладение элементами спортивных игр командного характера (на примере игры « Баскетбол») формирующий эксперимент…27
Глава III
Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к играм командного характера («Баскетбол», «Пионербол», «Волейбол»)
3.1 Использование индивидуального подхода при подготовке к играм командного характера…….33
3.2. Разработка и апробация примерных уроков с преимуществом игры « Баскетбол»……..36
3.3. Результаты контрольного эксперимента…………………………………39
Заключение ………………………………………………………………………41
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения ………………………………………………………………….….44

Работа состоит из  1 файл

Буда..doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ  VIII ВИДА В СИСТЕМУ КОМАНДНЫХ ИГР»

 

 

 

Студентки VI курса

дефектологического факультета

заочного отделения

отделения олигофренопедагогики

Степановой Светланы Сергеевны

 

 

Научный руководитель

Доктор педагогических наук, профессор

Василий Маркович Мозговой

 

 

 

Москва, 2008 г.

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………...……3

 

Глава   I

Система физического воспитания учащихся 4-5 классов с нарушениями интеллекта…………………………………………………………………..……..5

1.1   . Уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………………………………………………………….9

1.2   . Анализ программы по физическому воспитанию 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида………11

1.3   . Система спортивных игр (констатирующий эксперимент)……………. 13

 

Глава II

Методические рекомендации к овладению навыками спортивных игр командного характера

2.1. Организация игровой деятельности учащихся 4-5 классов в процессе подготовки к игре. ……………………………………...……………………….20

2.2. Овладение элементами спортивных игр командного характера (на примере игры « Баскетбол») формирующий эксперимент…………..………27

 

Глава III

  Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к  играм  командного характера («Баскетбол», «Пионербол», «Волейбол»)

3.1  Использование  индивидуального подхода при подготовке к  играм  командного характера………………………………………………………..….33

3.2.  Разработка и апробация примерных уроков с преимуществом игры          « Баскетбол»……………………………………………………………….……..36

3.3. Результаты контрольного эксперимента…………………………………39

 

Заключение ………………………………………………………………………41

 

Литература …………………………………………………………………...….42

 

Приложения ………………………………………………………………….….44

  

 

 

 

 

 

Введение

   Система физического воспитания, как комплексная, предполагает включение учащихся в организованную форму занятия физкультурой и спортом и предоставление подростку соответствующего выбора отдельных направлений в системе физической культуры.

   Для учащихся специальной коррекционной образовательной школы VIII вида физическое воспитание является составной частью учебно-воспитательного процесса и направлено на формирование двигательных умений и навыков, коррекцию физических нарушений.

   В программе по физическому воспитанию для специальной коррекционной образовательной школы VIII вида (5-10 классы) определены задачи физического воспитания. Они сводятся к:

- укреплению здоровья, физическое здоровье и повышение работоспособности учащихся;

- развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков;

- приобретению знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

- развитию чувства темпа и ритма, координации движений;

формированию навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;

        - овладению жизненно важными двигательными умениями и навыками                (социализация учащихся).

   Таким образом, для того чтобы учащиеся 4-5 классов могли свободно включиться в выполнение более сложных упражнений (какими являются  игры командного характера), необходимо выяснить:

- готовы ли учащиеся 4-5 классов выполнять ациклические движения;

- с учетом уровня двигательной подготовки отобрать детей и готовить их к играм командного характера;

-  определить возможности и влияние коллективной игры на совершенствование эмоционально-волевых и физических качеств.

   Эти установки целиком оправдывают актуальность нашего исследования.

   В качестве гипотезы мы выдвигаем положение: чем раньше мы включим учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы в систему спортивных командных игр, тем быстрее мы сможем обучить их самой игре.

   Предмет исследования: готовность к обучению играм командного характера  учащихся 4-5 классов специальной коррекционной образовательной школы.

   Объект исследования:  предпосылки игровой деятельности.

