Включение учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида в систему командных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:20, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
-определить двигательные возможности исследуемых учащихся;
- провести анализ собранных педагогических данных на учащихся;
- выявить уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
- разработать, внедрить упражнения и игры с мячом для подготовки к игре « Баскетбол»;
- включить в программу для учащихся 4 классов упражнения с мячом;
- удовлетворить желание учащихся 5 классов играть в баскетбол и другие командные игры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I
Система физического воспитания учащихся 4-5 классов с нарушениями интеллекта………………..5
1.1. Уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………………………………………………………….9
1.2. Анализ программы по физическому воспитанию 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида…11
1.3. Система спортивных игр (констатирующий эксперимент)……………. 13
Глава II
Методические рекомендации к овладению навыками спортивных игр командного характера
2.1. Организация игровой деятельности учащихся 4-5 классов в процессе подготовки к игре.……….20
2.2. Овладение элементами спортивных игр командного характера (на примере игры « Баскетбол») формирующий эксперимент…27
Глава III
Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к играм командного характера («Баскетбол», «Пионербол», «Волейбол»)
3.1 Использование индивидуального подхода при подготовке к играм командного характера…….33
3.2. Разработка и апробация примерных уроков с преимуществом игры « Баскетбол»……..36
3.3. Результаты контрольного эксперимента…………………………………39
Заключение ………………………………………………………………………41
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения ………………………………………………………………….….44

Работа состоит из  1 файл

Буда..doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.           Разработка и апробация примерных уроков с преимуществом игры          «Баскетбол»

В процессе занятий баскетболом развиваются  основные  физические качества – сила, быстрота, ловкость, выносливость; совершенствуются быстрота реакции, ориентировка в пространстве.

Правильное планирование распределения программного материала по урокам, способствовало постепенному включению детей в игру.

Мы использовали следующее распределение материала по урокам (42).

1-й урок. Краткие теоретические сведения о значении игры в баскет­бол для совершенствования физической подготовки. Обязанности игроков и их права. Остановка прыжком. Остановки шагом и прыжком после бега с изменением скорости и направления. Ловля мяча двумя руками с оста­новкой. Броски мяча в корзину с места и в движении. Эстафета с мячом. Подвижная игра «Мяч в центр».

2-й урок. Остановки прыжком, остановки шагом и прыжком после, бега с изменением скорости движения. Ловля и передача мяча от груди в движении. Ловля с остановкой. Ведение мяча с измене­нием направления. Броски мяча в корзину. Подвижная игра «Круговая охота». Учебная игра в мини-баскетбол с соблюдением упрощенных правил.

3-й урок. Остановка шагом и прыжком после бега с изменением направления. Повороты на месте, вперед и назад. Ловля и пере­дача мяча от груди в движении. Ловля мяча с остановками. Ведение мяча с изменением направления. Броски мяча с места и в движении. Подвижная игра «Капитаны». Учебная игра в мини-баскетбол.

4-й урок. Остановки после бега с изменением скорости                  движения. Повороты на месте вперед и назад. Ловля и передача мяча в движении. Ловля с остановками. Броски мяча в корзину. Подвижная иг­ра «Борьба за мяч». Учебная игра в мини-баскетбол.

5-й урок. Ловля и передача мяча от груди в движении. Ловля мя­ча с остановкой. Ведение мяча с изменением направления. Броски мяча в корзину. Эстафета с мячами. Учебная игра в мини-бас­кетбол.

6-й урок. Повороты на месте вперед и назад. Ловля и передача мяча от груди двумя руками в движении. Ловля с остановками. Ведение мяча с изменением направления. Броски мяча в движении. Подвиж­ная игра «Борьба за мяч». Учебная игра в мини-баскетбол.

7-й урок. Штрафные меры при нарушении правил. Правила выполнения штрафного броска, техника выполнения. Штрафной бросок. Ловля и пере­дача мяча в движении. Подвижная игра «Капитаны». Учебная игра в мини-баскетбол.

8-й урок. Персональные ошибки и ответственность за них. Правила и техника выполнения штрафного броска. Ловля и передача мяча от груди двумя руками в движении. Повороты на месте. Ловля мяча от щита. Эста­феты с мячами. Учебная игра в мини-баскетбол.

