Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:20, дипломная работа
Задачи исследования:
-определить двигательные возможности исследуемых учащихся;
- провести анализ собранных педагогических данных на учащихся;
- выявить уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
- разработать, внедрить упражнения и игры с мячом для подготовки к игре « Баскетбол»;
- включить в программу для учащихся 4 классов упражнения с мячом;
- удовлетворить желание учащихся 5 классов играть в баскетбол и другие командные игры.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I
Система физического воспитания учащихся 4-5 классов с нарушениями интеллекта………………..5
1.1. Уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………………………………………………………….9
1.2. Анализ программы по физическому воспитанию 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида…11
1.3. Система спортивных игр (констатирующий эксперимент)……………. 13
Глава II
Методические рекомендации к овладению навыками спортивных игр командного характера
2.1. Организация игровой деятельности учащихся 4-5 классов в процессе подготовки к игре.……….20
2.2. Овладение элементами спортивных игр командного характера (на примере игры « Баскетбол») формирующий эксперимент…27
Глава III
Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к играм командного характера («Баскетбол», «Пионербол», «Волейбол»)
3.1 Использование индивидуального подхода при подготовке к играм командного характера…….33
3.2. Разработка и апробация примерных уроков с преимуществом игры « Баскетбол»……..36
3.3. Результаты контрольного эксперимента…………………………………39
Заключение ………………………………………………………………………41
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения ………………………………………………………………….….44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА В СИСТЕМУ КОМАНДНЫХ ИГР»
Студентки VI курса
дефектологического факультета
заочного отделения
отделения олигофренопедагогики
Степановой Светланы Сергеевны
Научный руководитель
Доктор педагогических наук, профессор
Василий Маркович Мозговой
Москва, 2008 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I
Система физического воспитания учащихся 4-5 классов с нарушениями интеллекта……………………………………………………
1.1 . Уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………………………………………………………….9
1.2 . Анализ программы по физическому воспитанию 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида………11
1.3 . Система спортивных игр (констатирующий эксперимент)……………. 13
Глава II
Методические рекомендации к овладению навыками спортивных игр командного характера
2.1. Организация игровой деятельности учащихся 4-5 классов в процессе подготовки к игре. ……………………………………...……………………….20
2.2. Овладение элементами спортивных игр командного характера (на примере игры « Баскетбол») формирующий эксперимент…………..………27
Глава III
Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к играм командного характера («Баскетбол», «Пионербол», «Волейбол»)
3.1 Использование индивидуального подхода при подготовке к играм командного характера………………………………………………………
3.2. Разработка и апробация примерных уроков с преимуществом игры « Баскетбол»……………………………………………………
3.3. Результаты контрольного эксперимента…………………………………39
Заключение ………………………………………………………………………41
Литература …………………………………………………………………...….
Приложения ………………………………………………………………….….44
Введение
Система физического воспитания, как комплексная, предполагает включение учащихся в организованную форму занятия физкультурой и спортом и предоставление подростку соответствующего выбора отдельных направлений в системе физической культуры.
Для учащихся специальной коррекционной образовательной школы VIII вида физическое воспитание является составной частью учебно-воспитательного процесса и направлено на формирование двигательных умений и навыков, коррекцию физических нарушений.
В программе по физическому воспитанию для специальной коррекционной образовательной школы VIII вида (5-10 классы) определены задачи физического воспитания. Они сводятся к:
- укреплению здоровья, физическое здоровье и повышение работоспособности учащихся;
- развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков;
- приобретению знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- развитию чувства темпа и ритма, координации движений;
формированию навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
- овладению жизненно важными двигательными умениями и навыками (социализация учащихся).
Таким образом, для того чтобы учащиеся 4-5 классов могли свободно включиться в выполнение более сложных упражнений (какими являются игры командного характера), необходимо выяснить:
- готовы ли учащиеся 4-5 классов выполнять ациклические движения;
- с учетом уровня двигательной подготовки отобрать детей и готовить их к играм командного характера;
- определить возможности и влияние коллективной игры на совершенствование эмоционально-волевых и физических качеств.
