Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:36, дипломная работа
Целью работы является: изучение влияния аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов. Гипотеза: использование аутентичных текстов ресурсов сети Интернет обеспечит развитие социокультурной компетенции. В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования;
Подобрать аутентичные тексты сети Интернет способствующие развитию социокультурной компетенции учащихся по теме изучаемого раздела; Разработать упражнения для работы с текстами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция
Компетентность и компетенция………………………………………..6
Компетентностный подход……………………………………………..8
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….11
Коммуникативный подход…………………………………………….13
Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….15
Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции
Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………20
Интернет - как источник аутентичных материалов…………………25
Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….27
Чтение как цель и средство обучения………………………………..30
2.5. Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы
работы с текстом………………………………………………………34
Практическая часть
Глава 1. Анализ ситуации в классе……………………………………………..36
План исследования………………………………………………………………41
Глава 2. Ход исследования……………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………..52
2. Информативная аутентичность
– использование материалов, несущих
значимую для обучаемых
3. Ситуативная аутентичность
предполагает естественность
4. Аутентичность национальной
ментальности, разъясняющая уместность
или неуместность
5. Реактивная аутентичность – при разработке учебного текста ему нужно придавать способность вызывать у обучаемых аутентичный эмоциональный, мыслительный и речевой отклик.
6. Аутентичность оформления,
что привлекает внимание
7. Аутентичность учебных
заданий – задания должны
стимулировать взаимодействие
[17].
Итак, не существует глобального, обобщенного определения аутентичности. Она представляет собой совокупность целого ряда условий, различных видов аутентичности, причем степень наличия того или иного вида может быть различной в зависимости от ситуации. Каждый из составных элементов урока – тексты, учебные задания, обстановка на уроке, учебное взаимодействие – имеет свои критерии, позволяющие отличить аутентичный от неаутентичого. Задача преподавателя состоит в том, чтобы добиться гармоничного сочетания всех параметров аутентичности, правильно подобрав аутентичный материал к своему уроку. Так, не мало важным, а может и одним из наиболее эффективных аутентичных источников являются текстовые ресурсы сети Интернет.
Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции
2.1.Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка
В настоящее время
одним из ключевых моментов реформы
образования в России является формирование
у учащихся навыков работы с информационно-
В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширяет спектр реальных коммуникативных ситуаций, повышает мотивацию учащихся, позволяет применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.
Проблема использования Интернет в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 года и не угасает по настоящее время, когда на страницах специализированных журналов и газет, Интернет сайтов появляется большое количество статей по теме использования Интернета на уроках английского языка.
Большинство авторов статей предлагают интегрировать Интернет в учебный процесс, сохраняя традиционные средства обучения. Например, что использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего, необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться. Найти ответы на все эти вопросы действительно необходимо на этапе подготовки к уроку. Отвечая на первый вопрос, можно считать, что привлечение ресурсов сети неэффективно на начальном и продвинутом уровне, обосновывая это тем, что «в этот период велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле Интернет не предоставляет каких-либо новых возможностей по сравнению с учебником» С этим утверждением можно согласиться лишь на половину, так как для учеников продвинутого языкового уровня, ресурсы сети просто безграничны и необходимы.
Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:
· формировать устойчивую мотивацию,
· активизировать мыслительные способности учащихся,
· привлекать к работе пассивных учеников,
· делать занятия более наглядными,
· обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными аутентичными материалами.
· приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами,
· обеспечивать моментальную обратную связь,
· повышать интенсивность учебного процесса,
· обеспечивать живое
общение с представителями
· формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и
аудирования, монологической и диалогической речи,
· расширять словарный запас,
· воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов,
· реализовать личностно-
ориентированный и
· формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:
- осуществлять поиск
и отбирать необходимую
- анализировать и оценивать прочитанное,
- сортировать информацию на главную и второстепенную,
- быстро ориентироваться
в тексте, опираясь на такие
подсказки, как ключевые слова,
Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в разработанных на основе федерального закона «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» [4], где говорится о допустимой продолжительности работы с ТСО учащихся разных возрастных групп. Так, учащиеся 1х классов — 10 минут, 2—5 классов — 15 минут, 6—7 классов — 20 минут, 8—9 — 20 мин., 10—11 — на первом уроке 30 мин., на втором — 20 мин. Причем, перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут, во время него должна проводится зарядка для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления. В результате их анализа становится ясно, что невозможно посвятить весь урок работе с компьютером. Работу с ним необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, задания, требующие перемещения по классу и т. п.).