9-й урок. Повороты на месте. Ловля мяча от щита. Штрафной бросок. Ловля и передача мяча от груди двумя руками в движении. Подвижная игра «Защита стойки». Учебная игра в мини-баскетбол.

10-й урок. Остановки после бега. Ловля и передача мяча от груди двумя руками в движении. Ловля мяча от щита. Ведение мяча с изменени­ем направления. Броски мяча в корзину. Подвижная игра «Мяч в центр». Учебная игра в мини-баскетбол.

11-й урок. Ловля и передача мяча от груди в движении. Ловля мяча от щита. Ведение мяча с изменением направления. Штрафной бро­сок. Подвижная игра «Мяч капитану». Эстафеты с мячами. Учебная игра в мини-баскетбол.

12-й урок. Ведение мяча с изменением скорости . Лов­ля мяча от щита. Броски мяча с места и в движении. Подвижная игра «Борьба за мяч». Учебная игра в мини-баскетбол.

13-й урок. Остановка шагом и прыжком после бега с изменением направления. Ловля и передача мяча от груди в движении. Ловля мяча от щита. Штрафной бросок. Подвижная игра « Защита стойки». Учебная игра в мини-баскетбол.

14-й урок. Остановки шагом и прыжком после бега с изменением. Ловля и передача мяча от груди в движении. Ловля мяча от щита. Броски мяча в корзину с места и в движении. Эстафеты с мячами. Учебная игра в мини-баскетбол.

15—16-й уроки. Зачетные игры в мини-баскетбол с соблюдением упрощенных пра­вил. Включение упражнений для определения владения сочетанием игро­вых приемов.

Такое распределение программного материала с постепенным наращиванием трудностей, многократное повторение  и закрепление элементов игры, позволило нам добиться включения в систему спортивных  игр учеников 4-5 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.           Результаты контрольного эксперимента

После окончания обучающего эксперимента, длящегося 2 месяца, в конце декабря нами был проведен контрольный срез знаний, умений, навыков сформированных при включении детей в игру командного характера «Баскетбол».

Ученикам были предложены те же задания, что и в констатирующем эксперименте (см. главу 1).

После математической обработки полученных в ходе контрольного  эксперимента данных (выражение уровней физического развития и двигательной подготовленности в процентном соотношении) и сравнение их с констатирующим экспериментом, мы составили диаграмму №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Диаграмма №2

 

 

По результатам контрольного эксперимента мы сделали следующие выводы:

 

1. Низкий уровень физического развития и двигательной подготовленности снизился с 56% до 24% от общего числа учащихся. Средний уровень повысился с 31% до 38% за счет детей перешедших из низкого уровня. Высокий уровень показали 38% учащихся против 13%, полученных в констатирующем эксперименте.

2. Значительно повысилось мастерство учащихся при выполнении броска мяча в горизонтальную цель и броска в баскетбольное кольцо.

3. Практически все учащиеся овладели навыком ведения мяча (низкий уровень продемонстрировали лишь 2 ученика (перед началом обучения – 5 учеников).

4. Наибольшие трудности возникли у детей при проведении учебной игры. Даже овладев навыком выполнения элемента игры, ученики в большинстве случаев не могли перенести его в свободную игровую деятельность на поле.

5. Вследствие  нарушений в интеллектуальной сфере, ученики не могли продумать тактику защиты и нападения, не всегда принимали подсказки учителя.

6. Даже сильные ученики не всегда могли организовать взаимодействие на поле, чаще предпочитали играть в одиночку, перехватывать инициативу на себя,  зачастую не используя выгодные моменты передачи мяча.

7. Однако, не смотря на трудности, по мере овладения элементами игры желание учеников играть в командные игры усиливалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              Моторику детей с нарушениями интеллекта изучали многие исследователи (Н.И. Вайзман,  А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, В.М. Мозговой и др.).

              Двигательный анализатор играет важную роль в развитии функции мозга, он имеет богатые связи  со всеми структурами центральной нервной системы. Нарушения моторики оказывают неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка с нарушением интеллекта.

              Полученные констатирующие данные об уровне физического развития и двигательной подготовленности показали, что 56% учеников имеют низкий уровень, лишь 13% - высокий.

              В качестве гипотезы мы выдвигали положение о том, что чем раньше мы включим учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы в систему спортивных командных игр, тем быстрее мы сможем обучить их самой игре.

