Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить характер влияния эмпатии на конфликтность личности.
Цель достигается решением следующих задач:
1. Выявить психологические характеристики эмпатии.
2. Рассмотреть имеющиеся в литературе данные о сущности конфликта, конфликтности личности.
3. Исследовать уровень развития эмпатии и конфликтности личности студентов;
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии 5
и конфликтности личности
1.1. Психологические характеристики эмпатии
1.2. Общая характеристика конфликта 10
1.3. Конфликтность как характеристика личности 17
Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности 26
2.1. Методы исследования
2.2. Описание результатов исследования 27
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения
Выводы по главе I
Несмотря на длительную историю изучения, нет единства в понимании сущности эмпатии. Чаще всего отмечается, что эмпатия предполагает понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир и включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни.
Психологический разбор конфликта предполагает анализ сущности, видов, стадий и стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликтность как характеристика личности указывает на склонность человека к вступлению и порождению конфликтных ситуаций. Различные авторы склонны выделять различные типы конфликтных личностей. При их описании часто указывают на затруднения в общении с другими людьми, связанные с центрацией на собственной личности. Можно предположить, что высокий уровень конфликтности может быть связан с недостаточным развитием эмпатических способностей.
Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности.
2.1. Методы исследования.
В соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой нами было осуществлено изучение особенностей влияние типа отношения к себе на самооценку младшего школьника.
Наше исследование было организованно и проведено в несколько этапов:
1 Этап – Диагностика уровня конфликтности личности.
2этап изучение развития эмпатии у людей с разным уровнем конфликтности
3 Этап – Разработка и апробирование занятий направленных на развитие эмпатии.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
Тест: «Эмоциональная чувствительность» - [Шеламова]
Данный тест направлен на изучение эмоциональной чувствительности, которая рассматривается авторами как основной показатель развития эмпатии. Испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов.
Инструкция: Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Каждый вопрос имеет три ответа: А, Б, В. Выберете тот, который подходит именно вам. Правильных или неправильных ответов нет. Отвечайте быстро, долго не раздумывайте.
Обработка результатов проводится в соответствии с ключом. Авторы выделяют три уровня развития эмоциональной чувствительности:
Менее 30 баллов – высокий уровень развития эмпатии;
От 36 до 65 баллов – средний уровень развития эмпатии;
Свыше 65 баллов – низкий уровень развития эмпатии.
Текст методики представлен в Приложении 1.
«Насколько Вы конфликты» - [Шеламова].
Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов, на которые дается по 3 варианта ответа. Выберете тот, который больше всего походит именно ему, и за каждый ответ «А» получает 4 балла, за каждый ответ «Б» - 2 балла и «В» - 0 баллов.
Обработка результатов так же проводится в соответствии с ключом. Авторы выделяют три уровня конфликтности:
От 20 до 28 баллов – низкий уровень конфликтности личности;
От 10 до 18 баллов – средний уровень конфликтности;
8 и менее баллов – высокий уровень.
Текст методики представлен в Приложении 2.
«Диагностика акцентуаций характера» (Леонгарда К. –Шмишека Г.).
Опросник состоит из 97 закрытых вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности). Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера. Сумма баллов, умноженная на соответствующий коэффициент и дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 18 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).
Наше исследование было организованно и проведено на базе Петрозаводского строительного техникума. Всего приняло участие 14 студентов из них 12 девушек и 2 молодых человека, в возрасте от 18 – 19 лет.
2.2. Описание результатов исследования.
В данном параграфе нами будут описаны результаты проведенного исследования.
В ходе исследования конфликтности личности были получены следующие результаты, данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень конфликтности респондентов в исследуемой группе в ( %.)
Уровень конфликтности | Низкий | Средний | Высокий |
Число респондентов | 25 | 42 | 33 |
Таким образом, мы видим, что в исследуемой группе встречаются люди с разным уровнем конфликтности, при этом чаще всего встречается средний уровень, такие люди конфликтуют тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны, в отличие от людей с низким уровнем, которые тактичны, не любят конфликтов, избегают критических ситуаций.
