Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:36, дипломная работа
Целью работы является: изучение влияния аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов. Гипотеза: использование аутентичных текстов ресурсов сети Интернет обеспечит развитие социокультурной компетенции. В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования;
Подобрать аутентичные тексты сети Интернет способствующие развитию социокультурной компетенции учащихся по теме изучаемого раздела; Разработать упражнения для работы с текстами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция
Компетентность и компетенция………………………………………..6
Компетентностный подход……………………………………………..8
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….11
Коммуникативный подход…………………………………………….13
Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….15
Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции
Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………20
Интернет - как источник аутентичных материалов…………………25
Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….27
Чтение как цель и средство обучения………………………………..30
2.5. Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы
работы с текстом………………………………………………………34
Практическая часть
Глава 1. Анализ ситуации в классе……………………………………………..36
План исследования………………………………………………………………41
Глава 2. Ход исследования……………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………..52
Итак, мы видим, что все три этапа очень важны в процессе работы с текстом, и нельзя опускать ни один из них. Каждый этап имеет свои цели и задачи, без которых невозможно увидеть продуктивный результат.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Анализ ситуации в классе
Преддипломная государственная педагогическая практика проходила в МОУ СОШ №20 с. Черемшанка Курагинского района. Объектом нашего исследования является процесс развития социокультурной компетенции у учащихся 9 классов на уроках английского языка. На период преддипломной государственной практики нами было спланировано 4 урока по фокусу нашего исследования.
Анализ ситуации в классе был проведён с помощью следующих эмпирических методов:
В течение первых двух дней практики нам необходимо было выяснить, каким образом осуществляется работа с аутентичными текстами на уроке английского языка. Для этого нами был выбран метод наблюдения, была создана таблица для наблюдения, которая включает в себя основные параметры:
- Организация процесса обучения чтению аутентичных текстов;
- действия учителя;
- символы фиксации.
(приложения № 1)
Цель метода наблюдения - пронаблюдать процесс организации работы с аутентичными текстами на уроках английского языка в 9 «А» классе, с целью расширения социокультурного кругозора.
Во время наблюдения было установлено, что учитель предлагает по учащимся тексты, однако аутентичные тексты на уроке не используются. Как известно, использование аутентичных текстов разнообразно по стилю и тематике, работа над ними вызывает интерес у учащихся, такие тексты являются оптимальным средством обучения культуре другой страны изучаемого языка, а также они иллюстрируют функционирование языка в форме, принятой носителями языка, в их естественном социальном контексте. Данное наблюдение даёт основания полагать, что учащиеся не достаточно хорошо знают культуру страны изучаемого языка, что свидетельствует о невысоком уровне социокультурной компетенции. Таким образом, наличие изучаемой проблемы подтвердилось.
Двадцать седьмого января две тысячи десятого года нами был проведён контрольный замер №1, с целью проверки знания культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, этикета.
Учащимся был предложен небольшой опросник, при работе с которым школьникам необходимо было выбрать информацию, соответствующую действительности, о привычках, традициях, нормах поведения людей страны изучаемого языка, по следующим темам: «Привычки здорового образа жизни в Британии», «Популярные продукты здесь и там» (в Британии, России), «Где бы ты мог работать», « Трата денег».
Результаты оказались следующими :
20% учащихся справились с заданием, не сделав ни одной ошибки, что соответствует трём учащимся, 54% учащихся выполнили задание, допустив 2 и 3 ошибки в определении реалии, что соответствует 8 ученикам и 26% учащихся выполнили задание, допустив более трёх ошибок в определении реалии, что соответствует 4 ученикам.
(приложение №2)
Двадцать пятого января две тысячи десятого года нами была проведена беседа с учителем-наставником
Цель беседы – выяснить отношение учителя к использованию аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на уроках английского языка для развития социокультурной компетенции. Учителю-наставнику было задано три вопроса, отвечая на которые, он должен был выразить собственную точку зрения о роли использования аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на уроке.
После беседы с учителем нами были сделаны следующие выводы:
Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет следует использовать на уроках английского языка с целью развития социокультурной компетенции у учащихся.