              После разработки упрощенных правил игры, распределения программного материала поурочно, подбора подвижных игр, подводящих к спортивным командного характера, мы приступили к формирующему эксперименту.

              Контрольный срез знаний, умений и навыков показал эффективность применяемых мер. Высокий уровень увеличился на 25%, низкий уменьшился на 27%.

              Данное исследование не является исчерпывающим по данной теме, но намеченная положительная тенденция заслуживает внимания практикующих учителей физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. - 547 с.

2.        Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обследование. - М.: АПН РСФСР, 1958. - С.45-56

3.      Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982 - 190 с.

4.       Бабенкова Р.Д., Захарин Б.И. Об уроках физкультуры во вспомогательной школе // Методические рекомендации. -М., 1968.-37 с.

5.      Безруких М.М. Каких детей называют медлительными и отчего им надо учиться? - М., 1994. - 56 с.

6.      Белов Р.А. Исследование скоростно-силовой подготовки у учащихся вспомогательной школы // Мышечная деятельность детей в норме и патологии. - Горький: Горьковский пединститут. - 1974. С. 59-61.

7.        Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. - М., 2000. -63 с.

8.      Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов в свете уровней теории построения движений // Материалы пятой научной сессии по дефектологии. -М., 1967.-С. 334-336.

9.      Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей -М., 1997.- 128 с.

10.   Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994, - 416 с.

11.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1983. -Т. 5: Основы дефектологии. - 367 с.

12.   Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991,-480 с.

13.   Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. - М., 1993. - 175 с.

14. Дмитриев А.А. Исследование влияния дозированных физических      нагрузок      на      организм      учащихся  вспомогательных школ // Дефектология - 1981. - № 5.-46-50 с.

4

 



15. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. - Красноярск, 1987. - 152 с.

16. Дмитриев А.А. Об индивидуальном подходе к учащимся вспомогательных школ в процессе физического воспитания // Дефектология - 1986. - № 2. - 35-40 Ь

17. Должиков И.И. Физическая культура. Поурочные разработки. Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 144с.

18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание // Программа
дошкольных              образовательных              учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями
интеллекта. - М., 2003. - 271 с.

19. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М: Изд-во АПН, РСФСР, 1960.-430 с.

20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 2000.-208 с.

21. Козлова М.С. Некоторые показатели физического развития учащихся массовой и вспомогательной школы (по данным антропометрии) // Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. - Иркутск, 1975.-С. 76-86.

22. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе: методика проведения уроков в IV - VIII классах. - М., 1972. - с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.-304 с.

24. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология.- 1971.-№6.-С. 15-20.

25. Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. - М., 1965. - С.20-23.

26. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции
действий у детей. - М.: Педагогика, 1978. - 123 с.

27. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-воМГУ, 1962.-432 с.

28. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. -М., 1973.- 135 с

29. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1997. - 304 с.

30. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. -М., 1992.- 123   с.

31. Методические рекомендации по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. / Сост.: В.М. Мозговой, А.А. Дмитриев, А.С. Самыличев. - М.: Министерство образования РСФСР, 1986. - 36 с.

32. Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников // Дефектология. -1972.-№2.-С. 58-64.

33. Мозговой В.М. Программа по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы // Сборник программ. - М.: Просвещение, 1976. -С. 127-149.

34. Мозговой В.М., Дмитриев А. А., Самыличев А.С. Методологические рекомендации по физическому воспитанию во вспомогательной школе //Пособие для учителей. / Министерство просвещения СССР - М., 1986.-36 с.

35. Мозговой В.М., Лиманов Н.Г. Подвижные игры на уроках физкультуры во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986. -С. 42.~5!

36. Мозговой В.М. Динамические и кинематические характеристики двигательных действий при выполнении опорных прыжков умственно отсталыми школьниками 11-16 лет // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии: Межвузовский сборник научных трудов. - Красноярск, 1991 .-С. 78-82.

37.              Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с    нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания. Монография. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – 290 с.

38. Мозговой В.М., Белов В.М., Кувшинов В.С. Программа подготовительного,              1-4 классов коррекционных учреждений VIII вида // Физическое воспитание: Учебное издание. - М.: Просвещение. 1999.

Информация о работе Включение учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида в систему командных игр