Следует отметить, что треть участников продемонстрировали высокий уровень конфликтности, следовательно, они являются конфликтными личностями. Такие люди ищут повод для споров, и любят критиковать.
В дальнейшем для выявления типов конфликтных личностей мы провели опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
Акцентуации характера в психологии рассматриваются как чрезмерное развитие какой либо черты характера которая затрудняет адаптацию человека в обществе, но в отличие от психопатии проявляется только в определенных «уязвимых ситуациях». Следовательно, акцентуированные личности потенциально могут рассматриваться как конфликтогенные. Рассмотрим полученные результаты (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Уровень конфликтности с различным типом акцентуации.
Уровень конфл-ти Тип акцентуации | Ниже среднего | Выше среднего |
1. Гипертимность | - | 3 |
2. Дистимичность | - | - |
3. Циклотимность | 1 | 3 |
4. Эмоциональность | 1 | 2 |
5. Демонстративность | - | - |
6. Застревание | - | 1 |
7. Педантичность | - | 1 |
8. Тревожность | - | 1 |
9. Возбудимость | 1 | 1 |
10. Экзальтированность | 2 | 3 |
11. Лень | - | - |
Таким образом, мы видим, что люди с гипертимным, циклотимным и экзальтированным типами наиболее конфликтны, так же видим, что если большинство типов встречается в данной группе, даже у одного человека, то с такими типами как дистимичность, демонстативность и лень в данной группе студентов вообще нет.
В дальнейшем мы исследовали уровень эмпатии в данной группе и сравнили уровень конфликтности участников исследования с уровнем развития эмпатии. Результаты исследования представлены в таблицах 3.
Таблица 3
Показатели эмпатии у людей с разным уровнем конфликтности в (%).
Конфликтность
Эмпатия | Высокая | Средняя | Низкая |
Высокая | - | - | 25 |
Средняя | - | 42 | - |
Низкая | 33 | - | - |
Таким образом, мы видим, что люди с высоким уровнем конфликтности имеют низкий уровень развития эмпатии, и наоборот люди с низкой конфликтностью имеют более высокие показатели эмпатии. Следовательно, прослеживается следующая тенденция: чем выше конфликтность личности, тем ниже эмпатия и наоборот чем выше уровень эмпатии, тем ниже конфликтность личности.
Результаты проведенного исследования актуализируют необходимость проведения работы, способствующей снижению конфликтности личности.
Данная работа может быть осуществлена в двух направлениях:
Обучение студентов конструктивному поведению, профилактике конфликтных ситуаций.
Развитие эмпатических способностей, понимаемых как индивидуально – психологические особенности, обеспечивающие понимание, сочувствие и сопереживание другому.
В нашей работе, учитывая выявленную значимость эмпатии в умении конструктивно разрешать конфликты, мы выбрали второе направление.
Нами были разработаны и апробированы занятия, способствующие развитию эмпатии.
Наши занятия были организованны и проведены в форме практических занятий с элементами тренинга, так как в ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что различные тренинговые методы помогают повысить эмпатические способности (при условии их врожденного наличия), развивают умение более эффективно применять эмпатию в личном и профессиональном общении.
Примерная структура занятия:
1. Введение в тему включает некий диалог о том, каковы цели данного тренинга, каковы их ожидания от данного тренинга. Определение правил тренинга. Как ребята относятся друг другу, насколько понимают друг друга. Считают ли они себя дружной группой, помогают ли друг другу. Определение настроения в данный момент. Выяснение ожиданий.
2. Разминка – это игры, направленные на повышение тонуса участников, повышения групповой активности и энергии участников, а также средство восполнить энергию устающей или уставшей группы. Приведем примеры разминок, использованных в наших занятиях.
«Пустой стул»
Участники делятся на первый-второй. Участники под номером “один” садятся в круг, под номером “два” — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать.
«Ураган»
Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим.
Информация о работе Влияние эмпатии на конфликтность личности