Влияние эмпатии на конфликтность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить характер влияния эмпатии на конфликтность личности.
Цель достигается решением следующих задач:
1. Выявить психологические характеристики эмпатии.
2. Рассмотреть имеющиеся в литературе данные о сущности конфликта, конфликтности личности.
3. Исследовать уровень развития эмпатии и конфликтности личности студентов;

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии 5
и конфликтности личности
1.1. Психологические характеристики эмпатии
1.2. Общая характеристика конфликта 10
1.3. Конфликтность как характеристика личности 17
Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности 26
2.1. Методы исследования
2.2. Описание результатов исследования 27
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

• Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему [5, с.38].

Таким образом, конфликт традиционно рассматривается как столкновение противоположных взглядов, мнений. Принято различать различные виды конфликтов по сфере функционирования; по направленности действия; по составу участников; по степени выраженности, и которые зависят от последствий. Так же конфликт имеет четыре стадии развития, и каждый человек, вступая в конфликте, выбирает определенную стратегию поведения. В большинстве случаев это сотрудничество (компромисс).

 

1.3             Конфликтность как характеристика личности.

Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей.

Мы общаемся с людьми разного уровня культуры, с разными привычками и правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди, просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются источниками повышенной опасности возникновения конфликтов.

По мнению М.С. Миримановой, людей, создающих вокруг себя проблемные ситуации и конфликтные отношения, причем в любых обстоятельствах и при любых условиях, психологи называют конфликтными или конфликтогенными личностями.

Как правило, конфликтность – это неосознаваемая установка личности. Конфликтная личность обладает индивидуальными и характерологическими особенностями, которые влияют на ее статус (положение) в группе и социальные роли. Убеждения такой личности основываются на уверенности в том, что «все люди злы», « мир опасен», «вселенная не дружественна», все для них являются понанциальными врагами, которых следует либо обвести вокруг палица, либо победить. Человек понимается такими личностями как изначально плохой,  а неизменные инстинкты стремятся взять верх. Интересы такой личности связаны, прежде всего, с удовлетворением эгоистических потребностей в самоутверждении и вытеснении внутренних страхов (например, страх возможных ошибок общения). [9, с. 75]

Как считает Балыхина Т.М. под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации [11, с.  431]

 

Как отмечается в книге «Социальная психология» под редакцией В.А. Лабунской, конфликтная личность, конфликтная личность характеризуется негативным самоотношением и неадекватной самооценкой (завышенной либо заниженной), самоуверенностью (неуверенностью в себе), избеганием изменений (отказ от работы над собой). Межличностные отношения характеризуются неприятием других людей такими, какие они есть, стремлением изменить окружающих, недоверием, отрицанием, неуважением, закрытостью, стремлением победить, доминированием, напористостью оценок и интерпретацией в процессе общения [17, с.  92].

Конфликтная личность не обладает предрасположением к успешному сотрудничеству, что проявляется в отсутствии: способности к диалогическому общению (слушает и слышит только себя); понимания другого человека и его позиции; коммуникативной компетентности (компетентность в общении очень низкая).

Одновременно с этим ее способы поведения и выбираемые стратегии демонстрируют агрессивные тенденции и, следовательно, позиции интолерантной личности, для которой по мнению Шейнова В.П. характерно: выбор стратегии доминирования во взаимодействии; слабый самоконтроль поведения, проявление насильственных тенденции; слабая саморегуляция эмоциональной сферы. [21, с.  134]

Обобщая различные литературные данные можно выделить личностные качества людей конфликтного типа: излишняя критичность; полярность оценок, категоричность; принципиальность, прямолинейность, правдивость; настойчивость, упрямство; эгоцентризм, высокомерие, пренебрежение; лицемерие, приспособленчество; неадекватность самооценки, самолюбие; невоспитанность, несдержанность, агрессивность; мягкотелость, авторитарность и т.п.

В настоящее время существует много классификаций поведения личности в конфликте. Н. Обозов выделяет три типа.

Практик. Его лозунг: «Лучшая защита – нападение». Потребность «практика» в преобразовании окружающего мира, в том числе влиять на позиции других людей, может создавать напряженность и провоцировать разнообразные столкновения.

Собеседник. Его лозунг «Лучше плохой мир, чем хорошая война» Потребность в общении делает невозможным длительное противостояние в конфликте. «Собеседники» чувствительны к изменению настроения партнера и изначально предпочитают сотрудничество. Часто бывают эмоциональными лидерами, «жилетками» в коллективе.

Мыслитель. Его лозунг: «Пускай думает, что он победил». «Мыслители» ориентированы на познание, в общении предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации. Попадая в конфликт, они выстраивают сложную систему доказательств своей работы, более чувствительны к конфликтам духовных ценностей и идей [10, с. 71].

Очень часто конфликтная личность порождает особый вид конфликтов – так называемые нереалистические или субъективные нецеленаправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует реальная цель достижения какого-либо результата. Для личности становится важным процесс выражения аффективных состояний, негативных эмоций. Здесь конфликт носит форму проявления состояния, эмоционального реагирования. Иными словами, реальный результат в конфликте такого типа подменяется приобретением психологической выгоды – получением необходимого общения, самоутверждением за счет других, поддержанием и укреплением своей Я-концепции, освобождением от отрицательных эмоций.