По мнению учителя, аутентичная речь, написанная на бумаге, или на странице Интернет сайта, воспринимается учениками непосредственно, а не опосредовано. Учитель убеждена, что использование аутентичных текстов на уроках английского языка необходимо, так как данный процесс способствует развитию толерантности у учащихся, приобщает ребят к пониманию культуры, традиций, привычек и образу жизни людей страны изучаемого языка, развитию умения сравнивать культуры двух стран.
(Приложение № 3)
Двадцать шестого января
две тысячи десятого года нами было
проведено анкетирование
Цели метода анкетирования:
- выяснить отношение учащихся к предмету иностранный язык
- выяснить отношение
учащихся к процессу работы
с текстами на уроках
- выяснить отношение учащихся к идее использования ИКТ технологий (сети Интернет) на уроках.
Формат анкеты включает в себя следующие пункты:
Анализ результатов показал, что с большим желанием посещают уроки английского языка 73 % учащихся, что соответствует одиннадцати учащимся, с небольшим желанием посещают уроки только четыре учащихся, что составляет 27 %. Семь учащихся отметили, что им нравятся посещать уроки, когда они читают тексты и выполняют различные задания, что составляет 46 % от всего количества учащихся, остальным же 54%, что составляют восемь учащихся, работать с текстами не нравится. 93 % учащихся нравится работать с компьютером, с целью изучения английского языка, что соответствует четырнадцати учащимся. Всем пятнадцати учащимся нравятся уроки, когда они работают в сети Интернет с целью получения информации и её дальнейшего использования, что, соответственно, составляет 100 %. И, наконец, только восьми учащимся нравится читать тексты и узнавать культурные особенности носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, что соответствует 53 % от всего класса. Исходя из данных результатов, нами был сделан вывод, что необходимо активизировать работу учащихся по изучению и пониманию культуры страны изучаемого языка. С помощью аутентичных материалов, возможно, воссоздавать условия языковой среды и реальных ситуаций общения, характерных для носителей языка, постепенно убирать трудности социокультурного плана.
(приложение № 4)
Также двадцать шестого января две тысячи десятого года нами был проведён психологический тест, направленный на изучение логического мышления учащихся. Данные аспекты важны для исследования, так как позволяют нам определить уровень сформированности логических способностей учащихся, а также их способность построить собственное высказывание на основе аутентичных текстов.
Анализ результатов тестирования школьников показал, что 46% учащихся имеют высокий уровень сформированности логического мышления, 53% учащихся имеют средний уровень сформированности логического
мышления.
(Приложение № 5)
На основе полученных данных мы сделали следующий вывод, учащиеся способны размышлять, а значит осознавать важность изучения своей культуры, а также культуры страны изучаемого языка.
Двадцать второго февраля две тысячи десятого года нами был проведён контрольный замер №2 с целью проверки знания культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, этикета.
Учащимся был предложен опросник, при работе с которым школьникам необходимо было прочитать утверждения о привычках, традициях, нормах поведения людей как страны изучаемого языка, так и жителей России, по следующим темам : «Привычки здорового образа жизни в Британии», «Популярные продукты здесь и там» (в Британии, России), «Где бы ты мог работать», « Трата денег», и выбрать верный ответ с точки зрения их понимания двух культур.
Результаты оказались следующими :
73 % учащихся определили реалии 2 культур без ошибок, что соответствует 11 учащимся, остальные же 27 % выполнили задание, допустив 1-2 ошибки, что соответствует 4 учащимся из 15, и нет ни одного учащегося, кто бы допустил более двух ошибок или вообще не справился с заданием.
(приложение №6)
Принимая во внимание результаты проведённого исследования, мы предполагаем, что аутентичные тексты ресурсов сети Интернет будут способствовать развитию социокультурной компетенции у учащихся 9 «А» класса.
