Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:36, дипломная работа
Целью работы является: изучение влияния аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов. Гипотеза: использование аутентичных текстов ресурсов сети Интернет обеспечит развитие социокультурной компетенции. В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования;
Подобрать аутентичные тексты сети Интернет способствующие развитию социокультурной компетенции учащихся по теме изучаемого раздела; Разработать упражнения для работы с текстами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция
Компетентность и компетенция………………………………………..6
Компетентностный подход……………………………………………..8
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….11
Коммуникативный подход…………………………………………….13
Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….15
Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции
Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………20
Интернет - как источник аутентичных материалов…………………25
Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….27
Чтение как цель и средство обучения………………………………..30
2.5. Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы
работы с текстом………………………………………………………34
Практическая часть
Глава 1. Анализ ситуации в классе……………………………………………..36
План исследования………………………………………………………………41
Глава 2. Ход исследования……………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………..52
2.3 Психологические особенности учащихся 9 классов
Учащиеся 9 классов – это дети в период старшего школьного возраста, то есть в период юности. Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть? с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Восприятие, память, воображение и другие психические процессы всё больше приобретают черты произвольности. Более продуктивной становится произвольная память. Юноши могут сознательно использовать приёмы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять. Внимание становится более управляемым.
Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон [10], существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания:
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"
Исходя из психологических особенностей учащихся 9 классов, мы видим, что в этом возрасте наиболее успешно может быть развитие социокультурной компетенции. Учащиеся 9 классов уже обладают всеми видами чтения, могут выделять главную мысль, размышлять, интерпретировать, а также пользоваться тем материалом, который изложен в том или ином тексте в собственной речи. Также они уже владеют достаточно большим знанием английского языка, что позволяет им быть успешными в освоении Интернета и его ресурсов, пользоваться аутентичными материалами, и, кроме того, моральная, социальная и этическая личностная сформированность позволяет осознавать важность изучения своей культуры, а также культуры страны изучаемого языка.
2.4. Чтение как цель и средство обучения.
В контексте формирования
требуемой коммуникативной
На старшем этапе обучения чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем не столько для того, чтобы правильно выполнить учебное задание, сколько для того, чтобы получить необходимую информацию из текста и использовать её. В зависимости от ситуации, полнота и точность извлечения информации может и должна быть различной.
Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в способности извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной задачи. Это предполагает овладение видами и технологиями чтения.
Для совершенствования умений чтения учитывается вид чтения, который определяется целью использования информации и вытекающей из этого установки на степень полноты понимания. На основе этого критерия выделяются целесообразные и важные три вида чтения — изучающее, ознакомительное, просмотровое:
1. Понимание основного содержания прочитанного (reading for gist, skim reading или skimming). В отечественной методике также используется термин ознакомительное чтение. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.
Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу текста - какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важным.
Как показывает опыт, многие школьники не владеют этим способом чтения на иностранном языке, т. к. сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Эти "вредные" привычки должны быть преодолены. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу или лезть в словарь за незнакомыми словами. Один из способов борьбы с этим - установить жесткие временные рамки на чтение текста, а учителю рекомендуется не отвечать на просьбы учащихся объяснить незнакомые слова на этом этапе чтения.
2. Извлечение необходимой информации (reading for specific information или scanning). В отечественной методике также используются термины поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию).
При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.
Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
3. Полное понимание прочитанного (reading for detailed comprehension или reading for detail). В отечественной методике также используется термин изучающее чтение. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать вывод из прочитанного. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении. [19]
Учитывая современную
трактовку целей языкового
Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов, в данном случае аутентичных текстов, дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию для расширения общего кругозора учащихся, в воспитательных целях, а также при развитии социокультурной компетенции. Хочется отметить, что именно аутентичные материалы предоставляют интересный материал для социокультурного анализа и сопоставления культур. Также при чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей, а также мыслей носителей английского языка.
2.5.Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы
работы с текстом.
С точки зрения коммуникативного подхода, чтение рассматривается не просто как навык, синонимичный понятию «беглость чтения», а как умение, то необходимо научить:
- ориентироваться в
дискурсивной структуре
- опознавать тип текста,
его коммуникативное
- интерпретировать содержание
текста и его достоинства или
недостатки в отношении
- отделять факты от частных мнений и субъективных суждений и так далее.
При работе с любым текстом (печатным/звуковым/видео) можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не только как средство формирования умения читать, но и для развития продуктивных умений в устной речи или письменной, говорить и писать на иностранном языке.
Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов:
Дотекстовый этап:
- создать необходимый уровень мотивации учащихся;
- активизировать имеющиеся
фоновые знания, в том числе
языкового, речевого и
- по возможности сократить уровень языковых, речевых и социокультурных трудностей, подготовить учащихся к адекватному восприятию сложных в языковом и речевом отношении и важных по содержанию отдельных моментов текста, используя задания опережающего характера.
Текстовый этап:
- продолжить формирование
соответствующих языковых
- проконтролировать степень
сформированности различных
- развивать умения интерпретации текста.
Послетекстовый этап:
- использовать текст
в качестве языковой/речевой/
- развивать различные
когнитивные, информационно-