   Задачи исследования:

-определить двигательные возможности исследуемых учащихся;

- провести анализ собранных педагогических данных на учащихся;

- выявить уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

- разработать, внедрить упражнения и игры с мячом для подготовки к  игре   « Баскетбол»;

- включить в программу для учащихся 4 классов упражнения с мячом;

- удовлетворить желание учащихся 5 классов играть в баскетбол и другие командные игры.

   Методы исследования:

- ознакомиться с литературными источниками по исследуемой проблеме;

- изучить педагогические характеристики и материалы «дневников наблюдения»;

- посетить уроки ручного труда, ИЗО, физкультуры и др.

 

База: специальная (коррекционная) образовательная школа № 5

VIII вида г. Щелково Московской области.

 

 

 

Глава 1

Система физического воспитания учащихся 4-5 классов с нарушениями интеллекта

Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных школ, мы понимаем как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений, имеющихся у учащихся этих школ.

              В теории физической культуры принято выделять три группы задач, которые мы назовем:

1)     образовательные;

2)     воспитательные;

3)     оздоровительные.

В системе (45) специальных коррекционных школ необходимо выделить еще одну группу задач:

     4) коррекционные.

Для реализации этих задач, на уроках физической культуры при­меняются самые разнообразные сред­ства, с помощью которых учитель ока­зывает воздействие на учащихся. Их можно разделить на две груп­пы: I) средства общего педагогическо­го воздействия, которые применяются и на других школьных уроках: слово, средства наглядности и личный пример учителя; 2) средства физического вос­питания, которые используют только на уроках физической культуры: физи­ческие упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факто­ры.

              Такое могущественное средство пе­дагогического воздействия, каким яв­ляется слово, применительно к урокам физической культуры в коррекционной школе (15) используется в виде дидак­тического рассказа, беседы, инструк­тирования, сопроводительного поясне­ния, распоряжений, команд и словес­ных оценок.

В ходе дидактического рассказа или беседы предлагаем использовать схему, которая поможет учителю провести, например, уроки по лыжной подготов­ке, облегчит изучение конкретного двигательного действия — поперемен­ного двухшажного хода; такого рода пособие может пригодиться также на других занятиях при дозированном со­общении разнообразной информации.

Инструктирование состоит в крат­ком словесном объяснении задания, способа выполнения изучаемых движе­ний с выделением основного, ведуще­го звена техники физического упраж­нения.

Сопроводительные пояснения необходимы при демонстрации выполнения физического упражнения, они направ­ляют и обостряют восприятие харак­терных особенностей того или иного движения.

На занятиях учителю довольно час­то приходится отдавать распоряжения ("Построились") и команды, имеющие императивную форму ("Класс! В одну шеренгу — становись!").

Словесные оценки имеют сущест­веннейшее значение, так как способст­вуют правильной самооценке и само­контролю учащихся, кроме того, явля­ются эффективным средством поддер­жания интереса у учащихся к выполне­нию физических упражнений (там же).

На занятиях учитель использует по­каз физических упражнений. Необхо­димо помнить о различных вариантах непосредственной наглядности в зави­симости от двигательного содержания того или иного физического упражне­ния.

Показ может быть фронтальным (учитель стоит лицом к учащимся), ко­гда основное движение данного упраж­нения выполняется в лицевой плоско­сти; саггитальным (учитель стоит бо­ком к учащимся), в случаях, когда ос­новное движение упражнения выпол­няется в передне-заднем направлении; полповоротом (полоборотом) к уча­щимся, в тех случаях, когда упражне­ние одновременно выполняется в двух плоскостях. Показ должен быть зер­кальным, и крайне редко, в случаях крайней необходимости, очень непро­должительно, чтобы не провоцировать учащихся на дисциплинарные наруше­ния, учитель стоит к ученикам спиной.

Необходимо помнить об особенно­стях показа физических упражнений, выполняемых в низком исходном поло­жении (упор присев, лежа на спине и т.п.). В этом случае предлагается не­сколько вариантов — выбор зависит от условий проведения урока и от индиви­дуальных особенностей самого препо­давателя. Показ может проходить на возвышении; в нем могут участвовать наиболее подготовленные учащиеся; используются поясняющие жесты. При

показе учащиеся по команде принима­ют исходное положение; учитель при этом предлагает наиболее удобные формы построений (ученики становят­ся в круг, по диагонали, в шахматном порядке, построение принимает форму квадрата).

