Влияние эмпатии на конфликтность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить характер влияния эмпатии на конфликтность личности.
Цель достигается решением следующих задач:
1. Выявить психологические характеристики эмпатии.
2. Рассмотреть имеющиеся в литературе данные о сущности конфликта, конфликтности личности.
3. Исследовать уровень развития эмпатии и конфликтности личности студентов;

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии 5
и конфликтности личности
1.1. Психологические характеристики эмпатии
1.2. Общая характеристика конфликта 10
1.3. Конфликтность как характеристика личности 17
Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности 26
2.1. Методы исследования
2.2. Описание результатов исследования 27
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)


 

Влияние эмпатии на конфликтность личности.

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Дыптан Юлия

                                                                      Сергеевна, студентка специальности

                                                                      «Педагогика дополнительного

                                                                      образования»

                                                                      со специализацией «Инструктор

                                                                      детского и молодежного

                                                                      движения» группы 133          

                                                                      Руководитель: Естоева Екатерина 

                                                                      Викторовна,

                                                                      преподаватель психологических

                                                                      дисциплин ППК.

 

Петрозаводск

2010

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                          3

Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии                                          5

и  конфликтности личности                                                                                   

1.1. Психологические характеристики эмпатии                                   

1.2. Общая характеристика конфликта                                                       10               

1.3. Конфликтность как характеристика личности                                             17

Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности              26

2.1. Методы исследования

2.2. Описание результатов исследования                                                                      27

Заключение                                                                                                                                            43

Список литературы                                                                                                                              45

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

В современных условиях нашей жизни, когда нестабильность всех областей существования оказывает на человека сильное психологическое и эмоциональное давление, выявление факторов влияющих на поведение человека в конфликте приобретает особую значимость с целью усиления позитивных сторон конфликта и как следствие, минимизации негативных последстий.

Конфликты сопровождают человеческую жизнь и деятельность всегда и везде. Станет конфликт импульсом к развитию или наоборот снизит социальную активность человека, во многом зависит от восприятия конфликта и конфликтной ситуации, психологического состояния и личностных особенностей человека.

К числу личностных особенностей, которые могут оказывать влияние на успешность общения, традиционно относят и эмпатию.

В настоящий момент проведено множество исследований эмпатии, касающихся разных аспектов ее изучения: определения, разработки методов оценки, связи с личностными чертами; однако в этой сфере по-прежнему остаётся необъятное пространство для изучения. В частности, недостаточно изучено влияние эмпатии на такое свойство личности как конфликтность.

В связи с этим, мы определили тему нашей выпускной квалификационной работы: «Влияние эмпатии на конфликтность личности».

Цель исследования: выявить характер влияния эмпатии на конфликтность личности.

Объект: психологические характеристики эмпатии.

Предмет: влияние уровня развития эмпатии на конфликтность личности.

Гипотеза: Люди, имеющие высокий уровень развития эмпатии менее конфликтны, чем люди, имеющие средний и низкий уровень развития данной способности.

Цель достигается решением следующих задач:

1.      Выявить психологические характеристики эмпатии.

2.      Рассмотреть имеющиеся в литературе данные о сущности конфликта, конфликтности личности.

3.      Исследовать уровень развития эмпатии и конфликтности личности студентов;

4.      Разработать и апробировать занятия, направленные на развитие эмпатии.

Методы исследования:

      Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

      Тестирование с использованием следующих методик:

      «Эмоциональная чувствительность»,

      «Насколько Вы конфликты»,

      «Диагностика акцентуаций характера».

База исследования: ГОУ СПО Петрозаводский строительный техникум.

 

 


Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии на конфликтность личности.

1.1 Психологические характеристики эмпатии.

Способность к сопереживанию, к пониманию внутреннего мира другого живого существа, умение глубоко проникнуть в этот внутренний мир и готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека есть характеристики эмпатии.

Как отмечается на сайте «ПСИ-ФАКТОР» термин «эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии  описано в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) [14].

К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии (Борисенко, Гаврилова, Джркаэян и др.)

Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению, различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах сравнение, аналогия и т.п.. и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии Е. Н. Емельянов выделяет сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого [5, с. 237].

В литературе предлагаются модели эмпатийного процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначимость термина эмпатия порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание», «конгруэнтная эмпатия» и др.

Первоначальный смысл термина " Эмпатия" был буквальным, он означал процесс вчувствования, т.е. эмоционального проникновения в состояние другого.

В концепциях эмоциональной эмпатии (Гавриловой Т.П.) говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:

L Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.

Z, Сопереживание и сочувствие как более сложные формы сочувствия в эмоциях другого, разделения их [3, с.147].

Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.

В советской психологии термин «эмпатия» был введен только в начале 70-х годов Т.П.Гавриловой. Специальные исследования её были посвящены роли эмоционального компонента в общении и социальном познании в контексте целостного акта общения.

Так же Т.П. Гавриловой был изучен феномен эмпатии, как способности человека сопереживать, откликаться на эмоциональное состояние другого. Она выделила две формы эмпатии: сопереживание (низшую, первичную форму) и сочувствие (высшую форму) [3].

Более непосредственной и более импульсивной формой эмпатии является сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается, более опосредованной раздумьями по поводу состояния другого человека и несущей в себе большое желание действенно помочь ему оказывается другая сторона эмпатии – сочувствие. Сочувствуя человеку, личность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания. и свое отношение к объекту эмпатии, а также и способ выхода из ситуации ,которую она наблюдает. Сочувствие, помимо его большой осознанности и обобщенности отличается от простого сопереживания ещё и большей инициированностью его мотиваций, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической по своей сути морали.

Очень часто роль эмпатии, в которой необходим интуитивно-эмоциональный элемент, оценивается невысоко и даже негативно. Иногда эмпатию расценивают, как «эффективное подражание». Отмечают, что она может вызвать пагубные последствия, если она настолько сольется в своих чувствах, с другим, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему. Но человек никогда не станет раскрывать свой внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Необходимым началом процесса эмпатии является презумпция тайны. Но эмпатия не расшифровка подлинного содержания души человека на основе результатов регулируемой деятельности (совместный труд, учение, совместная игра, разговор). [12, с. 158]

Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости [10, с. 123].

Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе  находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).

Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий.  Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).

Возможны дефектные (ошибочные) применения эмпатии. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие тех чувств партнера по общению, которых индивид избегает в самом себе), неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, в крайних случаях принимающее патологические формы (в художественной литературе образом такого типа эмпатии является поведение князя Мышкина в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение эмпатии  (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения) [14].

Информация о работе Влияние эмпатии на конфликтность личности