Влияние аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:36, дипломная работа

Описание

Целью работы является: изучение влияния аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов. Гипотеза: использование аутентичных текстов ресурсов сети Интернет обеспечит развитие социокультурной компетенции. В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования;
Подобрать аутентичные тексты сети Интернет способствующие развитию социокультурной компетенции учащихся по теме изучаемого раздела; Разработать упражнения для работы с текстами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция
Компетентность и компетенция………………………………………..6
Компетентностный подход……………………………………………..8
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….11
Коммуникативный подход…………………………………………….13
Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….15

Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции

Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………20
Интернет - как источник аутентичных материалов…………………25
Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….27
Чтение как цель и средство обучения………………………………..30
2.5. Чтение как культура восприятия письменной речи. Этапы
работы с текстом………………………………………………………34
Практическая часть
Глава 1. Анализ ситуации в классе……………………………………………..36
План исследования………………………………………………………………41
Глава 2. Ход исследования……………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………..52

Работа состоит из  1 файл

ВКР.doc

— 264.50 Кб (Скачать документ)

2. Информативная аутентичность  – использование материалов, несущих  значимую для обучаемых информацию, соответствующую их возрастным  особенностям и интересам. 

3. Ситуативная аутентичность  предполагает естественность ситуации, предлагаемой в качестве учебной иллюстрации, интерес носителей языка к заявленной теме, естественность ее обсуждения.

4. Аутентичность национальной  ментальности, разъясняющая уместность  или неуместность использования  той или иной фразы. 

5. Реактивная аутентичность  – при разработке учебного текста ему нужно придавать способность вызывать у обучаемых аутентичный эмоциональный, мыслительный и речевой отклик.

6. Аутентичность оформления, что привлекает внимание учащихся  и облегчает понимание коммуникативной  задачи текста, установление его связей с реальностью.

7. Аутентичность учебных  заданий  – задания должны  стимулировать взаимодействие с  текстом, должны быть основаны  на операциях, которые совершаются во вне учебное время при работе с источниками информации

[17].

Итак, не существует глобального, обобщенного определения аутентичности. Она представляет собой совокупность целого ряда условий, различных видов аутентичности, причем степень наличия того или иного вида может быть различной в зависимости от ситуации. Каждый из составных элементов урока – тексты, учебные задания, обстановка на уроке, учебное взаимодействие – имеет свои критерии, позволяющие отличить аутентичный от неаутентичого. Задача преподавателя состоит в том, чтобы добиться гармоничного сочетания всех параметров аутентичности, правильно подобрав  аутентичный материал к своему уроку. Так, не мало важным, а может и одним из наиболее эффективных аутентичных источников являются текстовые ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Аутентичные тексты ресурсов сети Интернет как способ развития социокультурной компетенции

 

2.1.Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

 

В настоящее время  одним из ключевых моментов реформы  образования в России является формирование у учащихся навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями, в том числе с Интернет-ресурсами. Таким образом, нет необходимости обосновывать целесообразность внедрения данных технологий в процесс обучения, в том числе иностранным языкам.

        В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширяет спектр реальных коммуникативных ситуаций, повышает мотивацию учащихся, позволяет применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.

  Проблема использования Интернет в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 года и не угасает по настоящее время, когда на страницах специализированных журналов и газет, Интернет сайтов появляется большое количество статей по теме использования Интернета на уроках английского языка.

Большинство авторов  статей предлагают интегрировать Интернет в учебный процесс, сохраняя традиционные средства обучения. Например, что использование  Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего, необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться. Найти ответы на все эти вопросы действительно необходимо на этапе подготовки к уроку. Отвечая на первый вопрос, можно считать, что привлечение ресурсов сети неэффективно на начальном и продвинутом уровне, обосновывая это тем, что «в этот период велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле Интернет не предоставляет каких-либо новых возможностей по сравнению с учебником»  С этим утверждением можно согласиться лишь на половину, так как для учеников продвинутого языкового уровня, ресурсы сети просто безграничны и необходимы.

Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

· формировать устойчивую мотивацию,

· активизировать мыслительные способности учащихся,

· привлекать к работе пассивных учеников,

· делать занятия более  наглядными,

· обеспечивать учебный  процесс новыми, ранее недоступными аутентичными материалами.

· приучать учащихся к  самостоятельной работе с материалами,

· обеспечивать моментальную обратную связь,

· повышать интенсивность  учебного процесса,

· обеспечивать живое  общение с представителями других стран и культур,

· формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и 

 аудирования, монологической  и диалогической речи,

· расширять словарный запас,

· воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному  и познавательному опыту других народов,

· реализовать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы к обучению,

· формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:

- осуществлять поиск  и отбирать необходимую информацию  в соответствии с определенной  задачей и потребностями, использовать  ее для достижения своих целей,

- анализировать и оценивать  прочитанное,

- сортировать информацию  на главную и второстепенную,

- быстро ориентироваться  в тексте, опираясь на такие  подсказки, как ключевые слова,  структура текста, предваряющая  информация и др.