Эти установки целиком оправдывают актуальность нашего исследования.
В качестве гипотезы мы выдвигаем положение: чем раньше мы включим учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы в систему спортивных командных игр, тем быстрее мы сможем обучить их самой игре.
Предмет исследования: готовность к обучению играм командного характера учащихся 4-5 классов специальной коррекционной образовательной школы.
Объект исследования: предпосылки игровой деятельности.
Задачи исследования:
-определить двигательные возможности исследуемых учащихся;
- провести анализ собранных педагогических данных на учащихся;
- выявить уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
- разработать, внедрить упражнения и игры с мячом для подготовки к игре « Баскетбол»;
- включить в программу для учащихся 4 классов упражнения с мячом;
- удовлетворить желание учащихся 5 классов играть в баскетбол и другие командные игры.
Методы исследования:
- ознакомиться с литературными источниками по исследуемой проблеме;
- изучить педагогические характеристики и материалы «дневников наблюдения»;
- посетить уроки ручного труда, ИЗО, физкультуры и др.
База: специальная (коррекционная) образовательная школа № 5
VIII вида г. Щелково Московской области.
Глава 1
Система физического воспитания учащихся 4-5 классов с нарушениями интеллекта
Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных школ, мы понимаем как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений, имеющихся у учащихся этих школ.
В теории физической культуры принято выделять три группы задач, которые мы назовем:
1) образовательные;
2) воспитательные;
3) оздоровительные.
В системе (45) специальных коррекционных школ необходимо выделить еще одну группу задач:
4) коррекционные.
Для реализации этих задач, на уроках физической культуры применяются самые разнообразные средства, с помощью которых учитель оказывает воздействие на учащихся. Их можно разделить на две группы: I) средства общего педагогического воздействия, которые применяются и на других школьных уроках: слово, средства наглядности и личный пример учителя; 2) средства физического воспитания, которые используют только на уроках физической культуры: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.
Такое могущественное средство педагогического воздействия, каким является слово, применительно к урокам физической культуры в коррекционной школе (15) используется в виде дидактического рассказа, беседы, инструктирования, сопроводительного пояснения, распоряжений, команд и словесных оценок.
В ходе дидактического рассказа или беседы предлагаем использовать схему, которая поможет учителю провести, например, уроки по лыжной подготовке, облегчит изучение конкретного двигательного действия — попеременного двухшажного хода; такого рода пособие может пригодиться также на других занятиях при дозированном сообщении разнообразной информации.
Инструктирование состоит в кратком словесном объяснении задания, способа выполнения изучаемых движений с выделением основного, ведущего звена техники физического упражнения.
Сопроводительные пояснения необходимы при демонстрации выполнения физического упражнения, они направляют и обостряют восприятие характерных особенностей того или иного движения.
На занятиях учителю довольно часто приходится отдавать распоряжения ("Построились") и команды, имеющие императивную форму ("Класс! В одну шеренгу — становись!").
Словесные оценки имеют существеннейшее значение, так как способствуют правильной самооценке и самоконтролю учащихся, кроме того, являются эффективным средством поддержания интереса у учащихся к выполнению физических упражнений (там же).
На занятиях учитель использует показ физических упражнений. Необходимо помнить о различных вариантах непосредственной наглядности в зависимости от двигательного содержания того или иного физического упражнения.
Показ может быть фронтальным (учитель стоит лицом к учащимся), когда основное движение данного упражнения выполняется в лицевой плоскости; саггитальным (учитель стоит боком к учащимся), в случаях, когда основное движение упражнения выполняется в передне-заднем направлении; полповоротом (полоборотом) к учащимся, в тех случаях, когда упражнение одновременно выполняется в двух плоскостях. Показ должен быть зеркальным, и крайне редко, в случаях крайней необходимости, очень непродолжительно, чтобы не провоцировать учащихся на дисциплинарные нарушения, учитель стоит к ученикам спиной.