План исследования
Дата |
Мероприятие |
25.01.10. |
- Наблюдение урока Цель: пронаблюдать процесс организации работы с аутентичными текстами на уроках английского языка в 9 «А» классе, с целью расширения социокультурного кругозора. - Беседа с учителем Цель: выяснить отношение учителя о использовании аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на уроках английского языка для развития социокультурной компетенции. |
26.01.10. |
- Анкетирование учащихся Цели: - выяснить отношение
учащихся к предмету иностранны - выяснить отношение учащихся к процессу работы с текстами для чтения на уроках английского языка; - выяснить отношение учащихся к идее использование ИКТ технологий Интернет-ресурсов на уроках английского языка. |
27.02.10.
|
Контрольный замер №1 Цель: проверить знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, этикета. Учащимся предлагается
небольшой опросник, при работе с
которым школьникам необходимо выбрать
информацию, соответствующую действительнос |
29.01.10 |
Урок №1 Тема: «Health habits in Britain» Цель: ученики смогут дать совет Британским подросткам о здоровом образе жизни сравнивая образ жизни Британского подростка с образом жизни подростка из России. Предлагается аутентичный текст о вредной еде среди Британских подростках . http://britaintoday/health/ |
3.02.10. |
Урок №2 Тема: «Popular products here and there» Цель: ученики смогут рассказать партнеру из России/Британии о популярных продуктах питания среди Русских и Британских подростков. Предлагается аутентичный текст о наиболее популярных продуктах вне дома среди Британских подростков. http://www.woodlands-junior. |
12.02.10. |
Занятие №3 Тема: «Where can you work?» Цель: ученики смогут высказать мнение, где бы они могли работать в России или Британии, приводя реальные аргументы и доказательства. Предлагается аутентичный текст о различных видах работы для Британских подростков. http://www/jobforteens/org/ |
19.02.10. |
Занятие №4 Тема: «Spending money» Цель: ученики смогут выразить своё мнение по вопросу траты денег Российскими и Британскими подростками приводя различные примеры из реальной жизни. Предлагается аутентичный текст о мнениях Британских подростков по вопросу траты денег. http://pbskids.org/itsmylife/ |
22.02.10. |
Контрольный замер №2 Цель: проверить знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, этикета. Учащимся предлагается опросник, при работе с которым школьникам необходимо прочитать утверждения о привычках, традициях, нормах поведения людей как страны изучаемого языка, так и жителей России, по следующим темам : «Привычки здорового образа жизни в Британии», «Популярные продукты здесь и там» (в Британии, России), «Где бы ты мог работать», « Трата денег», и выбрать верный ответ с точки зрения их понимания двух культур. |
Глава 2. Ход исследования.
Цель исследования – развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов при помощи аутентичных текстов ресурсов сети
Интернет.
Исследование проводилось в 9 «А» классе МОУ Черемшанская СОШ №20. Контингент учащихся составляет 15 человек, из которых 6 девочек и 9 мальчиков.
Первый урок был проведён 29.01.2010.
Тема урока: - «Привычки здорового образа жизни в Британии»
Учащимся был предложен аутентичный текст из ресурсов сети Интернет о привычках питания Британских школьников.
На этапе дотекстового чтения учитель предлагает назвать, по мнению учащихся, привычки здорового образа жизни среди Британских школьников. Работая в группах, ребята, таким образом, пытаются предугадать запрошенную информацию, пользуясь словарём, листочками слов для обсуждения, предложенными учителем. Во время проверки задания ребята смогли назвать 6 идей.
Далее, на этапе чтения текста, ребятам было предложено зайти на сайт
http://britaintoday/health/
На послетекстовом этапе результаты работы были оглашены учащимися. Оказалось, что только 8 школьников (53%)из 15 способны:
- работать с аутентичными текстами быстро
- исправлять неверные идеи
- дописать список привычек.
Из этого можно сделать вывод, что учащимся было достаточно сложно работать с аутентичным текстом.
Далее учащимся было предложено задание прочитать текст ещё раз и выбрать советы Британцев для улучшения качества здорового образа жизни. В процессе работы с аутентичным текстом 10 учащихся из 15 смогли найти эту информацию и представить её классу.
На этапе послетекстового чтения учащимся было предложено назвать наиболее, на их взгляд, опасную пищу Российских подростков и дать совет Британского школьника, как оставаться здоровым.
Учитель-наставник отмечает, что данная работа заинтересовала учащихся, ребята были сосредоточены и старались выполнять задания, не смотря на сложность текста.
67 % учащихся справились с заданиями на чтение далее и использовали полученную информацию в речи, разыгрывая различные ролевые ситуации.