Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:36, дипломная работа
Целью работы является: изучение влияния аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов. Гипотеза: использование аутентичных текстов ресурсов сети Интернет обеспечит развитие социокультурной компетенции. В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования;
Подобрать аутентичные тексты сети Интернет способствующие развитию социокультурной компетенции учащихся по теме изучаемого раздела; Разработать упражнения для работы с текстами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция
Компетентность и компетенция………………………………………..6
Компетентностный подход……………………………………………..8
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….11
Коммуникативный подход…………………………………………….13
Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….15
Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции
Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………20
Интернет - как источник аутентичных материалов…………………25
Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….27
Чтение как цель и средство обучения………………………………..30
2.5. Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы
работы с текстом………………………………………………………34
Практическая часть
Глава 1. Анализ ситуации в классе……………………………………………..36
План исследования………………………………………………………………41
Глава 2. Ход исследования……………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………..52
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция
Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции
2.5. Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы
работы с текстом………………………………………………………34
Практическая часть
Глава 1. Анализ ситуации в классе……………………………………………..36
План исследования…………………………………
Глава 2. Ход исследования……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение
На протяжении последних лет стала ощущаться большая потребность в овладении иностранным языком специалистами разных областей, поэтому в процессе изучения иностранных языков происходят большие изменения.
Языковое образование, в настоящее время, становится более интернациональным, поликультурным. Имеющийся многолетний опыт обучения иностранному языку не всегда можно применить к новым условиям – обучению английскому языку и культуре страны изучаемого языка, так как современная цель обучения иностранному языку формулируется как «подготовка к реальной межкультурной коммуникации» [14]. Ряд авторов толкует межкультурную коммуникацию как «адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам»[15].
Межкультурная коммуникация – умение весьма сложное по своей сути и трудоемкое для овладения, но именно такая постановка цели обучения, соответствует потребностям, предъявляемым к иностранным языкам на современном этапе развития общества.
Концепция диалога культур предполагает обучение как минимум двум различным культурам в процессе подготовки к реальной межкультурной коммуникации. Поэтому, изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранному языку и культуре, так как именно родная культура является ключом к пониманию культуры иностранной. Изучение культуры посредством языка становится возможным только на сформировавшейся национально–культурной базе. Следовательно, родная культура является той основой, которая делает возможным приобщение личности к культуре другого народа, изучению и пониманию её с помощью языка. Очевиден тот факт, что взаимопонимание с иноязычным коммуникатором может быть достигнуто лишь тогда, когда собеседник имеет представление о видении картины мира носителем другого языка. Что же, как не аутентичные материалы, поможет ученикам в полной мере овладеть не только навыками английского языка, но и понимать культуру страны изучаемого языка. В наши дни самым, на наш взгляд, эффективным источником аутентичных материалов являются Интернет-ресурсы.
Тема нашего исследования звучит следующим образом: Влияние аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов.
Объект исследования - развитие социокультурной компетенции учащихся 9 классов на уроках английского языка.
Предмет исследования – аутентичные тексты ресурсов сети Интернет, как условие развития социокультурной компетенции школьников.
Целью работы является: изучение влияния аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов.
Гипотеза: использование аутентичных текстов ресурсов сети Интернет обеспечит развитие социокультурной компетенции.
В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
Методы исследования:
Качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют
работы Кричевской К.С., В.В.Сафоновой, а также Кисельиан М.В., так как они говорят о влиянии аутентичных текстов на развитие социокультурной компетенции, о использовании ресурсов сети Интернет для этой цели.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что исследование позволит нам углубить и расширить теоретические знания по теме исследования и по методике преподавания английского языка в 9 классах; уточнить, расширить теоретические знания о процессе использования аутентичных текстов ресурсов сети Интернет и показать, как они могут влиять на развитие социокультурной компетенции.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что приложенные материалы могут быть использованы как учителями, так и студентами для повышения эффективности работы с аутентичными текстами с целью развития социокультурной компетенции учащихся, а также для успешности учащихся в изучении реалий страны изучаемого языка посредством аутентичных текстов.
Глава 1. Аутентичность и социокультурная компетенция
1.1.Компетенция и компетентность
Компетенция и компетентность – это те понятия, которые всё больше и больше используются в наши дни. В чём же их различие? Итак, компетенция — это личностная способность человека решать определенный класс задач. [13] . Различают следующие виды компетенций:
Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, а это значит, что человек владеет механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, измерительными навыками, умеет использовать статистические и иные методы познания.
Информационная компетенция — это способность человека при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе.
Совокупность компетенций, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.
Что же касается компетентности, то это способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата. Компетентность - не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате работы человека над собой, его образования и самобытности.
Компетентность-это
Итак, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.
Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В структуре компетентности личности представлены:
-компетентность в
сфере самостоятельной
-в сфере гражданско-
-в сфере социально-трудовой деятельности;
- компетентность в бытовой сфере;
-в сфере культурно-досуговой деятельности.
Итак, с помощью компетенций, формируемых в процессе достижения практического опыта, у личности формируется определённый уровень компетентности, то есть навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.
1.2. Компетентностный подход
В наши дни содержание современного образования неразрывно связано с реализацией компетентностного подхода. Новые проекты стандартов образования однозначно определили ориентацию на формирование компетенций, что означает отход от традиционной, ориентированной только на знания модели. Эта модель, хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретизированного знания, к сожалению, не всегда гарантировала практичность его применения, не формировала компетентного, то есть умеющего в полной мере пользоваться полученным многообразным знанием специалиста.
Содержание компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить:
- получать знания (учить учиться)
- работать и зарабатывать (учение для труда)
- жить (учение для бытия)
- жить вместе (учение для совместной жизни)
Говоря о компетентностном подходе, используют два основных термина: «компетенция» и «компетентность». Их понимание позволяет правильно спроектировать учебное занятие в условиях реализации данного подхода. Итак, будущему учителю, современному учителю необходимо в новых условиях быть способным измерять конкретные достижения учеников их продуктивной деятельности.
В этой связи необходимо уметь помочь ученику приобрести: теоретическое знание и его понимание; помочь ученику научиться применять это знание в конкретной ситуации и быть готовым к осуществлению деятельности; помочь ученику научиться понимать социальный контекст и поступать нравственно.
В своей совокупности, всё выше перечисленное и составляет компетентность.
Другими словами, компетентность есть уровень практической реализации компетенций.
Хотелось бы привести сравнительную характеристику компетентностного и традиционного подхода. Итак, традиционный подход:
- ориентированность на передачу или приобретение теоретической суммы знаний, умений, навыков;
- основная формула
результата образования: «знаю,
- репродуктивный характер образовательного процесса;
- доминирующая роль контроля в учебном процессе;
- применение статистических методов оценки учебных достижений (тест-отметка);
Компетентностный подход:
- ориентированность на
практическую составляющую соде
- основная формула результата образования: «знаю, как»;