Необходимо помнить об особенностях показа физических упражнений, выполняемых в низком исходном положении (упор присев, лежа на спине и т.п.). В этом случае предлагается несколько вариантов — выбор зависит от условий проведения урока и от индивидуальных особенностей самого преподавателя. Показ может проходить на возвышении; в нем могут участвовать наиболее подготовленные учащиеся; используются поясняющие жесты. При
показе учащиеся по команде принимают исходное положение; учитель при этом предлагает наиболее удобные формы построений (ученики становятся в круг, по диагонали, в шахматном порядке, построение принимает форму квадрата).
Показ физических упражнений возможен и с помощью опосредованной наглядности (рисунки, фотографии и т.д.) (там же).
Ввиду того, что учащиеся специальной школы склонны к подражанию, очень большое значение имеет личный пример учителя. Это относится как к его внешнему виду, так и к особенностям его физической подготовки. Основные закономерности физического воспитания продиктованы эффектом физических упражнений, т.е. их воздействием на состояние физиологических систем организма детей. Причем необходимо помнить, что существуют ближайший и следовый эффекты упражнений (31). Ближайший эффект характеризуется процессами, происходящими в физиологических системах организма умственно отсталых детей во время выполнения физических упражнений и сразу после их окончания. Следовый эффект представляет ответное реагирование систем организма умственно отсталых детей на воздействие данного упражнения, остающееся после его окончания. При регулярном воспроизведении двигательных действий на следовый эффект каждого предшествующего упражнения накладывается ближайший эффект последующего, а на их общий следовый эффект — эффект очередного занятия. В результате возникает кумулятивный (суммарный) эффект физических упражнений. А многократная кумуляция эффектов физических упражнений со временем приводит к существенным адаптационным изменениям функциональных систем организма умственно отсталых детей, служащим основой для улучшения их физических качеств, а также к становлению и закреплению двигательных навыков.
Оздоровительные силы природы упоминаются в популярной речевке: "Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!" В процессе физического воспитания учащихся коррекционной школы эти природные силы используются как условия, усиливающие эффект от выполнения физических упражнений, а также в специальных оздоровительных процедурах (солнечные и воздушные ванны, сеансы закаливания). При этом оздоровительными факторами являются солнечная радиация, аэроионизация и улучшающаяся терморегуляция организма умственно отсталых детей. Учителю следует продумывать, в какой мере увеличивать дозу воздействия оздоровительных факторов на организм умственно отсталых детей, не полагаясь только на их субъективные ощущения (15). Дополнительным средством физического воспитания учащихся вспомогательной школы являются гигиенические факторы, сведения о которых дозировано сообщаются им в процессе уроков физической культуры, а в отдельных случаях и формируются соответствующие умения и навыки, которые непосредственно отражают специфику процесса физического воспитания (гигиена физических нагрузок и отдыха, гигиена спортивных сооружений).
1.1 . Уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Особенности моторики у детей с нарушением интеллекта представлены в исследованиях Н.А. Вайзмана (8). Автор указывает на расстройство моторики у детей с нарушением интеллекта, которые проявляются в виде плохой координации движений, в недостаточной точности, вялости их. У учеников 4-5 классов очень часто встречается недостаточное развитие дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Автор подчеркивает, что у учащихся коррекционной школы наблюдается нарушение смысловой структуры двигательного акта, которое выражается в неадекватности осуществленного двигательного решения смыслу поставленной перед обследуемым задач, независимо от того, понимает он неудовлетворительность своего решения или нет.
Нарушение двигательного состава выражается у детей с нарушением интеллекта в недостижении или плохом движении требуемого результата из-за моторных координационных дефектов, не искажающих смысла возникшей задачи. «Дебилы – отмечает Н.А. Вайзман, затрудняются в выполнении движений точных по размаху, скорости, силе».
Моторная отсталость может быть независима от интеллектуального дефекта; может отсутствовать при умственной отсталости, и наоборот быть составной частью интеллектуального дефекта.
Моторное развитие детей с нарушением интеллекта 11-13 лет большей частью опережает интеллектуальное развитие на 1-3 года и только в четверти случаев совпадает с ним (31).