Роль учителя при использовании Интернет ресурсов в учебном процессе является одной из широко обсуждаемых проблем. Нельзя не согласиться с мнением Клауса Брандла (Klaus Brandl), который считает, что работа с Интернетом предъявляет очень высокие требования к личным качествам, профессиональной подготовке учителя. В зависимости от степени участия учителя К. Брандал выделяет 3 типа урока: «с доминирующей и координирующей ролью учителя, и преобладающей ролью ученика» [18].
Не менее важным является вопрос о формах работы с Интернет ресурсами на уроке. В своей книге под названием «Интернет» Скот Виндитт, Дэвид Хардисити и Дэвид Истмент описывают упражнения, направленные на формирование навыков поиска, оценивания и обработки информации Интернет ресурсов. Кроме того, авторы предлагают конкретные задания для развития грамматических и лексических навыков, и также чтения, письма, аудирования, говорения и перевода, в основе которых лежит формирование навыков извлечения и обработки данных.
Коптюг Н. М. предлагает следующие формы работы с Интернет ресурсами:
1. Использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы;
2. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений ;
3. Участие в международных проектах;
4. Переписка по электронной почте;
5. Создание собственных сайтов;
6. Общение учителя с коллегами, обмен опытом
Кроме того, Интернет-ресурсы можно использовать:
- для включения аутентичных материалов сети в содержание урока;
- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
- для самостоятельного
изучения, углубления первого или
второго изучаемого
- для самостоятельной
подготовки к сдаче
- для систематического
изучения определенного курса
иностранного языка
Интегрируя ресурсы сети Интернет в учебный процесс можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения;
- совершенствовать умения аудирования;
- совершенствовать умения
монологического и
- совершенствовать умения письменной речи;
- пополнять свой словарный
запас как активный, так и пассивный
лексикой современного
- знакомиться с
- формировать устойчивую
мотивацию иноязычной
В наши дни уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Кроме того, не стоит забывать, что это средство обучение обладает рядом задач. Интернет со всеми своими возможностями как раз и есть средство реализации этих целей и задач. Интернет создаёт уникальную возможность для учеников, изучающих английский язык, позволяя им пользоваться аутентичными материалами, слушать и общаться с носителями языка, создавая тем самым естественную языковую среду. Кроме того, Интернет позволяет ученикам формировать культуроведческое и социокультурное воспитание, подробно знакомясь с культурой изучаемых стран.
2.2. Интернет – как источник аутентичных материалов
Интернет – это один из источников аутентичных материалов, поэтому основной задачей в изучении иностранных языков является развитие самостоятельного критического мышления, культуры умственного труда, обучение навыкам самообразования, что связано с поиском информации и её обработкой. Недостаточно уметь лишь отыскать нужную информацию в разных источниках Интернета, важно, чтобы учащиеся могли обрабатывать и пользоваться полученной информацией. Применение современных информационных технологий во многом способствует обогащению содержания обучения иностранному языку посредством аутентичных материалов из ресурсов Интернет. Применение информационно-коммуникационных технологий обеспечивает современный подход в обучении иностранным языкам, повышает эффективность самостоятельной работы учащихся и стимулирует их познавательный интерес.
Интернет – это доступный источник “свежей” информации, и текстовой в том числе. Именно там, например, в форумах, можно найти средние по объёму, что очень важно для учащихся, высказывания молодых носителей языка по различным темам. Учащимся интересно знать, как живут их сверстники в стране изучаемого языка из первых уст, какие им приходится решать проблемы, чем отличается их образ жизни от нашего и многое другое. Даже самый хороший учебник с точки зрения содержащихся в нём текстов в известной степени консервативен, в том смысле, что не имеет места постоянное обновление информации о жизни носителей изучаемого языка. А ведь именно такого рода информация вызывает повышенный интерес и, следовательно, благоприятно сказывается на мотивации овладения иностранным языком. Изучение английского языка с помощью ресурсов сети Интернет развивает много личностных качеств, и в первую очередь, социокультурную компетенцию, а именно понимание культурных особенностей носителей языка, что в свою очередь помогает ученику более точно осознавать события в современном мире и быть толерантным.