Показ физических упражнений воз­можен и с помощью опосредованной наглядности (рисунки, фотографии и т.д.) (там же).

Ввиду того, что учащиеся специальной школы склонны к подража­нию, очень большое значение имеет личный пример учителя. Это относит­ся как к его внешнему виду, так и к особенностям его физической подго­товки. Основные закономерности физиче­ского воспитания продиктованы эффек­том физических упражнений, т.е. их воздействием на состояние физиологи­ческих систем организма детей. При­чем необходимо помнить, что сущест­вуют ближайший и следовый эффекты упражнений (31). Бли­жайший эффект характеризуется про­цессами, происходящими в физиологи­ческих системах организма умственно отсталых детей во время выполнения физических упражнений и сразу после их окончания. Следовый эффект представляет ответное реагирование систем организма умственно отсталых детей на воздействие данного упражне­ния, остающееся после его окончания. При регулярном воспроизведении двигательных действий на следовый эффект каждого предшествующего уп­ражнения накладывается ближайший эффект последующего, а на их общий следовый эффект — эффект очередно­го занятия. В результате возникает ку­мулятивный (суммарный) эффект физи­ческих упражнений. А многократная кумуляция эффектов физических уп­ражнений со временем приводит к су­щественным адаптационным изменени­ям функциональных систем организма умственно отсталых детей, служащим основой для улучшения их физических качеств, а также к становлению и закре­плению двигательных навыков.

Оздоровительные силы природы упоминаются в популярной речевке: "Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!" В процессе физического вос­питания учащихся коррекционной школы эти природные силы использу­ются как условия, усиливающие эф­фект от выполнения физических уп­ражнений, а также в специальных оз­доровительных процедурах (солнечные и воздушные ванны, сеансы закалива­ния). При этом оздоровительными факторами являются солнечная радиа­ция, аэроионизация и улучшающаяся терморегуляция организма умственно отсталых детей. Учителю следует про­думывать, в какой мере увеличивать дозу воздействия оздоровительных факторов на организм умственно от­сталых детей, не полагаясь только на их субъективные ощущения (15). Дополнительным средством физиче­ского воспитания учащихся вспомога­тельной школы являются гигиенические факторы, сведения о которых дозировано сообщаются им в процессе уро­ков физической культуры, а в отдельных случаях и формируются соответствую­щие умения и навыки, которые непо­средственно отражают специфику про­цесса физического воспитания (гигиена физических нагрузок и отдыха, гигиена спортивных сооружений).

 

 

 

1.1 . Уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Особенности моторики у детей с нарушением интеллекта представлены в исследованиях Н.А. Вайзмана (8). Автор указывает на расстройство моторики у детей с нарушением интеллекта, которые проявляются в виде плохой координации движений, в недостаточной точности, вялости их. У учеников 4-5 классов очень часто встречается недостаточное развитие дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Автор подчеркивает, что у учащихся коррекционной школы наблюдается нарушение смысловой структуры двигательного акта, которое выражается в неадекватности осуществленного двигательного решения смыслу поставленной перед обследуемым задач,  независимо от того, понимает он неудовлетворительность своего решения или нет.

Нарушение двигательного состава выражается  у детей с нарушением интеллекта в недостижении или плохом движении требуемого результата из-за моторных координационных дефектов, не искажающих смысла  возникшей задачи. «Дебилы – отмечает Н.А. Вайзман, затрудняются в выполнении движений точных по размаху, скорости, силе».

Моторная отсталость может быть независима от интеллектуального дефекта; может отсутствовать при умственной отсталости, и наоборот быть составной частью интеллектуального дефекта.

Моторное развитие детей с нарушением интеллекта 11-13 лет большей частью опережает интеллектуальное развитие на 1-3 года и только в четверти случаев совпадает с ним (31).

Информация о работе Включение учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида в систему командных игр