Информация о том, в  каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в разработанных на основе федерального закона «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» [4], где говорится о допустимой продолжительности работы с ТСО учащихся разных возрастных групп. Так, учащиеся 1х классов — 10 минут, 2—5 классов — 15 минут, 6—7 классов — 20 минут, 8—9 — 20 мин., 10—11 — на первом уроке 30 мин., на втором — 20 мин. Причем, перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут, во время него должна проводится зарядка для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления. В результате их анализа становится ясно, что невозможно посвятить весь урок работе с компьютером. Работу с ним необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, задания, требующие перемещения по классу и т. п.).

Роль учителя при  использовании Интернет ресурсов в  учебном процессе является одной  из широко обсуждаемых проблем. Нельзя не согласиться с мнением Клауса Брандла (Klaus Brandl), который считает, что  работа с Интернетом предъявляет очень высокие требования к личным качествам, профессиональной подготовке учителя. В зависимости от степени участия учителя К. Брандал выделяет 3 типа урока: «с доминирующей и координирующей ролью учителя, и преобладающей ролью ученика» [18].

Не менее важным является вопрос о формах работы с Интернет ресурсами на уроке. В своей книге под названием «Интернет» Скот Виндитт, Дэвид Хардисити и Дэвид Истмент описывают упражнения, направленные на формирование навыков поиска, оценивания и обработки информации Интернет ресурсов. Кроме того, авторы предлагают конкретные задания для развития грамматических и лексических навыков, и также чтения, письма, аудирования, говорения и перевода, в основе которых лежит формирование навыков извлечения и обработки данных.

Коптюг Н. М. предлагает следующие формы работы с Интернет ресурсами:

1. Использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы;

2. Самостоятельная работа  учащихся с Интернет ресурсами  для подготовки докладов, сообщений ;

3. Участие в международных проектах;

4. Переписка по электронной  почте;

5. Создание собственных  сайтов;

6. Общение учителя  с коллегами, обмен опытом 

Кроме того, Интернет-ресурсы  можно использовать:

- для включения аутентичных  материалов сети в содержание  урока;

- для самостоятельного  поиска информации учащимися  в рамках работы над проектом;

- для самостоятельного  изучения, углубления первого или  второго изучаемого иностранного  языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

- для самостоятельной  подготовки к сдаче квалификационного  экзамена экстерном;

 

- для систематического  изучения определенного курса  иностранного языка дистанционно  под руководством преподавателя.

Интегрируя ресурсы  сети Интернет в учебный процесс можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать навыки  и умения чтения;

- совершенствовать умения  аудирования;

- совершенствовать умения  монологического и диалогического  высказывания;

- совершенствовать умения письменной речи;

- пополнять свой словарный  запас как активный, так и пассивный  лексикой современного иностранного  языка;

- знакомиться с культуроведческими  знаниями, включающими в себя  речевой этикет, особенности речевого  поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

- формировать устойчивую  мотивацию иноязычной деятельности  учащихся на уроке на основе  систематического использования  "живых" материалов, обсуждения  не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.

В наши дни уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными  информационными возможностями  и не менее впечатляющими услугами. Кроме того, не стоит забывать, что это средство обучение обладает рядом задач. Интернет со всеми своими возможностями как раз и есть средство реализации этих целей и задач. Интернет создаёт уникальную возможность для учеников, изучающих английский язык, позволяя им пользоваться аутентичными материалами, слушать и общаться с носителями языка, создавая тем самым естественную языковую среду. Кроме того, Интернет позволяет ученикам формировать культуроведческое и социокультурное   воспитание, подробно знакомясь с культурой изучаемых стран.

 

 

        2.2. Интернет – как источник аутентичных материалов

 

 

Интернет – это  один из источников аутентичных материалов, поэтому основной задачей в изучении иностранных языков является развитие самостоятельного критического мышления, культуры умственного труда, обучение навыкам самообразования, что связано с поиском информации и её обработкой. Недостаточно уметь лишь отыскать нужную информацию в разных источниках  Интернета, важно, чтобы учащиеся могли  обрабатывать и пользоваться полученной информацией. Применение современных информационных технологий во многом способствует обогащению содержания обучения иностранному языку посредством аутентичных материалов из ресурсов Интернет. Применение информационно-коммуникационных технологий обеспечивает современный подход в обучении иностранным языкам, повышает эффективность самостоятельной работы учащихся и стимулирует их познавательный интерес.

Интернет – это  доступный источник “свежей” информации, и текстовой в том числе. Именно там, например, в форумах, можно найти  средние по объёму, что очень важно для учащихся,  высказывания молодых носителей языка по различным темам. Учащимся интересно знать, как живут их сверстники в стране изучаемого языка из первых уст, какие им приходится решать проблемы, чем отличается их образ жизни от нашего и многое другое. Даже самый хороший учебник с точки зрения содержащихся в нём текстов в известной степени консервативен, в том смысле, что не имеет места постоянное обновление информации о жизни носителей изучаемого языка. А ведь именно такого рода информация вызывает повышенный интерес и, следовательно, благоприятно сказывается на мотивации овладения иностранным языком. Изучение английского языка с помощью ресурсов сети Интернет развивает много личностных качеств, и в первую очередь, социокультурную компетенцию, а именно понимание культурных особенностей носителей языка, что в свою очередь помогает ученику более точно осознавать события в современном мире и быть толерантным.  

Информация о работе Влияние аутентичных текстов ресурсов сети Интернет на развитие социокультурной компетенции учащихся