Влияние аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:36, дипломная работа

Описание

Целью работы является: изучение влияния аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов. Гипотеза: использование аутентичных текстов ресурсов сети Интернет обеспечит развитие социокультурной компетенции. В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования;
Подобрать аутентичные тексты сети Интернет способствующие развитию социокультурной компетенции учащихся по теме изучаемого раздела; Разработать упражнения для работы с текстами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция
Компетентность и компетенция………………………………………..6
Компетентностный подход……………………………………………..8
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….11
Коммуникативный подход…………………………………………….13
Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….15

Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции

Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………20
Интернет - как источник аутентичных материалов…………………25
Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….27
Чтение как цель и средство обучения………………………………..30
2.5. Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы
работы с текстом………………………………………………………34
Практическая часть
Глава 1. Анализ ситуации в классе……………………………………………..36
План исследования………………………………………………………………41
Глава 2. Ход исследования……………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………..52

Работа состоит из  1 файл

ВКР.doc

— 264.50 Кб (Скачать документ)


 СОДЕРЖАНИЕ          

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3   

 

Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция

 

    1. Компетентность и компетенция………………………………………..6
    2. Компетентностный подход……………………………………………..8
    3. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….11
    4. Коммуникативный подход…………………………………………….13
    5. Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….15

 

Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции

   

    1. Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………20
    2. Интернет - как источник аутентичных материалов…………………25
    3. Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….27
    4. Чтение как цель и средство обучения………………………………..30

     2.5.    Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы   

     работы с текстом………………………………………………………34

Практическая часть

Глава 1. Анализ ситуации в классе……………………………………………..36

План исследования………………………………………………………………41

Глава 2. Ход исследования……………………………………………………...44

Заключение………………………………………………………………………49

Список используемой литературы……………………………………………..52

Приложения……………………………………………………………………...54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

На протяжении последних лет стала ощущаться большая потребность в овладении иностранным языком специалистами разных областей, поэтому в процессе изучения иностранных языков происходят большие изменения.

  Языковое образование, в настоящее время, становится более интернациональным, поликультурным. Имеющийся многолетний опыт обучения иностранному языку не всегда можно применить к новым условиям – обучению английскому языку и культуре страны изучаемого языка, так как современная цель обучения иностранному языку формулируется как «подготовка к реальной межкультурной коммуникации» [14]. Ряд авторов толкует межкультурную коммуникацию как «адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам»[15].

Межкультурная коммуникация – умение весьма сложное по своей сути и трудоемкое для овладения, но именно такая постановка цели обучения, соответствует потребностям, предъявляемым к иностранным языкам на современном этапе развития общества.

 Концепция диалога культур предполагает обучение как минимум двум различным культурам в процессе подготовки к реальной межкультурной коммуникации. Поэтому, изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранному языку и культуре, так как именно родная культура является ключом к пониманию культуры иностранной. Изучение культуры посредством языка становится возможным только на сформировавшейся национально–культурной базе. Следовательно, родная культура является той основой, которая делает возможным приобщение личности к культуре другого народа, изучению и пониманию  её с помощью языка. Очевиден тот факт, что взаимопонимание с иноязычным коммуникатором  может быть достигнуто лишь тогда, когда собеседник имеет представление о видении картины мира носителем другого языка. Что же, как не аутентичные материалы, поможет ученикам в полной мере овладеть не только навыками английского языка, но и понимать культуру страны изучаемого языка. В наши дни самым, на наш взгляд, эффективным источником аутентичных материалов являются Интернет-ресурсы.

Тема нашего исследования звучит следующим образом: Влияние аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов.

Объект исследования -   развитие социокультурной компетенции учащихся 9 классов на уроках английского языка.

Предмет исследования – аутентичные тексты ресурсов сети Интернет, как условие развития социокультурной компетенции школьников.

Целью работы является: изучение влияния аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов.

Гипотеза: использование аутентичных текстов ресурсов сети Интернет обеспечит развитие социокультурной компетенции.

В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования;
  2. Подобрать аутентичные тексты сети Интернет способствующие развитию социокультурной компетенции учащихся по теме изучаемого раздела;
  3. Разработать упражнения для работы с текстами.