Конфликтная личность не только ограничивает собственно развитие, раскрытие своих возможностей способностей, но также оказывает значительное деструктивное влияние на участников свидетелей конфликтного взаимодействия. Последствия таких конфликтов могут проявляться в различных формах, начиная от ситуативных невротических реакций и заканчивая психическими болезнями, в частности неврозами.

В практикуме по конфликтологии С.М. Емельянов описывает пять типов конфликтных личностей:

Демонстративный: Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный: Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправля­емый: Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.[5, с. 43]

Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.

Сверхточный: Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный»: Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Эти типы выделены автором с помощью методики «Акцентуации характера» К.Леонгара, Г.Шмишека на остове десяти типов акцентуаций. Автор дает определение бесконфликтной личности как зависимой от мнения других, ориентирующееся на ситуативный успех, как неустойчивой в оценках и мнениях, внутренне противоречивой и т.д. [5, с. 99]

Ученые считают, что важно исследовать этот тип, поскольку в такую категорию могу попасть как действительно конфликтные личности, так и толерантные. Бесконфликтная личность – это, с одной стороны, личность, тяготеющая к конфликтам, но стремящаяся избежать из внешнего проявления, а с другой стороны – обладающая гибкостью, отсутствием категоричности, умением учесть другого и его интересы наравне со своими, т.е. толерантная. Возможно, здесь работает определенная исследовательская установка, определяющая бесконфликтность как негативное качество [15, с. 269].

Одной из главных причин конфликтности как отмечает Мириманова М.С. личности являются внутриличностные конфликты. Человек не способен справиться с ними самостоятельно, а при этом еще личностные особенности и используемые механизмы затрудняют осознание собственных проблем [9, с. 79].

Используя конфликт как способ разрешения своих внутренних противоречий, человек охраняет и поддерживает собственное существование в неизменном виде. При этом конфликтная личность жаждет изменить всех и вся, кроме себя. На поведение в конфликте влияют не только сами типы личности, но и их совместимость. В работе «Типы людей и бизнес» (авторы Р.Крегер и Дж.Тьюсон) выделены оппозиции четырех типов: экстравертивный – интровертивный; сенсорный – интуитивный; мыслительный – чувствующий; решающий – воспринимающий [8, с. 44].

Каждый человек, будучи предрасположенным, от рождения к определенным предпочтениям, сохраняет их на всю жизнь.

Так, мыслительный тип требует внятности и четкости, которые могут быть враждебно восприняты чувствующим типом, даже в ходе простого обмена репликами. Люди мыслительного типа определяют конфликт как неизбежный процесс, который может рассматриваться ими как «творческое напряжение», а люди чувствующего типа воспринимают его как дисгармонию, и стремятся любой ценой избежать. Мыслительный тип пытается разобраться в сути конфликта, обсудить возникшие проблемы и выработать подход к разрешению, в то время как чувствующий сосредотачивается на собственных эмоциях, винит себя в том, что произошло, а зачастую реагирует даже физически – потеет, кричит, плачет.

Экстраверты стремятся вынести конфликт вовне, чтобы он мог стать предметом дискуссии, а интроверты чаще всего чувствуют, что если они услышат еще хоть слово, то просто взорвутся. Различия между сенсорным и интуитивным типами – в восприятии и информации.

Сенсорный тип больше акцентирует детали, придает особое значение словам и событиям, а для интуитивного важнее подтекст и смысл. Решающий тип любит упорядоченность. Любое незапланированное или незаявленное изменение для него стресс, что воспринимается его оппонентом как злость, несогласие. Первая негативная реакция может быть связана с тем, что вы нарушили его планы, и она может вовсе не относиться к тому, что вы сказали. Его формулировки часто заставляют думать, что от своей точки зрения он никогда не отступит, а его стремление в какой-то момент закрыться, уйти в себя для воспринимающего становится невыносимым.

Акцентуация различий в типах и стилях поведения позволяет прийти к выводу, что только расширение наших знаний о людях в конфликт, более глубокое понимание наших возможностей помогут открыть нам двери к разрешению конфликтов. Понимая, какой тип человека находится с нами в конфликте, мы сможем иначе реагировать на критику, больше сможем помочь друг другу. [9, с. 78]

Итак, под конфликтностью личности понимается людей, создающих вокруг себя проблемные ситуации и конфликтные отношения, причем в любых обстоятельствах и при любых условиях. В настоящее время существует много классификаций поведения личности в конфликте. Как правило,  она характеризуется негативным самоотношением и неадекватной самооценкой (завышенной либо заниженной), самоуверенностью (неуверенностью в себе), избеганием изменений (отказ от работы над собой), затруднениями в общении, связанными с неумением встать на позицию другого, понять его эмоциональное состояние, то есть характеристиками эмпатии.

Информация о работе Влияние эмпатии на конфликтность личности