Влияние эмпатии на конфликтность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить характер влияния эмпатии на конфликтность личности.
Цель достигается решением следующих задач:
1. Выявить психологические характеристики эмпатии.
2. Рассмотреть имеющиеся в литературе данные о сущности конфликта, конфликтности личности.
3. Исследовать уровень развития эмпатии и конфликтности личности студентов;

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии 5
и конфликтности личности
1.1. Психологические характеристики эмпатии
1.2. Общая характеристика конфликта 10
1.3. Конфликтность как характеристика личности 17
Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности 26
2.1. Методы исследования
2.2. Описание результатов исследования 27
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

По мнению Хелен Корнелиус эмпатия является одним из важнейших качеств обеспечивающих успех общения, т.к. эмпатия - способность понимать мотивы и чувства другого человека по ходу их проявления, способность к сопереживанию. [11, с. 91].

Эмпатия - это не только способ бытия с другими, как отмечает Роджерс, но также и коммуникативный навык, необходимо понимание технологии этого навыка.

Эмпатия включает в себя внимательное слушание собеседника и последующее сообщение понимания чувств, а также лежащих в их основании переживаний и поведения.

Базисная эмпатия - это способ, благодаря которому человек может сказать собеседнику: "Я с Вами. Я очень внимательно слушаю, то, что вы хотите сказать и выразить. Я сверяю своё восприятие, проверяя правильно ли моё понимание". Базисная эмпатия - это отнюдь не попытка докопаться до того, о чем собеседник сказал лишь отчасти или в неявной форме. Технология базисной эмпатии включает в себя умение трансформировать понимание опыта, поступков и чувств собеседника в отклик, с помощью которого можно разделить это понимание с ним.

Эмпатия - это средство вежливости. Попытка проникнуть во внутренний мир другого несет послание уважения. Эмпатия также является ненавязчивым средством помощи собеседнику в исследовании себя и своей проблемной ситуации. Человек, которого поняли, сдвигается с точки, что позволяет ему продвигаться дальше, расширяя и углубляя знание о себе.

Эмпатия может играть важную роль в установлении контакта с людьми, и поскольку она представляет собой возможность оставаться в контакте с человеком и их опытом, поведением и чувствами, эмпатия может обеспечить поддержку на протяжении всего помогающего процесса. Никогда не лишне убедиться, что вы находитесь в контакте с внутренней системой координат человека. В конечном итоге эмпатия действует как своего рода смазочный материал, она поощряет и облегчает диалог [17, с. 182].

Таким образом, эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Выделяют две формы эмпатии: сопереживание и сочувствие. Эмпатия может рассматриваться как процесс (механизм) и включает когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты, которые также часто рассматриваются как ее уровни. Между тремя уровнями эмпатии существуют сложные взаимозависимости. Эмпатия является одним из важнейших качеств обеспечивающих успех общения.

 

1.2 Общая характеристика конфликта.

Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Однако обще принятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных отношении индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Следовательно, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения [18, с. 79].

Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Достаточно незначительного повода – и конфликт может вспыхнуть. [20, с. 53]

Существует несколько видов конфликта: По сфере функционирования: социальные, политические, организационные, трудовые. По направленности действия: вертикальные (преподаватель – студент), горизонтальные (преподаватель – преподаватель; студент – студент), смешанные. По составу участников: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. По степени выраженности: открытый, скрытый, потенциальный. В зависимости от последствий: конструктивные и деструктивные. [7, с. 64]

Традиционно принято различать конфликтную ситуацию и инцидент.

Конфликтная ситуация – это накопившееся противоречие, которое возникло и существует задолго до возникновения конфликта.

Инцидент – это повод, стечение обстоятельств. Действие, направленное на создание конфликта, если другая сторона воспринимает как угрозу. Конфликт возникает, когда есть действие – инцидент. [20, с. 54]

В конфликтологии выделяется несколько стадий развития конфликта:

1 стадия. Зарождение конфликта, включает в себя возникновение проблемы, ее осознание; попытки разрешить проблему неконфликтным способом; возникновение инцидент – первая проба сил.

2 стадия. Формирование конфликта, это определение интересов и позиции сторон; происходит манифестация конфликта (озвучивание).

3 стадия. Зрелость. Эскалация конфликта, включает в себя пик эмоциональной напряженности; сужение рациональной зоны; переход от аргументов к претензиям; применение насилия (психологического); увеличение числа участников; потеря первоначального предмета разногласий; формирование образа врага.

4 стадия. Завершение, это переоценка сил; балансировка сил; поиск решения проблемы. [1, с. 237]

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю. ?»,  «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку [21, с. 73].

Рассмотрим различные стратегии поведения в конфликте, которые описаны Емельяновым С.М.

Принуждение (борьба, соперничество) Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

3. Уступка

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

• Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

• Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

• Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

4. Компромисс

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.

• Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

• Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность.• Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия.

Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства:

• Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Информация о работе Влияние эмпатии на конфликтность личности