Методы исследования:

    1. Теоретические
  1. анализ методической литературы
  1. анализ психолого-педагогической литературы
    1. Эмпирические
  1. наблюдение
  2. анкетирование учащихся
  3. тестирование учащихся
  4. беседа с учителем
    1. Интерпретационные

Качественная и количественная обработка эмпирических данных.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют

работы Кричевской К.С., В.В.Сафоновой, а также Кисельиан  М.В., так как они говорят о влиянии аутентичных текстов на развитие социокультурной компетенции, о использовании ресурсов сети Интернет для этой цели.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в  том, что исследование позволит нам  углубить и расширить теоретические  знания по теме исследования и по методике преподавания английского языка  в 9 классах; уточнить, расширить теоретические знания о процессе использования  аутентичных текстов ресурсов сети Интернет и показать, как они могут влиять на развитие социокультурной компетенции.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что приложенные материалы могут быть использованы как учителями, так и студентами для повышения эффективности работы с аутентичными текстами с целью развития социокультурной компетенции учащихся, а также для успешности учащихся в изучении реалий страны изучаемого языка посредством аутентичных текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Глава 1. Аутентичность и социокультурная компетенция

            

                    1.1.Компетенция и компетентность

 

Компетенция и компетентность – это те понятия, которые всё  больше и больше используются в наши дни. В чём же их различие? Итак, компетенция — это личностная способность человека решать определенный класс  задач. [13] . Различают следующие виды компетенций:

Учебно-познавательная компетенция  — это совокупность умений и навыков  познавательной деятельности, а это значит, что человек владеет механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, измерительными навыками, умеет использовать статистические и иные методы познания.

Информационная компетенция  — это способность человека при  помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция  — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе.

Совокупность компетенций, необходимых для эффективной  деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.

Что же касается компетентности, то это способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата. Компетентность - не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате работы человека над собой, его образования и самобытности.

Компетентность-это комплексный, личностный ресурс, обеспечивающий возможность  эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящей от необходимых для этого компетенций. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую, интеллектуальную и практическую.

Итак, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В структуре компетентности личности представлены:

-компетентность в  сфере самостоятельной познавательной деятельности;

-в сфере гражданско-общественной  деятельности;

-в сфере социально-трудовой деятельности;

- компетентность в бытовой сфере;

-в сфере культурно-досуговой  деятельности.

Итак, с помощью компетенций, формируемых в процессе достижения практического опыта, у личности формируется определённый уровень компетентности, то есть навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

                            

     1.2. Компетентностный подход

 

В наши дни содержание современного образования неразрывно связано с реализацией компетентностного подхода. Новые проекты стандартов образования однозначно определили ориентацию на формирование компетенций, что означает отход от традиционной, ориентированной только на знания модели. Эта модель,  хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретизированного знания, к сожалению, не всегда гарантировала практичность его применения, не формировала компетентного, то есть умеющего в полной мере пользоваться полученным многообразным знанием специалиста.

Содержание компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить:

- получать знания (учить  учиться)

- работать и зарабатывать (учение  для труда)

- жить (учение для бытия)

- жить вместе (учение для совместной  жизни)

Говоря о компетентностном подходе, используют два основных термина: «компетенция» и «компетентность». Их понимание позволяет правильно спроектировать учебное занятие в условиях реализации данного подхода. Итак, будущему учителю, современному учителю необходимо в новых условиях быть способным измерять конкретные достижения учеников их продуктивной деятельности.

В этой связи необходимо уметь помочь ученику приобрести: теоретическое знание и его понимание; помочь ученику научиться применять это знание в конкретной ситуации и быть готовым к осуществлению деятельности; помочь ученику научиться понимать социальный контекст и поступать нравственно.

В своей совокупности, всё выше перечисленное и составляет компетентность.

Другими словами, компетентность есть уровень практической реализации компетенций.

Хотелось бы привести сравнительную характеристику компетентностного и традиционного подхода. Итак, традиционный подход:

- ориентированность на передачу  или приобретение теоретической суммы знаний, умений, навыков;

- основная формула  результата образования: «знаю,  что»;

- репродуктивный характер образовательного процесса;

- доминирующая роль контроля в учебном процессе;

- применение статистических  методов оценки учебных достижений (тест-отметка);

Компетентностный подход:

- ориентированность на  практическую составляющую содержания образования;

- основная формула  результата образования: «знаю, как»;

Информация о работе Влияние аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции учащихся